Метиловый спирт предлагают сделать невыносимо горьким

Российские ученые к осени подготовят уникальную формулу вещества, которое позволит при добавлении в метанол, не меняя цвет, запах и прочие характеристики, сделать его отвратительным на вкус. Таким образом, использовать технический спирт в качестве сырья для производства подпольного пойла станет просто бессмысленно, так как в здравом уме пригубить его вряд ли кто отважится. Следующий шаг — сделать так, чтобы криминал в поисках сырья не переключился на медицинский спирт. Для этого контроль за его отгрузкой с заводов предлагают ужесточить, а оптовиков серьезно наказывать рублем, если спирт попадет не в те руки. Об этом в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Сергей Рябухин.

Метиловый спирт предлагают сделать невыносимо горьким
© Парламентская газета

- Сергей Николаевич, вы возглавляете межведомственную рабочую группу при Совете Федерации по противодействию контрафакту. Что удалось сделать в весеннюю сессию для победы над водочной мафией?

- Для начала скажу, что ранее в рамках Евразийского экономического союза мы все никак не могли достичь гармонизации в акцизной политике по всему перечню подакцизных товаров, в том числе водке, пиву и табаку, которые в общей сумме приносят в консолидированный бюджет России более триллиона рублей. Поэтому здесь требовалось давно навести порядок. Ведь каждый процент контрафакта, то есть незаконного производства и оборота, означает для бюджета потери десятков миллиардов рублей. За каждый процент приходится биться. К тому же контрафактная продукция создает неблагоприятные условия для отечественных товаропроизводителей, продукция которых на 50-70 процентов получается дороже.

Поэтому мы ставили в весеннюю сессию перед собой задачу преодолеть эти административные нестыковки. И пришли к выводу, что необходимо занести табак и алкоголь в перечень стратегически важных товаров. Нам с большим трудом удалось убедить в необходимости меры все отраслевые ведомства и министерства. Это дает нам право без согласования с коллегами и партнерами по Евразийскому экономическому союзу применять санкции к нарушителям.

- Когда заработает норма?

- Правительственное постановление вступит в силу с 1 января 2023 года. С этого момента мы сможем применять уголовную и административную ответственность за незаконное перемещение алкоголя и табака в Россию с территории иных государств. Тут еще одна беда вырисовывается: ведь в общей массе контрафакта везут в том числе и откровенный суррогат. И это приводит к массовым отравлениям и даже летальным исходам. Поэтому нужно было наводить порядок в этом вопросе не только с точки зрения бюджетной дисциплины, но для сохранения здоровья нации.

- Совет Федерации поддержал закон об упрощении лицензирования розничной торговли алкоголем в сельской местности. Это послабление не подтачивает позиции Минздрава в борьбе с винопитием?

- Никто не говорит о поощрении винопития. Бороться надо, но не доводить до абсурда. А то получается, что сегодня жители 218 тысяч населенных пунктов на селе не имеют возможности приобрести качественный, легальный алкоголь. Поэтому покупают самогонку или суррогат, изготовленный либо из медицинского спирта, либо из технических спиртов, хуже всего — из метанола, который даже в малых дозах смертелен. Закон, который направлен на подписание президенту, снимает не все, но многие вопросы. Прежде всего он дает гражданам выбор — пить самогонку или купить качественное спиртное в магазине. Сейчас такой возможности у них нет.

- Для кого будет упрощена процедура лицензирования?

- Пока для малого и среднего бизнеса, но это только начало. В планах на осеннюю сессию внести поправки и распространить норму на индивидуальных предпринимателей, которые зачастую и владеют магазинчиками на селе. Сегодня они не имеют права на лицензию на торговлю спиртным. Должен сказать, что это избыточная мера и она не привела к сокращению потребления алкоголя в стране.

- Нет ли желания пойти дальше — дифференцировать стоимость лицензии на селе и в городе, ведь объемы продаж существенно различаются?

- Есть такая идея. Сейчас лицензия что для большой торговой сети, что для маленького магазинчика стоит одинаково — 65 тысяч рублей. Так не должно быть. В сельской местности, если там небольшой магазинчик, который продает хлеб, масло и спички, где небольшой оборот, можно снизить до 6,5 тысячи рублей. Дискуссия развернулась здесь между Минпромторгом и Минфином. В результате пришли к компромиссному варианту, о чем мы договорились на последнем заседании рабочей группы, и в октябре мы его вынесем на комиссию по законотворческой деятельности в Правительство. Надеюсь, осенью закон будет принят, с тем чтобы с января 2023 года применили эту норму. Больше того, мы предлагаем, чтобы она распространялась не только на малый и средний бизнес, но и на ИП.

- Следует ли дальше ужесточать регулирование оборота метанола для предотвращения массовых отравлений?

- По нашим оценкам, осенью прошлого года погибло от потребления метанола 409 человек. Но статистка годовая еще больше — около 2000 человек. И у нас возник вот такой научный замысел… Мы предлагаем с согласия Правительства при участии Минпромторга провести небольшой эксперимент по производству вкусовой добавки, которая делала бы потребление метанола невозможным. При этом на цвет и запах добавка никак не повлияет. Сейчас над созданием такого вещества работают российские ученые. Также было бы неплохо закрепить ответственность за всю цепочку производства метанола за одним ведомством, к примеру, за Минпромторгом или Росалкогольрегулированием.

- Гайки по техническим спиртам закрутите — не переключат ли подпольные дельцы внимание на медицинский спирт?

- Риск есть. Нам казалось, что в этой сфере наведен порядок, но мы провели проверку и выяснилось, что через оптовых поставщиков, которые занимаются реализацией медицинского спирта с заводов-изготовителей, он уходит в серую зону. Наши опасения подтверждают и статистические данные: производство медицинского спирта в стране в прошлом году выросло с полутора миллионов декалитров до четырех миллионов при сохранении тех же потребностей в медицине. Это сигнал для нас: что-то там не так.

Поэтому мы готовим законопроект, где предлагаем отгружать медицинский спирт только тем потребителям, которые имеют лицензию. При этом на оптовика будут начисляться акцизы. Но если он отгружает спирт добросовестным организациям, имеющим лицензию и, следовательно, спирт не уходит налево, то тогда при проверке ФНС с него снимется необходимость уплачивать этот акциз. Если же он нарушил правила и отгрузил медицинский спирт организации, которая не имеет права с ним работать, то акциз на него начислится в полном объеме, как на этиловый спирт. Сейчас медицинский спирт освобожден от акцизов, и криминал пользуется этой лазейкой.