Цена слова провизора: в пресс-центре СОВА обсудили значимость работы фармацевта
В Самарской области больше двух тысяч аптек и аптечных пунктов, в их штате - не один человек. Однако встать у небольшого окошка-прилавка в торговом зале может не каждый. Нужно хорошо разбираться в десятках тысяч наименований препаратов, их формах выпуска, дозировках, противопоказаниях. Это как минимум. Срок подготовки фармацевта - три года в ссузе, на провизора нужно пять лет отучиться в вузе. Спрос на специалистов высокий, конкуренция за них идет не только между аптечными сетями. Кадры нужны и фармпроизводителям, и биолабораториям, и госструктурам, которые следят за качеством лекарств. - Специальность дает очень широкие возможности для профессионального развития и самореализации, - подчеркивает главный внештатный специалист Министерства здравоохранения Самарской области по фармации, заведующий кафедрой управления и экономики фармации СамГМУ Ирина Петрухина. - Очень востребованная профессия, очень важная и нужная. Ассортимент лекарственных препаратов большой - на начало года в государственном реестре было около 30 тысяч наименований. В этом многообразии фармспециалисты должны хорошо разбираться. Эксперты отметили, что фармацевты и провизоры зачастую больше врачей знают о лекарствах, и это нормально. - Но фармспециалист ни в коем случае не конкурент врачу. Это коллега, который должен оказывать фармацевтическую помощь специалисту, в том числе врачу, - добавила Петрухина. Работа в фарминдустрии - это и о престиже, и одновременно об ответственности за жизнь людей. Поэтому тремя или пятью годами обучение не ограничивается. Квалификацию фармацевты и провизоры повышают постоянно. Особое внимание этому уделяют в аптечных сетях. Например, у "Виты" все новые сотрудники для "мягкой адаптации" проходят "Школу аптеки"; есть как очное, так и онлайн-допобразование для сотрудников из удаленных поселений. Менеджер розничных продаж сети Ольга Боровинская говорит, что в аптеках развита корпоративная культура: - Для молодых сотрудников есть много обучающих, развивающих программ. Для опытных всегда есть возможность проявить себя в качестве наставника. В компании приветствуется семейственность. Есть несколько династий, в которых дети и даже внуки пошли по стопам старшего поколения, выбрав профессию фармацевта, - пояснила она. Ключевой навык для этой категории специалистов - так называемое фармконсультирование. Ведь в большинстве случаев к сотрудникам аптеки обращаются за помощью, как к врачам. В аптеках, к примеру, могут посоветовать препарат от снятия головной боли, от температуры. Но симптоматика — это лишь малая часть. Президент общественной организации "Самарская областная фармацевтическая ассоциация" Елена Гладкова поясняет: - Фармспециалист может давать консультации по экстренному снятию какого-то симптома. Когда специалист проводит такую предварительную диагностику, он может сориентировать и направить человека к врачу для дальнейшей диагностики и лечения. Все знают, у нас симптоматика — это только верхушка айсберга. Разбираться нужно глубже, - говорит специалист. Есть при общении с клиентом и ограничения. - В рамках фармконсультирования сотрудники аптек не имеют права сомневаться в назначении врача, менять диагноз, менять лечение, - добавляет Ольга Боровинская. - Коллеги готовы, конечно, всегда помочь, но только в рамках своей компетенции. Если необходима консультация врача, то сотрудники аптек "Вита" однозначно рекомендуют обращаться в лечебные учреждения. Специалисты добавляют: в аптеке могут посоветовать только лекарства, которые входят в перечень безрецептурных. Есть в медицине термин - ответственное самолечение. Это когда пациент сам себе "ставит диагноз" и "назначает" препараты. Но, когда это переходит в "безответственное самолечение", например когда человек пытается купить рецептурные лекарства, здесь также строгое табу для фармацевтов. Все только по назначению врача. - За отпуск рецептурного препарата без назначения врача, в том числе антибиотиков, предусмотрена серьезная ответственность. Аптека даже может лишиться лицензии, - уточнила Гладкова. Провести границу между ответственным и безответственным лечением - задача фармацевта и провизора. Поэтому во всех аптеках вас спросят, для кого - ребенка или человека старшего поколения вы приобретаете лекарства, принимали ли раньше, расскажут о противопоказаниях. Если запрос не соответствует симптомам, предложат обязательно проконсультироваться с врачом. - Такое общение в том числе повышает лояльность конечного потребителя к аптечной организации, куда он приходит. Ведь, если специалист грамотно и исчерпывающе проконсультировал, вероятность, что человек в следующий раз придет сюда, велика. Тем более когда конкуренция велика, - уверена Ирина Петрухина.