На Ямале запустили проект по исследованию мужского репродуктивного здоровья

На Ямале молодоженам прямо в загсе будут вручать сертификат, по которому пара сможет бесплатно пройти глубокое исследование репродуктивного здоровья.

На Ямале запустили проект по исследованию мужского репродуктивного здоровья
© Российская Газета

Это делается для того, чтобы проблемы с зачатием, если они есть, можно было обнаружить еще на старте супружеской жизни, а не потом лет через десять, когда пара начнет ходить по докторам с вопросом: "А почему мы не можем забеременеть?". Сертификат для молодоженов - это часть большой программы по исследованию и поддержанию мужского репродуктивного здоровья, которую сейчас запускают на Ямале. Курирует проект Минздрав России. Но почему именно мужского? Что не так на Ямале с мужчинами? Об этом в интервью "Российской газеты" с Сергеем Токаревым, доктором медицинских наук, главным внештатным специалистом Минздрава России по медицинской профилактике в Уральском федеральном округе.

Сергей Александрович, в разных источниках фигурируют данные, что сегодня не могут иметь детей почти 15 процентов пар. Это действительно так?

Сергей Токарев: Самое печальное, что достоверных научных данных о репродуктивном здоровье нет. Большого комплексного исследования на этот счет в стране не проводилось. Мы можем судить о проблеме только по тому, сколько бесплодных пар стоит на учете, то есть, когда супруги не могут зачать ребенка и приходят к врачу.

15 процентов это только те, кто обратился. Возможно, кто-то не дошел до больницы, лечится сам или не считает это для себя проблемой вовсе. О них мы ничего не знаем. По моему опыту и представлениям, реальная цифра может доходить и до 25-30 процентов. То есть каждая третья пара имеет сложности с зачатием. Это очень много.

В народе до сих пор бытует мнение, что если у пары нет детей, то виновата в первую очередь женщина. А что говорит наука и медицинские данные?

Сергей Токарев: Да, мнение такое существует, но только потому, что женщина чаще попадает в поле зрения врачей. А значит, и патологии у нее выявляются чаще. С детского возраста до менопаузы женщина находится под контролем. Сначала детского гинеколога, потом подросткового, наконец, акушера-гинеколога. Ну и потом, женщины по природе своей изначально более заинтересованы в здоровье, они более ответственны и осторожны. Обратите внимание - 80 процентов подписчиков медицинских каналов - женщины.

Считается, что мужчина деньги зарабатывает, ну что ему на болячки отвлекаться. Мужчины идут к врачу в самую последнюю очередь. Они опасаются: вдруг что-то такое выявят, и придется остаться без работы. Я же мужик! Если что-то прихватило, он лучше жене позвонит и спросит: "Ну что там, какую таблетку выпить?". Конечно, когда речь идет о мужском репродуктивном здоровье, об эректильной функции психологический фактор сказывается еще больше. Тут и вовсе, сто раз задумаются, прежде чем пойти на прием к доктору. Я иногда говорю: "Но вы же машину на техосмотр гоняете. Вам же надо, чтобы она ездила. А почему себя не проверяете?"

Увы, мужчины недооценивают риски. В результате мы получаем высочайшие цифры внезапной смертности в трудоспособном возрасте. 52 процента мужчин не доживают до 65 лет. Это самое печальное. Потому что,если вдуматься, мужчина в активном трудоспособном возрасте содержит или поддерживает сразу три семьи. Первая - его собственная семья, жена. Вторая - это его взрослеющие дети, которые встают на крыло, уезжают учиться, и только-только обзаводятся своей семьей. И третья - это пожилые родители. Поэтому здоровье мужчины должно быть не в меньшем приоритете, чем здоровье женщины. Но в здравоохранении мы имеем только статистику по обращаемости. Это значит, что мы видим только тех, кто пришел на прием. Но нужно понимать, что эректильная дисфункция - это следствие дисфункции эндотелия. И если развиваются нарушения эректильной функции, лет через 5-7 жди инфаркт, инсульт.

Классическая фраза: нет здоровых - есть недообследованные, это, видимо, как раз тот самый случай. По дилетантски предположу, что если тщательно обследовать всех, то наверняка выяснится, что причиной бесплодия в паре в равной степени могут быть и мужские, и женские патологии?

Сергей Токарев: Для точных данных тоже нужно исследование. Могу сказать, что проблема мужского бесплодия во всем мире только нарастает. У мужчин все больше факторов риска. Стресс на работе и социальный стресс наносят мощнейший удар по гормональной системе, по тестостерону. Нездоровое питание с большим количеством легких углеводов, трансжиров - еще один удар по эндокринной системе мужчин. Добавьте к этому курение, алкоголь и гиподинамию.

У нас, на Крайнем Севере, мужчина, приехав с вахты, проводит большую часть времени на диване. В итоге у него ожирение, метаболический синдром, преддиабет. Возникает дефицит тестостерона, мужские половые функции угасают. Такой мужчина, как однажды иронично подметил профессор Олег Аполихин (главный специалист Минздрава РФ по репродуктивному здоровью мужчин - Прим. ред.), оживляется не при виде женщины, а при виде тазика с пельменями. И мысли о размножении у него уходят куда-то на задний план. А потом мы героически боремся с возникшим бесплодием. Оживляем мужские способности. Проводим ЭКО, вкладываем огромные деньги в перинатальные центры. А ведь можно всего этого не допустить. Есть методы куда эффективнее и дешевле.

Это программа, которую запускают на Ямале? Расскажите, в чем ее суть?

Сергей Токарев: Наша программа с большим заделом на будущее. Мы планируем ее лет на 15-20, не меньше. И касается она не только медицины, но и работы с работодателями, например, развития спорта и так далее. Нам ведь важно, чтобы мужчины не только к врачам ходили, а на спортплощадки. Как ни пафосно это прозвучит, но мы предполагаем, что программа должна перерасти в целую стратегию взращивания репродуктивного потенциала.

Но для старта нам нужны истинные данные о репродуктивном здоровье. Поэтому мы начали со специального медобследования мужчин от 15 до 50 лет. Начнется все с анкетирования: опрос пройдут около 1000 подростков от 15 до 17 лет. А после около 100 молодых людей поучаствуют в углубленном скрининговом обследовании репродуктивной системы. Также участниками исследования станут два предприятия ТЭК. Мы будем проводить углубленные обследования работающих мужчин от 18 до 50 лет именно с позиции репродуктивного здоровья. Ну и молодожены, получившие сертификаты, тоже будут участниками этой программы.

По этому сертификату мужчины смогут посетить уролога и терапевта, пройти ряд инструментальных исследований, включая УЗИ. Помимо общего анализа крови, медики оценят уровень гормонов и проверят на наличие вирусов. Женщины смогут пройти осмотр у терапевта и акушера-гинеколога, а также комплекс исследований для раннего выявления заболеваний репродуктивной системы.

В конце мая в окружной столице запланирована стратегическая сессия, где соберутся ведущие эксперты страны по репродуктивному здоровью, и мы начнем анализировать данные и разрабатывать комплексную стратегию.

А почему Ямал, а не какой-то другой регион страны?

Сергей Токарев: Это пилотный проект, потом планируется расширить его рамки.

Регион проживания влияет на репродуктивное здоровье?

Сергей Токарев: Северянин в принципе находится под постоянным прессингом из-за климата, поэтому и усилий для сохранения здоровья ему приходится прилагать больше. Экстремально низкие температуры зимой, сильные магнитные бури, полярные день и ночь, когда человек порой сутками солнца не видит, - все это влияет в том числе и на репродуктивное здоровье. Когда на улице минус 50, мало кто отважится гулять в парке, заниматься спортом. Отсюда малоподвижный образ жизни со всеми его негативными последствиями. Плюс экологические факторы: на Севере в воде много железа и мало магния, а это ведет к риску сердечно-сосудистых заболеваний.

А коренные северяне, оленеводы. В их-то семьях по пятеро детей. У них все в порядке с репродуктивным здоровьем?

Сергей Токарев: У оленеводов, которые живут в тундре, гоняют оленей, питаются свежей олениной, рыбой и дикоросами здоровье, конечно, лучше. Но стоит им перебраться в поселки, рацион и образ жизни сразу меняются. Им, как и всем нам, хочется и бургеры, и газировку попробовать, - все эти "дары цивилизации". А если начинаешь питаться едой, содержащей преимущественно быстрые углеводы и жиры, тут же начинаются проблемы. Так что наша цивилизация ничего хорошего коренным народам в плане питания и вредных привычек не принесла. На протяжении последних лет десяти мы наблюдаем довольно тревожные тенденции. Возникающие проблемы все те же: лишний вес, повышенное давление, липидный дисбаланс, нарушение обмена веществ. И как следствие, не только ранний атеросклероз, метаболический синдром и предиабет, но и пагубное влияние на репродуктивное здоровье.

Полный текст интервью читайте в одном из ближайших выпусков "РГ"