«Бывали случаи летальные...» Московский экскаваторщик о зарплате, экстриме и крутящейся голове
У экскаваторщика что ни смена, то русская рулетка — в любой момент можно найти клад или снаряд, наткнуться на неуказанный в плане силовой кабель или трубу. Кроме того, сама техника весом под 30 тонн ошибок и просчетов не прощает. Но все же специальность эта не самая опасная и хорошо оплачивается. Как пересесть с трактора на экскаватор и переехать из деревни в Москву, «Мосленте» рассказал Николай Новиков из Ставропольского края. Уже 15 лет он копает котлованы и траншеи в столице. Ниже — его монолог.
Как пересесть с трактора на экскаватор
С техникой я работаю 15 лет, и карьеру тракториста начинал еще в родном селе. В колхозе получил права, работал на обычном «Беларусе», возил сено, солому. Когда в пашню пошел, пересел на «Кировец» К-700. Там уже полевая работа была — и культивация, и боронование.
Потом, в 2008 году, крестный позвал меня в Москву работать, и с тех пор по накатанной так и пошло. С 2011 года я из Москвы не выезжал, только здесь по этой специальности и работаю.
Сначала меня посадили на «Беларусь», на «щетку» — чистоту, порядок поддерживал. Занимался уборкой территорий строек по всему городу.
Чтобы пересесть на экскаватор, я поехал к себе в Ставропольский край и выучился на специальность. Как полагается, все сдал, получил документы. Приехал обратно, и через некоторое время руководству понадобился экскаваторщик.
Пригласили меня, говорят: «Сможешь? Получится у тебя?» Сел, попробовал — получилось. Дали экскаватор-погрузчик — спереди большой ковш, сзади маленький. Небольшие траншейки подкапывал, но в основном работа состояла в том, чтобы отсыпать большие котлованы, делать планировку под дороги, подвозить-отвозить стройматериал, инструмент. И так лет семь я проработал, не слезая, на экскаваторе-погрузчике.
Потом у меня небольшой отпуск случился в 2018 году, счастье было — ребенок родился. После этого на таком же погрузчике года два отработал и тогда уже перешел на большой экскаватор.
Сейчас у меня полноценный гусеничный экскаватор JCB JS260, и в основном я теперь только копаю на нем. На стройках делаю котлованы под фундамент домов разных размеров и траншеи под коммунальные коммуникации, в основном — для труб. Сейчас прокладываю коммуникации в Видном, поликлинику делаем.
Сколько платят в Москве
Кто хочет работать на экскаваторе или на экскаваторе-погрузчике, нужны соответствующие документы. Обычно люди у себя дома учатся, и после этого приезжают работать на технике. С правами тракториста, конечно, на экскаваторщика не возьмут, нужно еще корочку получить. И конечно, желательно опыт работы хоть какой-нибудь небольшой. Где-то от года стажа хватает, где-то надо не меньше трех-пяти лет.
Чтобы устроиться в Москве, надо полазить по социальным сетям, посмотреть, кто какую работу предлагает. Собраться с духом и понять, готов ли ты к таким изменениям в своей жизни. Например у меня график обычный по Москве — шесть дней рабочих, один выходной, с восьми до шести. Загруженность разная, зависит от объекта, от объема работы, который есть на данный момент. Другие ребята на экскаваторах работают, я знаю, с восьми до восьми, или дневные смены, у кого-то почасовая система. Кто «на часах» сидит, тем сложнее график поймать. Потому что, если техника берется в аренду, все зависит от тех, кто тебя с экскаватором «арендует». Там можно и до десяти, и до одиннадцати вечера просидеть на объекте.
Конкурентность хорошая: со Средней Азии, с Кавказа много кто работает на технике. Славянскую внешность редко встретишь — не такой популярностью сейчас пользуется экскаватор. И армяне работают, и таджики, и узбеки, и киргизы. Зарплаты одинаковые, по крайней мере в моей фирме людей на нации не делят и права у нас равные.
Зарплата зависит от того, сколько ты хочешь получать: сто тысяч, двести, или шестьдесят тебя устроят? Исходить надо из этого. Работы хватает, она есть всякая, и техники разной много, час на каждой по-своему оплачивается.
Если брать колесный экскаватор-погрузчик, у них сейчас ставка 400 рублей в час. На моем гусеничном экскаваторе сейчас минимальная ставка — 450-500 рублей в час. Так что все зависит от размеров техники и типа работы. Можно с гидромолотом стоять за 700 рублей в час, с планировочным ковшом — за 600, или с обычным — за 500. Нюансов много, все зависит от того, чего ты сам хочешь и сможешь ли ты это реализовать.
Ювелирная работа
Соревнований с открыванием ковшом пивных бутылок или банок, как на роликах в интернете, экскаваторщики между собой не устраивают. По крайней мере, я ни разу такого не видел. Скорее по работе спрашиваешь: а можешь то сделать? А это? А можешь копнуть в таком месте, куда никакая техника не заходит?
Я только, когда на маленьком экскаваторе работал, зажигалку зажигал. У пьезы, которая щелкается, кнопку нажимал и держал так, чтобы огонь был, а она при этом не сломалась. Давно уже себя в подобных вещах не пробовал. Может, время поменялось, но по-моему, это уже не особо всем интересно.
Миллиметража и в ежедневной работе хватает. Например, копаешь вблизи какой-нибудь коммуникации, вблизи кабелей — тут нужна ювелирная работа, чтобы ничего не задеть. И если в котловане или траншее находятся люди, а ты ведешь планировочную работу, нужно быть очень аккуратным, никого не зацепить, не прибить. И по сторонам все время надо смотреть, на 360 градусов голова должна крутиться. И сзади, бывает, встанет кто-нибудь не так, надо не зацепить, когда начинаешь выезжать. Сложновато, конечно, но спустя год работы привыкаешь.
Экстремальные моменты
Опасно, если копаешь и не знаешь, что там, в земле. Обычно перед тем, как нам проводить раскопки, приходят специальные люди, которые по плану местности говорят, что на какой глубине лежит, вплоть до направления: где кабель силовой, где интернет, где вода, ливневка. Бывает, что все равно попадается кабель или труба, о которой тебя не предупредили. Всегда есть вероятность, что такое может случиться.
Из экстремальных моментов могу вспомнить только спуск на глубину шестиметрового котлована. Съезда не было, а нужно было спуститься и немного убрать грунта.
Геодез ошибся с размерами, и пришлось немного углублять. Уперся в дно котлована ковшом, и спускался-съезжал по крутому пандусу.
Был случай, когда мой экскаватор-подгрузчик поднимал кран и опускал его в глубокий отстойный колодец на очистных сооружениях. Кран перевернулся и упал туда вместе с экскаватором. Было и такое, но слава Богу, все живы-здоровы, обошлось без травм. Отделались все легким испугом.
Конечно, опасно. Техника у меня весит 27 тонн. Если она упадет в котлован на глубину четыре-пять метров, с повреждениями я оттуда точно выберусь. А когда глубина побольше, шесть-семь метров, это уже сложнее, бывали случаи летальные. Просто работать надо аккуратно, соблюдать технику безопасности. Тогда очень маленькая вероятность того, что техника упадет.
Конечно, перед сменой у нас проверяют давление, температуру, и на употребление алкоголя тест. С перегаром или больных не допускают. отстраняют от работ.
Находки: монеты и снаряды
Сундук или кубышку с кладом лично я не откапывал, только слышал такие слухи и рассказы. При мне выстреленный снаряд со времен Великой Отечественной войны экскаваторщик находил, и следом мне такой же попался — это под Сергиевым Посадом было.
Я находил в земле рабочий действующий силовой кабель на десять тысяч вольт 1914 года. Мы его не порвали, не повредили, вовремя отшурфили. Он целый, аккуратный остался, без повреждений его обратно засыпали. На шоссе Энтузиастов строили метро, на глубине три с половиной метра я нашел старинный, искусственно созданный каменный лоток-слив для воды. Такой крепкий, что пришлось брать отбойные молотки, чтобы его раздолбить.
На золотые россыпи не натыкался. Из чего-то более-менее ценного я находил только монету. Высыпал грунт из ковша, остановился на обеденный перерыв. Вышел из техники, смотрю — зеленоватый такой, окислившийся кругляш. Поднял, протер — одна копейка 1945 года, ценность невеликая. Надеюсь когда-нибудь откопать сундучок.
«Историю успеха» я на эту тему знаю только одну. Возрастной уже экскаваторщик рассказывал, что в 1980-х нашел медную руду, размером с дорожную плиту, весом тонны три. Сдал, купил себе новые «Жигули».