На хрупких плечах: как во время войны работали женщины-медики

Победу в Великой Отечественной войне ковала вся огромная страна: солдаты и офицеры — на передовой, производство и снабжение — в тылу, а медицина — и там, и там. Женщины и молоденькие девушки вытащили на своих хрупких плечах с поля боя миллионы солдатов, рискуя собой. Врачи трудились в стационарных и переездных госпиталях, спасая бойцам жизни.

На хрупких плечах: как во время войны работали женщины-медики
© Eva.ru
Военный госпиталь, Брянский фронт, 1943 год

Согласно статистике, за годы Великой Отечественной войны погибло 27 миллионов военнослужащих, а общее число потерь по стране составило 43 миллиона человек. Мужчины героически защищали свою землю, а их тыл прикрывали старики, женщины и дети. Работало производство, сельчане трудились на земле — фронт нужно было снабжать оружием, одеждой и провизией, а здоровье защитников легло на хрупкие плечи женщин — врачей и санитарок. Наравне с «ночными ведьмами», меткими женщинами-снайперами, радистками, женщины-медики боролись за жизнь раненых и больных солдат, буквально вытаскивая пострадавших с поля боя под обстрелами.

По данным Минздрава, в первый год войны санинструкторы на передовой в среднем жили 40 секунд. За годы Великой Отечественной погибли и пропали без вести больше 85 тысяч медиков, в их числе 5 тысяч врачей, 9 тысяч средних медработников и 71 тысяча санинструкторов и санитаров.

Мадработники и раненый, сентябрь 1943 года

Будни военных госпиталей сильно отличались от сегодняшних лечебных заведений. Юным и хрупким девушкам приходилось разгружать машины с ранеными воинами, нести их на перевязки и рентгены. Также важно было содержать помещения в чистоте, так что полы снова и снова чистились, использованные бинты дезинфицировались, отмывались и сушились, а простыни и солдатская одежда стиралась. И это только сопутствующие задачи, ведь основная деятельность — это уход за больными и ранеными, перевязка ран, уколы и лекарства, и все это порой после трудных ночных дежурств.

Военный госпиталь, Новосибирск, 1941 год

Однако нашим врачам, фельдшерам, медсестрам и санитаркам в тылу удавалось ежедневно совершать подвиги и возвращать полную дееспособность даже самым безнадежным пациентам.

Благодаря самоотверженному труду медицинских работников в строй вернулись 17 миллионов бойцов из 22 миллионов, побывавших в госпиталях.

Сокрушительный успех, который был бы невозможен без верных спутницы боя — простых санитарок. Сестры милосердия всегда были на передовой, и именно они выносили с горячих мест сражений в тыл раненых бойцов, невзирая на обстрелы и бомбежки.

Приказ, отданный тогда Георгием Жуковым, гласил: «Раненых на поле боя не оставлять!». И несколько десятков тысяч женщин, имена которых давно канули в лету, твердо следовали этой цели.

Сандружинница Н. Зорина перевязывает раненого бойца, Северный фронт, 1942 год

СССР высоко ценил тех, кто прикладывает все усилия для сохранения жизней раненых солдат. Санитаркам полагалась медали за вынос 15 раненых, орден за 25 спасенных и высшая награда, орден Ленина, выдавалась тем, кто в пылу сражения сумел сберечь и доставить в безопасное место более 80 солдат и офицеров.

Женщин-санитарок солдаты называли «сестричками» и «дочками», втайне радуясь тому, что есть кому позаботиться о них, если заденет шальная пуля или осколок от снаряда. Как же удавалось отважным девушкам выносить раненых с мест боевых действий? Волокли на плащ-палатках, несли на собственных плечах, передвигались ползком, прикрывая головы под бомбежкой и огнем на поражение. Первую помощь лежащим в собственной крови солдатам чаще всего оказывали под градом снарядов и летящими пулями.

Как ни крути, но каждый спасенный раненый — это подвиг, требующий от женщин много силы воли. Но сдаваться, плакать и горевать было нельзя, ведь для сотни тысяч солдат, лежащих на поле боя, эти отважные медсестры становились настоящими ангелами, дарующими шанс на жизнь.

Сандружинница С.Г.Скотинкина перевязывает раненого бойца, Северо-Западный фронт, 1942 год

«Мы все время были на переднем крае. Я с серой брезентовой сумкой с красным крестом бегала и ползала по полю. Раненые со всех сторон стонут, зовут — не знаешь, кому в первую очередь помогать. А они все просили жизни, говорили: «Сестричка, помоги, пожалей, я жить хочу!». Но как тут поможешь, когда весь живот вспорот. Некоторых перевяжешь, смотришь, а он уже умер. Глаза только прикроешь ему, чтобы не лежал с открытыми, и ползешь дальше. А крови-то, крови-то сколько! Когда кровь горячая, она бьет прямо фонтаном. К этому всему разве можно привыкнуть? У меня руки все время были в крови. И после войны теплая кровь меня еще несколько лет преследовала», — вспоминает одна из санитарок, Надежда Андреевна Киппе (в девичестве Бородина).