Спортивная мотивация: как найти главную составляющую успеха?

Составляющих успеха, как и неуспеха, в спорте много, но одной из главных становится мотивация. Чаще побеждает не тот, кто сильнее физически или дольше тренировался – а тот, кто лучше мотивирован. О том, что такое мотивация, какие механизмы помогают её развить, мы побеседовали с Игорем Котовым, президентом Федерации танцевального спорта Новосибирской области.

Спортивная мотивация: как найти главную составляющую успеха?
© Сибмеда

личный архив

Что такое мотивация?

Мотивация – это внутреннее состояние, которое активизирует, направляет и поддерживает поведение, направленное на достижение определённых целей. В спорте без мотивации невозможно. Существует два вида мотивации: внешняя и внутренняя. Внешнюю мотивацию создают люди, которые вместе со спортсменом работают на его результат: тренер, родители, друзья, окружающие спортсмены, соперники. Внутренняя мотивация – это глубокий процесс человеческого сознания, когда спортсмен прислушивается к своим внутренним посылам, точно определяет основную цель и задачи. Внешняя мотивация без внутренней не работает. Для реализации внутренней мотивации спортсмену необходимы механизмы: самоцензура, самоконтроль, саморегуляция.

«Самоцензура и самоконтроль заключаются в том, что спортсмен высоко организован, дисциплинирован, он говорит себе: "Я могу, я встаю, я делаю"», – говорит Игорь Котов. В первую очередь, спортсмен должен иметь реальную оценку своего собственного труда. Отталкиваясь от этого, он должен уметь контролировать себя во всех ситуациях, не поддаваться эмоциям, а самостоятельно их регулировать. В саморегуляции спортсменам помогают дыхательные упражнения. Самоцензура не позволяет замотивированному спортсмену отходить от намеченного плана тренировок – это тот механизм, который отвечает за исполнение запланированной работы.

Эксперт указывает и на важность самоубеждения, самоободрения: «Великое дело, когда спортсмен способен подойти к такому уровню собственного развития, где он может самостоятельно себя похвалить за реализацию своей задачи», — делится эксперт. Спортсмен, который замотивирован на результат и реально оценивает свою работу, точно знает, за что можно, а, главное, нужно себя похвалить. Тогда в момент, когда мотивация слабеет, самоподдержка играет ключевую роль в желании работать над собой дальше.

«Спортивное чудо заключается в том, что спортсмен, который находит возможность методически обрабатывать знания, используя внешнюю и внутреннюю мотивации, обречён на успех!» — уверен Игорь Котов.

Как реально оценивать свои возможности?

Оценивать объективно то, какого результата спортсмен может достичь – важно для его мотивирования. Когда цель нереальна, что достаточно часто встречается в спорте, тогда работа спортсмена остается неоправданной, а находить мотивацию становится всё сложнее. Обозначение целей и задач – это совместная работа тренера и спортсмена: объективная оценка способностей и возможностей со стороны тренера, и готовность выполнять работу со стороны спортсмена.

Методики формулировки реальной цели не существует. У каждого спортсмена она своя. Цель складывается из реальной оценки возможностей спортсмена и анализа наставника. Наставник может озвучить, какого результата может достичь спортсмен в данном виде спорта, задача спортсмена – проанализировать или переформулировать поставленную задачу, оценив свое желание и стремление.

При этом существует методика, выстроенная на опыте ряда спортсменов. «Определить для себя пример профессионала высокого уровня в своей деятельности, который близок спортсмену, вдохновляет его – этот спортсмен и становится идеальным образом. Важно заметить, этот образ осязаем», – говорит спикер.

Идеал нужен для того, чтобы спортсмен прошёл некоторые стадии: репродуктивный (уровень точного копирования) и репродуктивно-творческий (добавление собственного прочтения). Высший уровень – творческий: в действие, которое выполняют все, проявляется творческое начало, через высокие компетенции, которых достиг спортсмен, через среду, которая его окружает.

«Каждый спортсмен иллюстрирует свой идеальный образ. Этот образ визуализируется мозгом, и эта визуализация всегда находится перед спортсменом. Когда иллюстрированный образ мозга (идеальный образ) не совпадает с реальностью, без должной внешней поддержки спортсмен уходит в профессиональную депрессию», – поясняет Игорь Котов.

Тренерский состав должен быть очень аккуратен в использовании знаний возрастной психологии и возрастных особенностей развития спортсмена. Мы говорим о взрослых состоявшихся личностях, которые берут на себя ответственность за проделанную работу и свой результат.

«Одного желания недостаточно, оно должно быть подтверждено колоссальным трудом, причём этот труд не только самостоятельный, но и с привлечением огромного количества специалистов», — делится эксперт.

Что влияет на потерю мотивации?

1. Неудовлетворённость результатом.

Одна из главных причин потери мотивации. Если кажется, что всё сделал, а результата нет, тогда необходимо поменять тактику тренировок, и в дальнейшем посмотреть на изменение результата. Также результат напрямую зависит от тренера. Если спортсмен со своей стороны выполняет все рекомендации и задачи, проводит отчёт о своей проделанной работе, анализирует его, но не видит роста, то стоит поставить вопрос о смене тактики тренера. Часто результат не удовлетворяет, потому что цель нереальна. Важно получать объективную оценку и тренеру, и спортсмену. Физическое развитие должно идти параллельно с развитием интеллектуальным. Спортсмены, как правило, успешны, потому что они имеют высокий уровень организации жизнедеятельности.

2. Стагнация (отсутствие развития).

«Один из возможных способов выхода из периода стагнации, который наступает у всех взрослых спортсменов — это после каждой тренировки с тренером проводить анализ проделанной работы. Задача тренера: определить два отрицательных момента, которые выявил для себя спортсмен, и сделать из них положительные», — поясняет эксперт.

3. Нехватка индивидуальности.

Многие спортсмены настолько глубоко погружаются в рефлексию, что она заводит их в профессиональный тупик. Спортсмен должен принимать себя таким, какой он есть – с точки зрения природы и физического совершенства. Главное — стараться найти отличия себя от другого спортсмена. «Индивидуальность и может стать мотивирующим моментом достижения цели», — констатирует Котов.

4. Внешняя оценка.

Необъективная внешняя оценка, может повлиять на вашу мотивацию. В спорте людей, которые дают непрофессиональную, а иногда профессиональную, но необъективную оценку, много. Это могут быть соперники, неудовлетворённые результатом родители, члены профессионального сообщества и т.д. В такой ситуации важно помнить о проделанной работе и слушать своего тренера, а не окружающих.

5. Внешняя среда.

Внешняя среда у спортсменов, как правило, делится на две части, первая – спортивная, вторая – всё, что вне спорта. И там, и там спортсмена окружают различные факторы, которые могут отвлекать его от тренировочного, спортивного процесса. И если спортсмен поддаётся этому, тогда его мотивация не настолько сильна, как ему кажется.

6. Социум.

Это люди, чаще друзья, которые могут ставить спортсмена перед выбором: соблюсти режим или выйти из него. Замотивированный спортсмен в такой ситуации не будет сомневаться.

7. Успех соперника.

Это проверка на наличие у спортсмена внутреннего стержня. Успех соперников не должен влиять на личную мотивацию спортсмена. «В тренировочном процессе может не получаться, он для этого и является тренировочным процессом. Зал – это безопасное пространство для совершения любых ошибок, где совершённая ошибка не должна приводить спортсмена в состояние депрессии, а должна совместно с тренерским штабом выводить спортсмена с аналитическим вопросом, в котором точно определяется, что сделано не так», — делится эксперт.

От чего зависит результат

Существует пять уровней подготовки спортсменов: физическая, техническая, тактическая, теоретическая и психологическая.

Очень часто на психологическую подготовку у спортсменов не хватает времени. Работа со спортивным психологом у спортсменов должна быть на постоянной основе. Профессионал может перевести спортсмена на новый уровень, проработав с ним его личные моменты – те, которые могут даже не заметить тренеры, товарищи, родители. Определённый набор блоков, о которых спортсмен даже не догадывается, могут тормозить его уровень развития: если эти блоки будут раскрыты, то вполне вероятно получится сделать первый шаг. Если спортсмен проработал и свои внутренние переживания, и вложил все свои силы, уверен в тренере, значит для себя нужно сказать: «Я сделал всё, что мог! Но дальше прогресса нет, значит в данном виде спорта я достиг своего максимума».

«Когда я читаю лекции на тему мотивации спортсменам, в конце всегда включаю музыкальный трек Ёлки «Все зависит от нас самих!». Ведь, действительно, ничего в мире нет такого, что неподвластно было б нам!», – делится Игорь Котов.

личный архив

Владислава Андреева, мастер спорта России по бально-спортивным танцам, рассказала, где она черпает мотивацию для спортивных достижений:

– В первую очередь, мотивирую себя я сама. Я очень целеустремлённый и упёртый человек, поэтому я сама нахожу в себе силы, организовываю свой день.

Я точно знаю, к чему иду, и готова делать для достижения результата многое. Профессиональный спортсмен не должен искать поддержку в ком-то.

Но, безусловно, без моих родных, в первую очередь родителей, я бы не справлялась с таким количеством нагрузки. Мой тренировочный процесс составляют мои тренеры.

Интенсивность тренировок напрямую зависит от соревнований: от периода, который остался до турнира, и от ранга данного соревнования.