Первая после пандемии школа для переживших трансплантацию пациентов открыла свои двери в облбольнице

Долгожданная ежегодная «Школа пациента», посвященная особенностям жизни после пересадки органов, прошла в новосибирской облбольнице. Это первое подобное мероприятие с 2019 года. Предыдущие два года оффлайн-школу в больнице проводить не решались из-за пандемии коронавируса. За прошедшее время пациенты соскучились по живому общению с врачами-организаторами системы трансплантологии печени и почек в регионе. И буквально засыпали их насущными вопросами.

Первая после пандемии школа для переживших трансплантацию пациентов открыла свои двери в облбольнице
© НДН.Инфо

Первая пересадка почки от посмертного донора в Новосибирской областной больнице была выполнена осенью 1988 года. Прошло больше 30 лет. Ныне профильное отделение больницы называют одним из лучших в стране. По федеральной статистике за 2021 год регион находился на втором месте в стране по количеству трансплантаций вообще в расчете на миллион жителей. Основной тому причиной главный трансплантолог области Александр Быков называет создание в 2010 году и успешную реализацию региональной программы трансплантации печени.

Жизнь после смерти: о проблемах и успехах трансплантологии в Новосибирске

Однако, как говорит доктор Быков, сама операция — это начало пути. Затем человек наблюдается у профильного специалиста, получает лекарства. Эти лекарства обладают побочными эффектами, и нужно ситуацию контролировать. Пациентов после трансплантации на регулярной основе наблюдают врачи. Это не значит, что люди все время в больнице, но регулярно обследоваться и при необходимости корректировать прием медикаментов и т.п. нужно.

Система амбулаторной помощи пациентам после трансплантации

Вместе с тем остается еще немало вопросов — можно ли загорать, заниматься спортом, заводить домашних животных, можно ли вакцинироваться от коронавируса, иметь детей и т.д. и т.п. И «Школа пациента» — отличная возможность получить компетентные ответы на возникающие вопросы и консультацию самого высокого уровня.

Собравшимся на школу пациентам в облбольнице организовали небольшой фуршет

«Вообще в Новосибирской области, если сравнивать с другими регионами, организована одна из лучших систем оказания амбулаторной помощи пациентам с пересаженными почками», — говорит заведующая нефрологическим отделением облбольницы, главный нефролог Новосибирской области Елена Галкина.

В частности, в облбольнице организован специальный ежедневный прием доктора с опытом ведения пациентов после трансплантации. Пять дней в неделю в первой половине дня врач принимает пациентов, отвечает на все их вопросы, вносит коррективы. Отделение Елены Галкиной поддерживает связь с каждым пациентом. «Всех наших пациентов мы знаем лично. Иногда у них возникают животрепещущие вопросы. Они нам звонят, в отделение, мне лично. И мы эти вопросы вместе стараемся решать», — отмечает она.

Школа — важный элемент системы

Еще одним звеном такого постоперационного ведения пациентов выступает ежегодная школа.

«Есть банальные жизненные вещи, о которых людям важно знать. Но иногда они стесняются об этом спросить. К тому же жизнь меняется. Традиционно мы рассказываем о таких переменах в двух частях школы — я говорю о том, как жить с пересаженным органом. А главный трансплантолог области Александр Быков рассказывает в том числе об организации процесса. А по завершении мы отвечаем на вопросы пациентов», — рассказывает Елена Галкина.

И вопросов за время коронапаузы накопилось немало. Новосибирцев и жителей области, перенесших трансплантацию, интересовала возможность получения электронных рецептов. Многие жаловались на большое число очередей в поликлиниках по месту жительства. А электронный рецепт как раз позволяет минимизировать время стояния в очередях. Хотя, к примеру, в Бердске, по свидетельству пациентов, бумажные рецепты выдают даже быстрее, чем электронные. Бывает и так, что выписывают препараты на 30 дней, хотя в году есть немало месяцев с 31 днем. И в итоге препарата не хватает.

Александр Быков признал, что система работает не идеально. Но заверил — сбоев с поставками лекарств в регионе нет, есть недоработки на местах. Главный трансплантолог области подробно рассказал о правах пациентов, организации процесса консультирования, лечения, лекарственном обеспечении.

Отдельно Елена Галкина остановилась на нюансах вакцинации от коронавируса для пациентов после трансплантации. В частности, о возможности «пассивной иммунизации» препаратом «Эвушелд» и т.д.

Лист ожидания нового качества жизни

Вместе с тем слушателями «Школы пациента» в этом году стали также пациенты, кто для себя или близких интересовался возможностями трансплантации.

На их вопросы ответы постарался дать главный трансплантолог области. При наличии медицинских показаний к такой операции, неотвратимом заболевании того или иного органа, пациент направляется на консультацию в поликлинику при облбольнице. Уже здесь «решается вопрос о целесообразности его включения в лист ожидания». Пациент проходит большое количество обследований. А решение принимает врачебный консилиум.

Как подчеркивает доктор Быков, «важно, чтобы жизнь пациента после пересадки органа улучшилась, а не ухудшилась».

Вместе с тем именно трансплантация считается средством достижения качественных изменений жизни пациента. Поскольку даже находящиеся на диализе привязаны к амбулаторному диализному центру и имеют ряд других ограничений. Пересадка же во всем мире считается самым лучшим решением для пациентов с почками в терминальной стадии, говорит Елена Галкина. Разумеется, если нет противопоказаний к операции.

Однако возможности отечественной, в том числе новосибирской, трансплантологии сильно ограничены. Все технологии у новосибирских хирургов есть. Главной проблемой является доступность органов для пересадки. И за время пандемии коронавируса она снизилась. Как следствие, уменьшилось и число проводимых операций.

«Пациенты стоят в листе ожидания, а донорских органов не хватает. И это наша большая головная боль», — подчеркивает главный нефролог области.

Всего в регионе на сегодняшний день около 500 пациентов с пересаженными почками и печенью. При этом на аппарате искусственной почки в регионе находится немногим меньше тысячи человек. Но даже в доковидные времена облбольница осуществляла 40 трансплантаций в год. В пандемию этот показатель упал до 20. Хотя, уверен главный транплантолог, больница могла бы проводить 60-70-80 таких операций в год. Почему так не происходит, доктор Александр Быков детально рассказывал в интервью НДН.инфо:

Жизнь после смерти: о проблемах и успехах трансплантологии в Новосибирске