В Москве зафиксирован рост заболеваемости менингитом
В Роспотребнадзоре сообщили о непростой ситуации в Москве по менингиту. По словам руководителя столичного подразделения ведомства Елены Андреевой, в основном болеют этой инфекцией мигранты, поскольку приезжают в столицу «абсолютно чистые с точки зрения иммунитета».
Рост новых случаев отметили еще летом, поэтому система здравоохранения была готова к плохому развитию ситуации. Вакцину взяли из госрезерва. Сейчас департамент здравоохранения, специалисты первичного звена с выездными бригадами вакцинируют мигрантов. По данным Роспотребнадзора, за десять месяцев этого года среди трудовых мигрантов было обнаружено 32 очага заболевания, количество контактных — более 10,5 тысячи, привитых — около девяти тысяч. Цель кампании — максимальный охват вакцинацией трудовых мигрантов до 25 декабря. Ожидаемый результат — стабилизация эпидемической ситуации по менингококковой инфекции в Москве. Комментирует гендиректор контрактно-исследовательской компании «Клиникал Экселанс Груп» кандидат медицинских наук Николай Крючков:
— Это не связано с мигрантами, это фактор второго-третьего порядка, это абсолютно не главенствующий фактор. А основная часть передач происходит именно у людей, которые вообще не имеют никаких симптомов, то есть являются носителями этого менингококка, либо от тех людей, которые болеют относительно легко простым назофарингитом, то есть «местным» заболеванием. Именно поэтому менингитные вспышки возникают внутри рабочих коллективов, там, где есть open space, производственные площадки или склады, закрытые должны быть помещения, потому что так улучшается передача, или в каких-то учреждениях детских это бывает. Но при этом надо сказать, что далеко не у всех в результате этих вспышек возникает именно менингит, менингит все-таки является весьма частым, но далеко не самым частым проявлением менингококковой инфекции.
— Почему у нас, кстати, эта история не стоит в календаре прививок? Можно ли сделать вообще бесплатно?
— Бесплатно нельзя сделать, к сожалению. Делается бесплатно именно в случае, когда вспышка происходит, и там могут провакцинировать контактных людей. Но пока, к сожалению, поскольку эта инфекция не в национальном календаре прививок, соответственно, говорить о каком-то высоком уровне иммунизированности населения не приходится. Мы каждый год сталкиваемся с этой проблемой, вот единственно ковидное время было с этой точки зрения облегчением. Но не просто потому, что случилось какое-то чудо, а в связи с тем, что именно применялись средние эффективные или даже слабые, но тем не менее хоть какие-то антиковидные ограничения, которые гораздо лучше воздействовали на заболеваемость гриппом, ОРВИ, коклюшем, менингококком и рядом других инфекций.
У москвички Анастсии 17-летняя дочь заболела менингитом в конце июля этого года. У ребенка поднялась температура, началась ломота в суставах и рвота, сильные головные боли, а также очагово появилась сыпь, похожая на трехдневные комариные укусы, на что не обратили внимания врачи. Также скорая не заметила еще один характерный признак, комментирует Анастасия:
«На самом деле, есть симптомы менингококковой инфекции, которые, к сожалению, знают не все врачи: боли при сгибании шеи, при сгибании ног в коленях. И врачи, хотя и просили сгибать, но они почему-то не обратили внимания на то, что ей было очень больно. Врачи приехали в половине двенадцатого ночи, они сделали обезболивающее, противорвотное, уколы, и, к сожалению, я не настояла, чтобы ее забрали в больницу. Получилось так, что шесть часов она еще пробыла дома, и когда мы на утро вызвали снова врача, потому что ребенку было совсем плохо, врач приехал, скорая, она тут же вызвала неотложку, и уже капельницу делали они в неотложке. Когда привезли в инфекционную, ее сразу из приемного отделения в отделение реанимации. Пять дней Аня была в реанимации, врачи боролись за ее жизнь, и только профессионализм врачей реанимации спас жизнь моей дочери, потому что в это же время в больнице находилась женщина 32 лет, которую, к сожалению, врачи не смогли спасти. Чем страшна это менингококковая инфекция — тем, что идет интоксикация всего организма, это страшное заболевание, которое очень быстро развивается. А если ребенок не умирает от менингококковой инфекции, он может остаться инвалидом. Я недавно была у врача в Аниной поликлинике, и врач сказала, что шестилетнего ребенка не удалось спасти. Мы раньше всегда думали, что менингит — это простудил голову, а менингококк инфекционный, у Ани был отек мозга, то есть поражает все внутренние органы. Еще до сих пор следы вот этой сыпи, которая была бледненькими точечками в момент заболевания, она сейчас еще осталась в виде кровоподтеков, потому что это затрагивает сосуды. Последствия этой болезни могут наблюдаться в течение года-полутора, и в настоящее время Аня в 11-м классе, у нее домашнее обучение, потому что любые физические и психические нагрузки для нее противопоказаны. Есть последствия, но, как я сейчас уже понимаю, они минимальны по сравнению с тем, что могло быть».
Средняя цена на услугу вакцинации против менингококковой инфекции сейчас в Москве пять тысяч рублей плюс консультация врача от 800 рублей. По рецепту можно купить американский препарат «Менактра» за четыре тысячи. Именно им вакцинируют в платных клиниках. Его можно применять с девяти месяцев, но обычно профилактическую привику делают с двух до 55 лет. Бесплатно в поликлинике можно вакцинироваться только после выявленного контакта с больным менингитом.