Войти в почту

Делегирование как инструмент роста

Анастасия Назарова - Тренер по развитию мозга. «Хочешь сделать хорошо — сделай это сам», — говорит Ганс Грубер в фильме «Крепкий орешек» и отправляется разбираться с неуловимым Брюсом Уиллисом. Выглядит это красиво, но думаю, вы помните, чем для него закончилось неумение передавать задачи подчиненным. В этом вся суть неумения делегировать — красивая обертка, а в реальности — отсутствие развития и проваленная миссия. Фото: krakenimages / Unsplash Что такое делегирование и у кого с ним сложности Проблемы с делегированием знакомы не только кинозлодеям. По исследованиям Лондонской школы бизнеса, только 30% руководителей считают, что эффективно передают свои задачи и полномочия, сохраняя ответственность за конечный результат. А с точки зрения их подчиненных, корректно делегировать умеют и вовсе только 10%. В повседневной жизни делегирование тоже является проблемой — передавать личные задачи другим способны очень немногие. Вспомните, когда последний раз вы сами спокойно просили родных купить или сделать что-то и выкидывали это из головы, не беспокоясь, что они все забудут и перепутают. Почему мы боимся делегировать Причина, по которой мы избегаем отдавать свои задачи другим, — наши собственные психологические ограничения и негативные убеждения. Некоторые из них возникли в детстве, другие сложились под влиянием опыта взрослой жизни. Они даже не всегда осознаются, но потому кажутся еще более убедительными и сильнее влияют на наше поведение. Что это за убеждения? «Никто не сделает лучше меня» Если вы хороши в своем деле и с этим связана ваша самоидентификация, бывает очень сложно отдать задачу кому-то другому — вы заранее опасаетесь, что качество выполнения снизится. А ответственность ведь остается на вас. Задача — учиться давать другим право на ошибки, впрочем, как и себе. И напоминать себе: выигрыш времени и сил от делегирования так велик, что с лихвой перекрывает возможные негативные последствия — даже если подчиненные и нанятые эксперты будут работать заметно хуже вас. «Чем больше работаешь, тем больше тебя уважают» Человек, который много и тяжело работает, сам воспринимает себя как хорошего, и воспринимается таковым окружающими. Представление о работе, как о том, что определяет вашу личность, может привести к представлению, что отказываться от работы и передавать ее другому — стыдно. Бытовой пример, знакомый многим хозяйкам, которые пытались делегировать уборку. Перед клинером бывает просто неудобно, что он убирает, а ты тут сидишь. А некоторые даже делают уборку перед тем, как к ним придет специалист — чтобы не было стыдно за «лень». Мы — социальные существа, и отказаться от этой подпитки довольно сложно. Решение в данном случае — осознать, что у вас есть много ролей, кроме роли «работника месяца» или мастера на все руки, а одобрение общества и свое собственное можно получить и другими способами. Страх осваивать новые задачи Вспомните область, в которой вы — профессионал. Вы отлично справляетесь с задачами в этой сфере, и это доставляет радость, повышает самооценку и чувство собственной значимости. Начать делегировать — значит отказаться от части знакомых и приятных задач, которые вы делаете без напряжения, и начать учиться новому. А следовательно становиться в позицию ученика и быть готовым к неизбежным неудачам. Очень мало кто из нас любит ошибаться и чувствовать себя глупее других. Куда приятнее снова и снова убеждаться в собственной компетентности. Преодолеть страх перед новым — настоящий личностный вызов, на который удается ответить далеко не каждому. Выход — письменно, по пунктам, проанализировать, что вы получите, если в результате делегирования освободите пространство для чего-то нового в своей жизни. Например, профессиональное развитие, прибавку к зарплате, то же ощущение собственной продвинутости и одобрение окружающих. Недоверие современным специалистам «Почему я должен платить за то, что сам сделаю лучше?» Например, в России исторически сложилось недоверие к психологам. По данным ВЦИОМ, всего от 6% до 11% россиян верят, что психолог может помочь им в связи с проблемами на работе или в личной жизни. Вы видите, как сложно может быть делегировать некоторые задачи. Мы даже не всегда понимаем, что является предметом делегирования. В случае с психологами и коучами это вовсе не принятие жизненно важных решений и ответственность за них, как думают многие, а в частности — способность взглянуть ситуацию под другим углом, обучение инструментам самопомощи, вывод жестких убеждений из сферы бессознательного в сознание. Решение — в каждом случае внимательно разбираться, какая именно задача стоит перед вами и можете ли вы в конкретном случае ее делегировать. Неудачный предыдущий опыт делегирования Если вы уже раз — или даже не раз — просили мужа помочь вам с посудой, а он отказал или разбил любимый салатник, возможно, вам теперь кажется, что проще все сделать самой. Это возвращает нас к неумению прощать другим их ошибки и к уверенности, что никто не сделает лучше вас. Решение то же — вспомнить, как много вы выиграете, если все-таки научитесь делегировать. Между прочим, отношения от обмена просьбами и задачами только крепнут, а тенденция делать все самостоятельно наоборот, приводит к изоляции и росту взаимных претензий Потребность в контроле Это глубокая психологическая проблема, которая обусловлена отсутствием базового доверия к миру. Оно формируется в детстве. Такому человеку сложно отпустить контроль за чем бы то ни было в своей жизни. Его базовое убеждение говорит: все, что может пойти не так, с большой вероятностью пойдет не так. Поэтому лучше не отпускать ситуацию, а постоянно «держать руку на пульсе». С таким глубинным убеждением можно справиться только вместе со специалистом. Причем, как считают современные психологи, убрать его полностью нельзя, можно только компенсировать. Но этого достаточно, чтобы научиться делегировать. В чем преимущества делегирования Больше свободного времени Я уже упоминала в начале, как много людей отождествляют себя со своей работой. Это, вместе с общим трендом сверхэффективности, приводит к тому, что люди начали недооценивать значение отдыха. Но только отдых дает возможность восстановить ресурс и пополнить запасы. В притче о двух лесорубах, один из которых работал без перерыва, а другой прерывался каждый час на 10 минут, чтобы заточить свой топор, к концу дня именно второй выполнил больше работы. Мы не можем отдать то, чего у нас нет. Если «не затачивать свой топор», рано или поздно вы выгорите или выйдете из строя. Если игнорировать свои потребности, вскоре нам нечего будет отдавать даже самому любимому проекту. Да, порой достижения сами по себе питают нас — дарят выброс дофамина и серотонина, а это мотивирует нас работать еще и еще. Но постоянно следуя желанию сделать все больше и больше, мы поступаем как крысы в знаменитом опыте нейробиологов Джеймса Олдса и Питера Милнера. В ходе эксперимента крысам дали доступ к кнопке, которая с помощью электрического импульса стимулировала центр удовольствия в их мозгу. В результате крысы только и делали, что стимулировали его, забыв о сне и еде, пока не умирали от истощения. Работа порой превращается для нас в такую кнопку. Быстрый и четкий путь из пункта А в пункт Б Если вам нужно решить ту или иную задачу, можно обучаться с нуля и искать ответы в интернете, где часто пишут вовсе не эксперты. Приведу пример с похудением. Порой женщины тратят годы, чтобы сбросить вес. На эту тему написано множество книг, статей, рекомендаций от знаменитостей и тренеров. Можно перепробовать десятки изнурительных диет и упражнений, но так и не достигнуть своей цели и даже испортить здоровье, следуя антинаучным теориям. А через 10 лет выяснить, что причина набора веса — психологическая. А можно сразу обратиться к специалисту, который уже умеет делать то, что вам нужно. И не только умеет, а обладает целым набором инструментов и методик и знает, какие пробовать следующими, если первое не помогло. Развитие вашей команды и ваших отношений Это хорошо с нескольких сторон. Во-первых, это развивает ваше доверие к сотрудникам и окружению. Вы становитесь уверены в них и знаете: в случае форс-мажора вы спокойно можете передать им ответственность и они справятся. Во-вторых, умение отпускать контроль и доверять другим развивает вас самих, освобождая от ловушки мышления — «Никто не сделает лучше меня». Такая гиперответственность не дает пространства для роста. Возможность получить взгляд со стороны Даже если ваш метод проверен годами практики, он может оказаться не самым эффективным или не самым современным. Вы можете видеть проблему только с уже известной вам стороны. Впустив в этот процесс человека с новым взглядом, вы можете получить альтернативные методы решения задачи, ведь каждый человек обладает своей уникальной системой знаний и набором инструментов. Таким образом, делегируя, вы расширяете область своей компетенции быстрее, чем просто читая книжки. Делегирование — залог личного и профессионального роста До определенного предела рост возможен и без умения делегировать. Но в какой-то момент он остановится, потому что время и силы — ограниченный ресурс. Как бы вы ни старались, больше определенного количества задач вы не решите — что-то придется отдавать. Или продолжать топтаться на месте. К тому же невозможно быть экспертом во всем — есть области знаний, которые мы даже не пытаемся осваивать, и сразу обращаемся к специалисту — например, никто в здравом уме не пытается сам себе вылечить кариес. Но есть области, в которых мы предпочитаем разбираться самостоятельно, хотя так же мало понимаем в них, как в медицине. В итоге неумение делегировать ограничивает ваш личный и профессиональный рост. А делегирование — инструмент, при помощи которого вы можете бесконечно приумножать свои возможности за счет взаимодействия с другими. Что делать?! Предположим, вы узнали в этой статье себя и поняли, что вам нужно учиться делегировать. Но остается непонятным, как это сделать, ведь этот процесс для вас является новым. Можно пройти свой путь через метод проб и ошибок. А можно обратиться к специалисту и делегировать ему процесс обучения делегированию. Таким специалистом может стать коуч, психолог или бизнес-тренер. Но важно, чтобы специалист, которого вы выбрали, был для вас авторитетом. И конечно, нужно помнить, что ответственность не ложится на 100% на того, кому вы делегировали задачу, — она распределяется между вами и тем, кому вы ее передали.

Делегирование как инструмент роста
© Инвест-Форсайт