Как выйти за рамки привычного

Наш опыт ограничивает и создает шаблоны, которые мешают сделать то, что мы хотим. Например, мы привыкли, что, когда человек говорит: «Нам надо поговорить», это автоматически означает, что есть какая-то проблема. Но могут ли быть ситуации, в которых эта фраза означает, что человек просто хочет посоветоваться или попросить помощи? А если мы уже заранее напряглись, то и разговор может пойти не туда. О том, как выходить за рамки своих автоматизмов на работе и в личной жизни, рассказывает бизнес-тренер Сергей Калиничев. Публикуем отрывок из книги Сергея Калиничева «Адекватность. Как видеть суть происходящего, принимать хорошие решения и создавать результаты без стресса».

.disclamer { display: block; background-color:#f3f9f9; font-family:sans-serif; font-size: smaller; text-align: left; padding: 10px; }

Адекватность. Как видеть суть происходящего, принимать хорошие решения и создавать результат без стресса

Сергей Калиничев

Издательство Альпина PRO, 2022

Самый простой автоматизм — привычка, за которой ничего не стоит, просто «так сложилось». Ее изменить легко — какое-то время следим за тем, чтобы делать по-новому, и уже через несколько дней привыкаем. Вот бытовой пример.

Допустим, вы обычно обуваетесь без ложечки. Но в какой-то момент заметили, что это неудобно. Вы хотите начать ее использовать, но каждый раз забываете и мучаетесь. Вы решили себя переучить. Положили ложечку на обувь, чтобы вспоминать о ней, когда обуваетесь. Через пару недель, когда ложечки не оказалось на месте, вы уже ищете ее глазами — привыкли.

Но есть привычки, которые так просто не изменишь.

Например, вы положили ложечку на обувь, чтобы приучить себя ее использовать. Но в момент, когда начали обуваться, просто взяли и сбросили ее с раздражением. Если наблюдать за собой, то в этот момент можно удивиться: «Ой… Как так? Я же сам ее сюда положил… И я сам решил начать ею пользоваться… Откуда это раздражение?»

И правда, откуда? Наша картина мира наполнена представлениями о том, как все устроено и кто мы такие. И если то, что мы хотим сделать, в нашем мировоззрении помечено как «плохо» или «опасно», то мы ощутим внутреннее сопротивление. Так упираются наши убеждения. И если я в этот момент не давлю на себя, а присматриваюсь к источнику этого сопротивления, то могу кое-что увидеть.

Вот я заметил, что не смог начать пользоваться ложечкой для обуви. Чтобы разглядеть свое убеждение на этот счет, я представляю, как человек при мне пользуется этой ложечкой. И в этот момент наблюдаю за тем, как я к нему отношусь.

Ой… Я думаю, что он — беспомощный аристократ, который без специального инструмента обуться не может. А я не такой, я лучше, потому что я больше приспособлен к жизни и могу обойтись своими руками. Надо же! Очень интересно… И смешно!

В этот момент я могу сказать себе: «Есть обувь, надевать которую без ложечки — одно мучение. Эти мучения не делают меня лучше. Конечно, я справлюсь и без нее при необходимости.

Но если такая удобная штука под рукой, то использовать ее — это забота о себе. Как хорошо!»

И в этот момент я беру ложечку в руку и обуваюсь с ее помощью с торжественной улыбкой победителя. Вот теперь у меня к ней другое отношение. Теперь привычку будет развить легко, если она мне нужна.

И, конечно, такие мелочи, как ложечка для обуви, — это не то, что на самом деле портит нам жизнь. У нас настоящие проблемы, когда внутренние установки мешают нам:

вынести полезную идею на обсуждение в команде;назначить адекватную цену за свой труд;открыто попросить о помощи;спокойно отказаться от плохого предложения.

Хотите посмотреть, как можно выходить за рамки своих убеждений на примере работы?

Николай работает в крупной компании. Каждый день он видит, что часть работы, которую они делают в отделе, никому не нужна. Раньше делать эти операции было необходимо, но теперь он видит, что это пустая трата времени и сил.

У Коли появилась идея, как все можно упростить. Он представил, как всем от этого будет легче, и почувствовал подъем.

Но он также понимает: чтобы его идея была реализована, ее нужно «продать» — преподнести так, чтобы другие люди захотели ее реализовать. Думая об этом, Николай начинает волноваться и откладывать. Себе он говорит так: «Предложение не один раз придется объяснять и обосновывать, а у меня и так много работы. Мне что, одному это надо? Ладно, не буду торопиться, подумаю еще».

Проходит месяц, ничего не меняется. Часть дня у него и у коллег уходит на пустую работу. А наш герой знает, как этого избежать, и молчит… Ему становится неуютно, и он начинает думать, что он трус. Но это не придает ему смелости, а только усиливает беспокойство.

Но Коля уже учится наблюдать за собой и останавливает себя от осуждения. Он присматривается к себе и замечает, что, когда он мысленно возвращается к своей идее, в теле появляется стресс.

«Та-ак, интересно, а что именно я прокручиваю в голове, когда возникает напряжение?» — задает он себе разумный вопрос.

А представляет он сотрудников, которые находят изъяны в его предложении и поднимают его на смех… Он чувствует себя глупым, и ему хочется избежать унижения. Его тело настолько сопротивляется этим образам, что ему проще молча делать бессмысленную работу и смотреть, как другие тоже мучаются, чем выйти с предложением…

Получается, дело не в том, что он сильно загружен и у него нет времени на обоснование идеи. Это отговорка.

Хотите, расскажу историю из своей жизни о том, как я вышел за рамки одного убеждения и к чему это привело?

Я с детства не любил бегать. Мне всегда казалось, что это жуткое насилие над собой. Но последние годы я с удовольствием бегаю пару раз в неделю по 7–12 километров за раз. Это улучшает качество моей жизни, и я рад своей новой привычке.

Каким образом человек, который с детства ненавидел бег, пришел к тому, что он теперь регулярно бегает и очень этим доволен? Конечно, у меня есть воля, и поначалу я пытался опереться на нее. «Посмотри в зеркало! Нужно поддерживать себя в форме», — говорил я себе и выталкивал себя на пробежку.

Но работало это плохо. Каждый раз, когда менялось мое расписание или портилась погода, я ощущал облегчение оттого, что есть хороший повод не бежать. Я буквально ликовал внутри, хотя внешне мог даже сокрушаться. Неудивительно — так происходит, когда заставляешь себя. Радость я мог ощутить, только когда мучение заканчивалось и я возвращался домой. «Может, бег — это не мое?» — вопрос, который я задавал себе несколько раз в месяц.

К этому моменту я уже тренировал тысячи людей и хорошо понимал, что любое действие можно делать с разным отношением и с разным качеством. И что это зависит от того, как я чувствую себя в процессе. Тогда я сказал себе: «А что я могу сделать, чтобы убедиться — мое это вообще или нет? Как я могу это понять, если я себя мучаю? Что, если можно как-то по-другому? Что, если я попробую получить удовольствие от процесса? Может, тогда станет понятнее — подходит мне бег или нет?»

Внутри проснулся интерес: «Та-ак… Для начала хочу увидеть, что мне мешает. Дай-ка я присмотрюсь к тому, как я с собой обращаюсь, когда бегу. Почему я бегу именно так, как привык? Что со мной происходит в процессе?» — с азартом сказал я себе, надевая кроссовки и датчик сердечного ритма.

Первое, за чем я начал пристально наблюдать, — с какой скоростью я бегу и насколько я расслаблен. Присматривая за своими ощущениями, я заметил связь пульса с удовольствием. Как только мое сердце билось быстрее, чем 140 ударов в минуту, мое тело переходило в режим тяжелой работы, когда нужно себя заставлять. Тогда я немного расслаблялся, сбрасывал скорость и наблюдал, как за несколько минут возвращаются приятные ощущения: «Ого! Интересно…»

Поначалу было непросто. Я начинал бежать, наблюдая за собой, но очень быстро улетал мыслями в планирование дня или в обдумывание вчерашнего диалога. В этот момент я переставал наблюдать за собой и тут же незаметно для себя разгонялся. Мой пульс, естественно, поднимался, а удовольствие исчезало. «Хм…

Интересно, откуда это?!» — спросил я себя и начал наблюдать за тем, что подталкивает меня увеличивать скорость, когда я перестаю следить за собой. «Что именно во мне происходит перед тем, как я начинаю разгоняться?»

И вдруг — вот оно! Я заметил, как работают мои представления о том, кто такой я и что такое бег. Сразу всплыли образы из фильмов, где сильные красивые люди долго интенсивно бегут и им все нипочем. Вспомнились плакаты с героями боевиков на стенах моей детской комнаты. «Они крутые, не будь слабаком, будь как они», — как будто шептал голос внутри.

Так я начал разглядывать свои детские представления о том, что нужно быть сильным и торопиться все в жизни успеть. Очень интересно! Получается, я сам себя мучаю ради старых идеалов.

Я себя загоняю не потому, что ситуация требует бежать быстрее, а потому что есть установка: «Медленно бегают только слабаки, а я не такой». А это мешает мне поддерживать здоровье и наслаждаться жизнью… И я об этом даже не знал, пока не начал с интересом всматриваться в то, как я разгоняюсь до скорости, на которой мне тяжело.

Когда я начал привыкать к комфортной для себя скорости, возник следующий вопрос: «Откуда у меня эти убеждения?» Ведь фильмы про сильных людей привлекали меня не просто так.

Наверняка я впитал все это от родителей. Ведь выработка таких установок — это лучшее, что могло с ними произойти в послевоенные годы в полуразрушенной стране. Думаю, они только благодаря этому и справились в трудные времена. И конечно, они передали мне самое ценное, что у них было.

Я точно знаю, что эти установки помогли мне справиться с жизнью в девяностые на окраине Петербурга, когда я был ребенком и подростком. Именно эти представления о мире и о себе позволили мне в итоге выбраться из неблагополучных районов и построить жизнь, о которой я и мечтать не мог. «Спасибо вам, мои дорогие мама и папа», — сказал я про себя и снова снизил темп, а по лицу потекли слезы.

В тот раз я с удовольствием пробежал больше, чем обычно. И уже через несколько дней я почувствовал желание бежать снова. Сейчас на пробежке мне уже не нужно постоянно смотреть на пульс. Теперь я бегу по своим ощущениям. Уходит удовольствие — немного снижаю скорость, расслабляюсь. Теперь пробежка для меня — одна из любимых форм медитации, потому что я наблюдаю не только за ощущениями в теле. Я наблюдаю за своими мыслями и за тем, как я делаю выводы и принимаю решения. Теперь я лучше знаю, кто я такой и как я устроен.

И, конечно, сам бег здесь ни при чем. Вы можете наблюдать за собой и перенастраивать себя где угодно: сидя за компьютером, разговаривая с клиентом, проходя досмотр в аэропорту и читая эту книгу. Без такой наблюдательности не получится понимать, что происходит, и хорошо владеть собой.

Прямо сейчас продолжайте читать и наблюдайте за собой. Вы добры к себе? Расслаблены? У вас спокойное дыхание? Вспомните моменты, когда вы сделали не то, что собирались.

Например, хотели поддержать, а сами покритиковали. Хотели признаться, что ошиблись, но «язык не поворачивался». Хотели попросить о помощи, но сделали вид, что вам ничего не надо.

Что вы чувствовали, когда это происходило? Сопротивление? Стыд? Возмущение? Азарт? Что-то другое? Что вы чувствуете, когда сейчас вспоминаете об этом? Удивление? Досаду? Уныние? Дышите, расслабляйтесь.

Что вы в тот момент думали о себе — кто вы такой или кем вы не хотите быть? Вы хотели быть добрым, умным, красивым? Вы не хотели, чтобы о вас подумали, что вы ненадежный, слабый, эгоистичный? Поразмышляйте об этом с теплотой к себе.

Если у вас появились догадки, поставьте себе задачу понаблюдать за этим в течение дня. Каждый раз, когда заметите, что оцениваете себя и требуете от себя быть каким-то, расслабляйте тело и напоминайте себе: «Со мной все в порядке, мне не нужно ничего доказывать. Ни себе, ни другим». И снова наблюдайте.

Наблюдение за собой и пересмотр своих убеждений — один из лучших способов себя «подлечивать».

Люди, которые поняли, как их жизнь может от этого измениться, часто ищут, кто им в этом поможет. Они обращаются за помощью к психологам и психотерапевтам. А там их ждет огромный рынок услуг, на котором есть все: от мошенников, которые продают «мощные техники» и обещают «золотые горы», до мастеров своего дела, которые шаг за шагом помогают людям быть результативнее и счастливее.

Стоит ли вообще идти в это? Как отличить хорошего психолога от плохого? Чего можно ожидать от этой работы? Можете ли вы сами для себя сделать то, что делает психолог? Какие задачи ставить перед собой и перед терапевтом?

В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.