Войти в почту

Мурашко прописал успокоительное: как нормализуется ситуация на рынке лекарств

Чем Россия может заменить иностранные лекарства и все ли есть в аптеках? Таблетку против санкций искала медицинский обозреватель телеканала «МИР 24» Анастасия Глебова.

Мурашко прописал успокоительное: как нормализуется ситуация на рынке лекарств
© Мир24

«Вот поступления – сегодня и вчерашний день».

Саратов, аптечный склад с медикаментами – российскими и зарубежными. Коробки местами под потолок.

«Запас имеется, можете быть спокойны. Причем это относится как непосредственно к стационарным препаратам, так и к препаратам, которые получают наши льготники. Все куплено заранее», – рассказал министр здравоохранения Саратовской области Олег Костин.

Дефицит в начале весны был. Виной тому нездоровый ажиотаж. В панике посетители сметали с полок и то, что доктор прописал, и то, что вряд ли пригодится.

С 28 февраля по 13 марта россияне приобрели 270,5 миллиона упаковок медикаментов на сумму почти в 100 миллиардов рублей. В топе – успокоительные и жаропонижающие, препараты от аллергии и боли в горле. А «Левотироксин», которым лечат щитовидную железу, оказался чуть ли не самым востребованным. Разобрали трехмесячный запас.

Такое в России уже было. В начале пандемии скупали не только гречку, сахар и туалетную бумагу, но и лекарства.

В Минздраве заверяют: жизненно важных препаратов хватит на всех.

«Запасы по льготным категориям граждан, получающих помощь, такие как сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания – объемы запасов лекарственных препаратов составляет более чем на пять месяцев. По федеральным льготникам – более 85% сегодня уже поставлены в регионы от годовой потребности», – рассказал министр здравоохранения Российской Федерации Михаил Мурашко.

Многие импортные лекарства давно делают в России. Например, иммуносупрессант «Адваграф» – он нужен в трансплантологии. Его производит Российский фармакологический гигант «Р-фарм» совместно с западной Astellas. Отказываться от сотрудничества компании не собираются.

«Сейчас основные опасения, связанные с дефицитом, у многих возникают не с логистикой, а в связи с тем, что какие-то отдельные компании могут остановить поставки», – отметил эксперт фармацевтического рынка Николай Беспалов.

Медицину санкции не затронули. Так, Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Петрова в Санкт-Петербурге по контрактам получит все, что было прописано: и оборудование, и расходники, и препараты. Скоро к борьтбе с онкологией подключится «Росатом». Несколько лет специалисты госкопорации совместно с медиками работали над новым комплексом лучевой терапии «Оникс» и гамматерапевтическим комплексом «Брахиум».

«Когда пациент, лежащий на столе, продвигается внутрь этого КТ, то «Гантри» начинает вращаться и делать снимки с разных сторон. Более 300 снимков», – рассказала руководитель проекта Татьяна Крылова, Госкорпорация «Росатом».

Теперь лечение не будет зависеть от импорта и логистики. Не все пациенты могут ждать поставок тех же зубных протезов из Израиля или США. В Северной столице в рамках импортозамещения цифровой зуботехнический центр «Артдент» начал производить протезы. Материалы отечественные. Дентальный станок тоже, сами смастерили, он первый в стране.

«У пациента нет двух зубов, и наша задача отмоделировать зубы. В дальнейшем эта конструкция пойдет на фрезеровку».

Найдется альтернатива и брекетам. Компания «Стар Смайл» производит элайнеры. Это специальные капы для выравнивания зубов. 10-12 месяцев – и у вас улыбка мечты.

«Мы первые, кто начал это делать, давно занимаемся производством элайнеров, почти 10 лет. И у нас, наверное, самый большой клинический опыт по лечению пациентов», – сказал основатель компании Владимир Луценко.

В Кемерове делают кардиологические биопротезы. Компания производит импланты, которые не требуют длительного приема препаратов, разжижающих кровь. Продукция отечественная, только часть комплектующих из Индии и Китая.

«Данный протез носит название «Унилайн», это один из наших основных биопротезов. Он имплантируется в сердце человека при различных заболеваниях. В случаях, когда у пациента, например, бактериальный эндокардит».

Из-за проблем с логистикой возник дефицит популярных контактных линз «Джонсон и Джонсон», хотя компания не прекратила поставки Россию. Но в России есть аналоги. В Стертимаке вот уже 30 лет производят линзы и растворы для них.

Лекарствами и оборудованием Россия может обеспечить не только себя, но и соседей. Российский биотехнологический холдинг «Алкор Био» в Петербурге уже 30 лет успешно производит реагенты для медицинских исследований на гормоны, аллергию, ВИЧ, гепатит, коронавирус. Испытания проводятся здесь же, в собственном виварии на лабораторных животных.

«Мы поставляем свою продукцию практически во все страны СНГ, в ближнее и дальнее зарубежье. Кроме того, что мы занимаемся диагностикой, мы довольно много времени и усилий потратили на развитие методов регенеративной медицины с применением стволовых клеток, довольно далеко в этом продвинулись. Особенно были интересны результаты по лечению инфарктов, инсультов, костных переломов», – рассказал президент биотехнологического холдинга Дмитрий Полынцев.

Не только мы, но и нам готовы помочь в Содружестве. Беларусь, например, делает дженерики. Государственное предприятие «Академфарм» планирует увеличить экспорт в Россию.

«На заре создания была задача импортозамещения дорогих и высококачественных препаратов оригинаторов, которые по своей стоимости чаще всего бывают недоступны. Эту задачу мы выполнили. И выполняем на сегодняшний день», –отметил директор государственного предприятия «Академфарм» Юрий Никитский.

Так что из лекарств и помощи никто не останется. В больницах препаратов хватает, а государство поддержит любые инновации.