Кто рискует стать аллергиком

Всемирный день борьбы с аллергией отмечают 8 июля. По данным ВОЗ, она занимает четвертое место среди всех хронических заболеваний. При этом от той или иной формы аллергии страдает каждый пятый житель Земли. Кто в группе риска и как предупредить развитие заболевания, выясняла «Парламентская газета».

Кто рискует стать аллергиком
© Парламентская газета

Эпидемия XXI века

Сегодня аллергию считают настоящей эпидемией XXI века, это одно из самых распространенных заболеваний, подтвердила заслуженный врач России, член Комитета Госдумы по обороне Татьяна Кусайко («Единая Россия»). По ее словам, среди причин аллергии — нерациональное питание, стрессы, бесконтрольное использование антибиотиков и биологически активных добавок, плохая экология.

Аллергия — гораздо более серьезное заболевание, чем может показаться на первый взгляд, предупредила врач. Поэтому при первых ее симптомах очень важно обратиться к специалисту, выявить причину и начать лечение. 

«Как педиатр, подчеркну, что своевременное обращение к врачу особенно важно для детей, — отметила Кусайко. — Родителям ни в коем случае нельзя заниматься самолечением, руководствуясь принципом, что ребенок «перерастет» заболевание. Ранняя диагностика и профилактическое лечение не дадут болезни перейти в хроническую форму».

Аллергия бывает и на солнечные лучи, напомнила специалист. Поэтому находиться на солнце и загорать лучше в период, когда оно наименее активно — до 10 часов утра и после 17 часов вечера, — и обязательно пользоваться защитными кремами. Если ранее уже была аллергическая реакция, нужно иметь в аптечке антигистаминные препараты. 

Наследственный фактор

Аллергия — это нетипичная реакция иммунной системы на обычные вещи — еду, пыльцу растений, лекарства, домашнюю пыль, шерсть животных, ткани, химические вещества и многое другое. По мнению экспертов, один из основных факторов риска ее развития — наследственность. У взрослых и детей, чьи родственники страдали аллергией, вероятность возникновения этого заболевания в разы выше.

«Считается, что если у родителей нет аллергии, то риск ее развития у ребенка не превышает 10 процентов, — сказала «Парламентской газете» аллерголог-иммунолог, кандидат медицинских наук Ольга Громадина. — Если это заболевание есть у мамы или папы, такая вероятность увеличивается до 20—40 процентов. Если же больны оба родителя — до 60».

Среди других факторов риска — патологии течения беременности и родов, искусственное вскармливание, бедное несбалансированное питание у детей первого года жизни, позднее введение прикормов, добавила специалист.

Возраст играет роль

В зависимости от возраста аллергия проявляется по-разному. У маленьких детей это чаще высыпания на теле. У детей младшего школьного возраста и подростков — респираторные проявления. Например, аллергический ринит, который проявляется отеком слизистых носа, слезотечением и приступами чихания. В дальнейшем аллергические заболевания могут прогрессировать.

«Легкие симптомы со временем способны трансформироваться в более тяжелые, — предупредила Громадина. — Они могут проявляться в виде бронхиальной астмы и рецидивирующих отеков».

Врач также рассказала о неочевидных симптомах аллергии, игнорировать которые не стоит. Речь идет о частых ОРВИ — особенно это актуально для детей.

«Родители часто болеющего ребенка нередко начинают лечить его иммуномодуляторами и только усугубляют ситуацию, — сказала специалист. — Чтобы предотвратить дальнейшее развитие заболевания и избежать осложнений, важно вовремя обратиться к врачу».

Громадина также рассказала о самом эффективном на сегодня методе лечения аллергии — аллерген-специфической иммунотерапии. Его суть — научить иммунную систему воспринимать чужеродные антигены как безопасные и не реагировать на них воспалением. По итогам диагностики врач подбирает препарат, содержащий небольшие дозы аллергена, и вводит его в организм пациента либо с помощью подкожных инъекций, либо в виде капель и таблеток под язык. Начинают лечение с минимальных строго выверенных доз, затем постепенно концентрацию повышают. В результате организм вырабатывает толерантность к конкретному аллергену. Минус такого лечения — оно долгое: чтобы достичь эффекта, нужно не менее 3—5 лет.