Ген балета: можно ли стать балериной без выворотности?
Генетики уверены – артистами балета становятся те, у кого есть определенные ДНК, отвечающие за гибкость и выносливость. А исследования гребцов уже подтвердили: действительно, профессиональные спортсмены обладают физическими «маркерами», которых нет у любителей. У успешных альпинистов не так давно обнаружили изменения в гене, отвечающем за тонус сосудов. Получается – будущая профессия, возможно, не в ваших руках, а в ваших генах?
Болезнь или особенность?
Карьеру балерины начинают рано, в среднем в 7 лет. Мастерству танца обучаются еще 10. Чтобы поступить в профильные училища, абитуриенты проходят жесткий отбор. Конкурс бывает по несколько десятков человек на место. «Существует три тура, – рассказывает Ирина Ситникова, методист Академии танца Бориса Эйфмана. – Первый – смотрят общие данные. Второй тур по здоровью – медицина. И третий тур, когда уже из отобранного проверяют еще раз музыкальность, шаг, подъем – все данные профессиональные».
Выворотность – первое, на что смотрят хореографы. Такая практика появилась еще в XVII веке. Без нее балерине не сделать гранд плие в первой позиции. Было время, когда эту особенность считали болезнью, путали с дисплазией тазобедренного сустава: врожденной патологией, при которой наблюдается вывих или подвывих бедра. Сегодня доказано – хореографическая выворотность это врожденная особенность строения опорно-двигательного аппарата, которая делает тазобедренные суставы подвижными. Такой тип конституции называют диспластическим.
СПРАВКА: Выворотность – основное требование для исполнения сложных элементов классического танца, таких как фуэте. Оно состоит из поворотов на 360 градусов с раскрытием рабочей ноги. Нижняя конечность поднимается на 45-90 градусов от пола. После каждого круга балерина встает на всю ступню, затем снова начинает вращение на кончиках пальцев. Расставленные в сторону руки помогают сохранить равновесие.
Оценка стопы – еще один критерий отбора. К этой маленькой части тела предъявляются большие требования – на ней держится артист. Стопе ставят оценку, в том числе за подъем. Он достается нам от наших родителей. Да, эту часть стопы можно натренировать, но выше, чем дано природой, уверены специалисты, не прыгнешь. «Красивый подъем зависит от толщины костей. Ее изменить нельзя, – говорит Денис Олисов, директор специализированной клиники по спортивной и балетной травме, спортивный врач. – Если вы будете пытаться выламывать здесь кости, вы просто растянете связки, которые между собой комбинируют эти кости, и суставчики будут между собой гулять. Так называемая дислокация суставов появится. Что сократит срок вашей возможной карьеры в разы, а подъем красивый вы не получите».
За один сезон артисты балета изнашивают около ста пар пуантов – так велика нагрузка. Туфли не выдерживают, а ноги терпят.
СПРАВКА: Устоять на пуантах балеринам помогает умение сохранять равновесие. Если представить, что танцовщица весит 50 килограммов, то одной ногой она давит на паркет с силой 2,5 МПа. Это в сто раз больше давления, которое гусеничный трактор оказывает на почву.
Физический интеллект
Тело становится главным инструментом артиста. О нем он должен знать все: как устроены мышцы, суставы, какие химические процессы происходят в организме во время нагрузки и отдыха. Чтобы достичь мастерства в любой области, сегодня все чаще говорят не только об IQ и об эмоциональном интеллекте, но и физическом.
СПРАВКА: Интеллект – способность мозга использовать информацию с максимальной эффективностью. Психолог Дж. Гилфорд насчитал около 120 видов интеллекта. Каждый может развиваться независимо от другого. Но доказано – развитие физических способностей влияет на улучшение умственной деятельности.
Физический интеллект часто связывают с нейропластичностью – умением человеческого мозга изменяться под действием накопленного опыта, а также восстанавливать утраченные связи после травм. Это важные навыки для балета. И, безусловно, артисты владеют ими в совершенстве. «Классический балет это самый сложный вид искусства. И все движения очень сложные, – рассказывает Татьяна Еремичева, педагог Академии танца Бориса Эйфмана. – И все движения являются подготовкой для других. Поэтому если ты не вырабатываешь одно движение, то в идеале не получится другого. Поэтому они все зависят друг от друга. И в этом вся сложность искусства балета».
Ученым удалось выделить 52 гена, связанных с развитием интеллекта, они расположены в ядерной ДНК человека и не зависят от набора хромосом, которые передаются от родителей. Т.е. эти способности, в отличие от выворотности, можно натренировать.
Сам себе врач
Прыгая, балерина разводит в стороны руки и ноги, создается иллюзия невесомого полета и кажется, что ее подвесили за ниточки… В момент приземления позвоночник испытывает жесткие перегрузки, ведь вес тела никуда не делся. Вот почему в этот вид искусства попадают только сильные, выносливые и гибкие люди.
В ходе исследований врачи заметили уникальную особенность балерин – они настолько управляют своим телом, что могут даже ставить суставы на место. Еще они способны отработать спектакль с травмой и вернуться на сцену после сложных операций. «Я знаю балерин, которые возвращались после замены сустава, после постановки титановых штифтов, – рассказывает Денис Олисов, директор специализированной клиники по спортивной и балетной травме, спортивный врач. – Допустим, большеберцовые кости, когда кость была изношена настолько вследствие хронического тибел стресс-синдрома, что прочность ее утрачивалась, и тогда внутрь ставили титановые штифты и люди тоже работали».
Иногда балерин сравнивают с космонавтами – к здоровью и тех, и других предъявляют высокие требования. На большую сцену, как на МКС, попадают только избранные. Фуэте сопоставимо с вращением космической станции вокруг Земли, а прыжки – со стартом космического корабля.
Обмануть природу можно?
Только в редких случаях природу удается обмануть. Прима-балерину Мариинского театра Диану Вишневу взяли в Вагановское училище только с третьей попытки. У нее не было выворотности и нужного шага. Больше года ежедневно тренировалась, чтобы поступить. Сегодня она – эталон современного балета. В начале ХХ века такой «иконой» была Анна Павлова, которая, кстати, как и Диана, не с первого раза смогла поступить в Императорское театральное училище – из-за слабого здоровья.
Агриппина Ваганова тоже не дотягивала до идеала: мускулистые ноги, крупная голова, широкие плечи и внешность, далекая от кукольной. Но упорство и самоотдача на репетициях перевесили все недостатки. Сегодня ее имя носит Академия русского балета, которой в этом году исполняется 285 лет.
История знает немало судеб, когда девочкам «без данных» удалось стать артистами балета. Но сегодня этот вид искусства становится еще требовательнее к тем, кто мечтает о пачках и пуантах. Теперь танцовщицы сухие, с высоким метаболизмом и телом как у легкоатлетов. А элементы стали сложнее и техничнее. По энергоемкости балет – второй после бокса. Спортсмены теряют до 7 килограммов веса за бой, танцовщицы за спектакль – от 2 до 4. Боксеры тренируются три раза в неделю, артисты – 6. Чем не суперлюди?