Сенатор Константин Косачев предложил создать перечни дружественных и нейтральных стран

Как известно, термин "недружественные иностранные государства" прочно вошел в политический обиход и стал легальным определением, получившим распространение в российском законодательстве.

Сенатор Константин Косачев предложил создать перечни дружественных и нейтральных стран
© Российская Газета

В основе подобной таксономии лежит критерий занимаемой политико-правовой позиции, которой следуют те или иные страны (группы стран) по отношению к Российской Федерации.

Однако, если перечень "недружественных стран" утвержден в соответствующем распоряжении Правительства РФ, то никакого перечня условно "дружественных" стран не существует.

Юридически это означает, что все те страны, которые не фигурируют в перечне недружественных стран, как бы презюмируются дружественными, что не всегда соответствует действительности.

С учетом обновленной Концепции внешней политики России можно подумать над тем, чтобы в России был предусмотрен перечень условно "дружественных" (или - "конструктивно настроенных" иностранных государств), а также перечень нейтральных стран, которые, по сути, занимают "выжидательную" позицию, с одной стороны - опасаясь вторичных санкций Запада, но с другой - желающие вести взаимовыгодный бизнес в России и вместе с Россией.

Для чего это нужно? Смысл подобной таксономии вовсе не в том, чтобы кого-то "очернить", а других на их фоне "обелить". С моей точки зрения, это необходимо для формирования особого правового режима внешнеэкономической деятельности.

Фактически речь идет о том, чтобы на принцип национального режима (к чужим, как к своим) в полной мере могли рассчитывать только партнеры из конструктивно настроенных стран; нейтральные государства (до тех пор, пока они не определятся и не перейдут в разряд дружественных или недружественных) могли бы пользоваться режимом наибольшего благоприятствования и недискриминации; а все остальные, недружественные, оставались бы "за бортом", то есть существовали в рамках режима ограничительных мер. Строго говоря, такая позиция соответствует обязательствам России в ВТО. Напомню, что эти режимы предусмотрены правилами ВТО, а статья XXI ГАТТ позволяет вводить правомерные ограничительные меры по соображениям чрезвычайности международных отношений.

Полагаю, что это было бы справедливым решением, которое соответствует нашим национальным интересам.

Источник: Telegram-канал вице-спикера Совета Федерации Константина Косачева.