Медицинский фронт: как во время блокады Ленинграда врачи спасали горожан

Ленинградские медики также занимались научными разработками для фронта и города. А в первую, самую суровую зиму они провели массовую вакцинацию и спасли население от эпидемии дизентерии, передает корреспондент «МИР 24» Анастасия Глебова. Осенью 1941 года гитлеровцы рассчитывали взять Ленинград измором. Он должен был погибнуть от голода и эпидемий. Но в городе открылся дополнительный фронт – медицинский, несмотря на катастрофические условия, уничтоженную инфраструктуру, отсутствие продовольствия и электричества.

«Начали готовить план по спасению города. Этот план состоял из нескольких этапов. Начальным этапом была подготовка материальной базы. Это маски, халаты, одежда для врачей, подготовка стационаров для размещения инфекционных больных», рассказал сотрудник научно-исследовательского отдела Военно-медицинского музея Никита Алтухов.

Начался голод. Истощенных пациентов стали госпитализировать все чаще. Позже это состояние назовут ленинградской болезнью или алиментарной дистрофией. В феврале 1942-го 80% коек было занято худыми, немощными людьми. Чтобы не допустить распространения инфекций, в Ленинграде начали массовую вакцинацию. Сил у врачей почти не было, но в лютый мороз бригады ходили по квартирам, искали живых, чтобы привить от дизентерии.

Каждому санитарному дружиннику выдавали бутылку с вакциной. Внутри были таблетки – по одной на человека. Медик передавал пилюлю, должен был убедиться, что пациент ее принял, и записывал данные о проведенной иммунизации.

Так удалось остановить сначала болезнь грязных рук, а затем и тиф. Субстанции производили здесь же. Только в Ленинградском НИИ вакцин и сывороток изготовили 6,5 тонн препаратов. Их отправляли в городские больницы и на фронт.

«Выпускали бактериофаги противогангренозные, противостолбнячные, противодизентерийный лечебный бактериофаг в таблетках, что важно. Кроме того, выпускали различные препараты для лечения таких раневых инфекций, как газовая гангрена, столбняк», – рассказал доктор медицинских наук, профессор, микробиолог Александр Королюк.

Уже в мирное время ученые подсчитали: без медицинского фронта город погиб бы от инфекций всего за два года.