«Как ты думаешь, отчего это прошлое всегда кажется лучше, чем оно было?» В Театре им. Моссовета премьера – «Сны Пенелопы»
- Ты испугалась старости и смерти? – Я испугалась жизни.
В Театре им. Моссовета на «Сцене под крышей» выпускник режиссерской Мастерской Алексея Могучего Фамил Джавадов поставил в рамках лаборатории «Молодые драматурги & молодые режиссеры», проекта «Сцена будущего» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив спектакль «Сны Пенелопы». Зритель видит три фрагмента – три разных сна Пенелопы о возвращении мужа с войны. Сначала Одиссей (Александр Яцко) предстает в роли сурового воина, затем жалким нищим и, наконец, любящим мужем. А сама Пенелопа (Анастасия Макеева) – то кроткой и любящей женой, то жестокой рабовладелицей, то неверной супругой, но во всех проявлениях чувствуется женское отчаяние из-за долгой разлуки и невозможности быть рядом с любимым человеком.
Сон-мечта? Иллюзия? Или ночной кошмар? Жив ли на самом деле супруг и есть ли надежда на встречу? Прошло двадцать лет. «С войны нельзя вернуться», – говорит Одиссей. И по-прежнему является во сне. И как понять, что явь, а что сон? Как определить грань между реальностью и сновидением? И не сойти с ума? «Пенелопа, бойся Гипноса – бога сна. Человек не может с ним бороться», – говорит Одиссей.
«Сны Пенелопы» – это фантазия-размышление. Драматург Алексей Куралех написал эту пьесу в 2019 году. Удивительно, что и зритель уходит из зала словно в тумане. Послевкусие такое, что ты и сам не знаешь, где ты сейчас – то ли спишь, то ли бодрствуешь. Все как-то уходит на второй план, а на первом образуется некая пустота, заполнить которую предстоит размышлениями и собственными ответами на какие-то свои вопросы. Только вот сформулировать их не просто: все так же туманно, как и в снах Пенелопы. Однако общий эмоциональный фон не покидает. Любовь, война, семья… 20 лет – это немалый срок. И красной нитью здесь проходит тема, которая во все века на протяжении всей истории всех государств тянет за собой кровь и слезы.
- Сейчас так быстро все меняется – люди и их чувства. – Но самое главное остается неизменным – солнце Итаки, запах ночи…
И как бы не менялось все вокруг, история движется по спирали. Вокруг все то же солнце, все те же ночи… А люди? Все те же люди. И хоть нам и кажется, что многое со времен Одиссея и Пенелопы изменилось, это не так. Вопрос в другом: можно ли разорвать ту или иную цепь событий?
«Я царь, Пенелопа, что я могу?»
Но если уж цари не в силах изменить тот или иной ход событий, то что под силу простому народу? Дождутся ли пенелопы своих одиссеев? И что это за война, которая длится уже много-много лет? Верны ли супруги друг другу? Или в каждой семье свое поле боя?
«И я отправился в странствие, из которого нет возврата…»
Сценография Егора Пшеничного очень точно отражает зыбкость и волнообразие событий: песок – как олицетворение времени – символ вечности и в то же время зыбкости; хрупкие и хрустящие под ногами артистов бугры – как мыльные пузыри, которые способны лопнуть в любую секунду; черная материя – как символ бесконечности бытия и небытия; а красная нить – как символ крови и путеводной звезды, как нить Ариадны – ориентир, помогающий найти выход из трудной ситуации, путь к спасению. Но есть ли этот путь к спасению? Или мы сами его обрываем? Как Пенелопа, отрезающая кусок нити после первого сна. Она «ткала погребальное покрывало и распускала каждую ночь, потому что знала, что Одиссей живой».
Но как бы ни было страшно, однажды кто-то обязательно скажет: «Пенелопа, проснись, Одиссей вернулся!»