Виталий Зверев: «Последствия утечек вируса - катастрофичны!»

По поводу новой волны гриппа и ковида ходит много слухов и разговоров. Чтобы прояснить ситуацию, первый заместитель главного редактора «МН» Андрей Авдонин побеседовал с ученым на актуальные темы.

Виталий Зверев: «Последствия утечек вируса - катастрофичны!»
© Мир новостей

ПУГАЮТ, НО НАМ НЕ СТРАШНО?

- Виталий Васильевич, в последнее время появилось множество публикаций про новые разновидности коронавируса, нас опять активно пугают. Особенно тем, что люди стали одновременно заболевать и ковидом, и гриппом, их разными скрещиваниями... Правда ли это и что делать?

- Сейчас в начале осени традиционно наблюдается подъем всех респираторных заболеваний. В том числе и гриппа, и ковида, и риновируса. Целый букет заболеваний! И это объяснимо: люди после отпусков снова собираются в большие коллективы, которые, как известно, являются питательной средой для распространения вирусов. Конечно, надо различать ситуацию в провинции и столицах, куда прилетают самолеты и приходят ежедневно сотни поездов. Сюда отовсюду везется разного рода зараза, поэтому в Москве и Санкт-Петербурге заболеваемость традиционно выше - эти мегаполисы всегда на виду. Кстати, стоит вспомнить, что в 2021 году серьезного сезонного подъема заболеваемости гриппом не было.

- А почему?

- Потому что были приняты строгие меры по борьбе с ковидом, и это положительно отразилось на иных респираторных заболеваниях, плюс тогда вакцинация от гриппа прошла по стране достаточно успешно.

- Но сегодня нас пугают каким-то «гонконгским гриппом»...

- Знаете, у нас всегда пугают. Но ничего серьезного в структуре гриппа не изменилось, он пришел практически в обычном виде. У нас сегодня циркулирует три обычных варианта гриппа. А вот что касается коронавируса, он действительно за последний год сильно изменился. Появился так называемый омикрон. И это варианты вируса, который претерпел изменения в структуре поверхностного белка. Это очень важно понимать, потому что устаревают все вакцины, которые создавались два года назад против уханьского штамма. Они уже не были эффективны даже при штамме «дельта». В США писали, что эффективность тех вакцин упала до 60-70%, у нас говорили, что она повыше. Но когда появился штамм «омикрон», ВОЗ вообще объявила, что предыдущие вакцины работают на уровне 10% эффективности.

А что такое 10%? Это уровень плацебо. Надо четко понимать, что те старые вакцины уже не работают. Но к счастью, убивший эти вакцины своими изменениями вирус уже практически не меняется. И при том что изменилась его структура и вирус стал быстрее распространяться, он не вызывает тяжелых заболеваний. Всегда происходит некая как бы компенсация: быстрее распространение - легче болезнь. У нас, да и в Европе, госпитализация, как и смертность, снизились на порядок.

КОГО СЕГОДНЯ НАДО ЗАЩИТИТЬ?

- Виталий Васильевич, при том что массам народа сегодня вирус не угрожает так активно, как раньше, но ведь все равно остаются группы риска?

- Они есть, и надо подумать, как их защитить в новых условиях. Это пожилые люди, те, кто имеет хронические заболевания вроде диабета. Сейчас есть схемы лечения, которые разработаны, кстати, академиком Ивашкиным из Первого Московского медицинского университета, это схемы с гормональными препаратами и препаратами, разжижающими кровь. Среди его пациентов смертность была практически нулевой. Ведь для лечения любого воспаления ничего лучше гормонов пока у нас нет. Но, конечно, гормональную терапию надо использовать правильно и аккуратно, по эффективным схемам...

- В общем, ситуация сейчас не такая страшная, какой она казалась вначале?

- Несомненно. Сейчас стало понятно, например, что дети переболели коронавирусом бессимптомно, никто этого почти не заметил. Да, есть дети, которые могли и могут умереть от ковида, но опять же это те, кто страдает тяжелыми хроническими заболеваниями. Вот на них сегодня и надо обратить особое внимание.

- А что касается вакцинации населения?

- Надо подождать принимать меры, у нас сейчас несколько новых вакцин проходит испытание. Это те препараты, которые созданы против новых вариантов коронавируса. И вот после испытаний уже надо будет хорошо подумать - надо или не надо массово вакцинировать людей. Это серьезный вопрос, сколько раз можно вводить вакцину человеку на протяжении нескольких лет. Ведь календарь вакцинаций существует неслучайно, надо, чтобы вакцинации не наслаивались одна на другую. Они, конечно, спасают от заболевания, но они же и нагружают иммунную систему.

ДВА ВРАГА ПРИШЛИ ОДНОВРЕМЕННО

- Виталий Васильевич, а что бывает, когда две эпидемии - ковида и гриппа - идут одновременно?

- Случаи такой двойной инфекции у нас не описаны, предполагается только теоретическая возможность. Часто бывает, что эпидемия гриппа сопровождается вспышками, например, аденовирусной инфекции. И это может вызывать тяжелые повторные заболевания, но именно повторные, а не одновременные. Бояться, что эти два вируса объединятся в организме, не стоит.

- А мы можем посоветовать нашим читателям сделать обязательную прививку от гриппа?

- Это надо сделать в безусловном порядке. Я лично каждый год покупаю 20 доз вакцины и прививаю всю свою семью, так же делают и мои сотрудники.

ОПАСНОСТИ ОСПЫ

- Что касается информационной волны, связанной с оспой обезьян, — это нам грозит?

- В России пока был зафиксирован один случай, когда приехал из-за границы человек, там заразившийся (только что объявлено о втором случае в Санкт-Петербурге. - Ред.). Считаю, что ВОЗ упустила этот момент, не дала четких рекомендаций, как себя вести при новых вспышках. Но мы знаем, что наша вакцина, которую в последний раз использовали в 1981 году, защищает и от этой разновидности оспы.

- Оспа передается контактным путем?

- Да, но она не так, как ВИЧ и гепатит, передается.

- В ряде публикаций делался упор, что оспа особенно распространена среди лиц нетрадиционной ориентации.

- Нет, здесь нетрадиционные связи никакой роли на самом деле не играют. Просто много заражений вирусами происходило на так называемых тусовках, и дело в том, что люди нетрадиционной сексуальной ориентации имеют в семь раз больше контактов, чем обычные...

- Чрезмерно, так сказать, общительные...

- Именно. Но передача ведь происходила не половым путем, а контактным. Это кожные проявления, кожный контакт. И потом ведь вирус распространяется и через верхние дыхательные пути. Так что тесные и многочисленные контакты, а не именно половой путь - причина широкого распространения вирусов.

- Может быть, на всякий случай стоит возобновить вакцинацию от оспы?

- Нет, на мой взгляд, это не имеет никакого смысла. Эта прививка против натуральной оспы вызывала у определенного процента людей тяжелые реакции. Так что не думаю, что массовая вакцинация от оспы сегодня так актуальна. Вот грипп - это другое дело.

О ТЕОРИЯХ ЗАГОВОРОВ

- Есть немало теорий заговоров, что нынешние опасные вирусы — это последствия злонамеренных американских экспериментов как у себя на родине, так и в иных странах. И эти вирусы постоянно «убегают» из их секретных лабораторий. Например, опять появились «железные доказательства», что вирус COVID-19 был выведен искусственно.

- Давайте смотреть в глаза фактам. Китайская Ухань — это место, где впервые вирус COVID-19 был обнаружен. Хотя это не значит, конечно, что он там впервые появился, потому что похожие случаи уже были, но никто этот вирус тогда не идентифицировал. Что касается искусственного создания, я очень серьезно отношусь к работам, которые американцы ведут во всех своих лабораториях. И, думаю, что ковид — это, скорее всего, природный вирус, который был упущен из лаборатории, им занимавшейся.

- То есть до этого вирус существовал в природе, но не атаковал людей...

- Вирусы все время существуют в природе и рано или поздно атакуют людей. В данном случае нет прямых доказательств, что ковид попал к людям именно из лаборатории, а не из животной популяции. Но если все-таки это была лабораторная утечка, то напомню: мы всегда говорили о строжайшем соблюдении правил безопасности, о контроле над такими опасными разработками. Потому что последствия утечек - миллионы смертей, они просто катастрофичны.

Фото: AdobeStock