В России предложили ввести заградительные пошлины для импортеров БАДов
Власти обсуждают ввод заградительных пошлин в 220% на БАДы, импортируемые из недружественных стран, сообщают «Известия» со ссылкой на председателя Национального союза защиты прав потребителей (НСЗПП) Павла Шапкина.
Ранее союз предложил Минэкономразвитию либо запретить ввоз таких добавок, либо ввести заградительную пошлину, что по мнению экспертов равносильно запрету. В ведомстве сообщили, что вопрос ещё прорабатывается.
НСЗПП беспокоит рост «серого» и «чёрного» рынка БАДов, сообщается в письме союза. «Последний сложился в основном из бенефициаров и организаций, представляющих импортеров из недружественных стран», — отмечают авторы инициативы. Также неконтролируемый ввоз добавок представляет опасность для потребителей.
В конце мая 2022 года союз приобрел различные типы добавок и провёл исследование, которое показало, что на рынке свободно продаются небезопасные препараты с рецептурными веществами в составе. И продавцы при этом не регистрируют товар.
По словам исполнительного директора союза производителей БАДов к пище Александра Жесткова, около 90% зарубежных биодобавок импортируют из недружественных стран — Великобритании, США, Канады и стран Евросоюза. Но крупные зарубежные производители — добросовестные участники рынка, говорит он. Если же заградительные пошлины будут введены, то под санкции попадут топовые игроки — бренды Stada, Solgar, Pharmamed, Unipharm. По данным аналитической компании DSM Group, на долю Solgar, например, приходится 7,7% всех продаж БАДов в рублях в 2022 году.
Стоит разделять нелегальные и легальные рынки, есть смысл запрещать поставки точечно. Например, проверить БАДы, которые продают на маркетплейсах, утверждает Жестков.
В России биологически активные добавки пользуются большой популярностью — их и витамины принимают 92% россиян. 8% респондентов пьют витамины только по назначению врача.
Аналитики отмечают, что по рекомендации знакомых биоактивные добавки выбирают 37%, по назначению врача — 29%, по совету фармацевта — 15%. Остальные 19% респондентов доверяют рекламе. Половина опрошенных россиян (49%) готовы тратить на БАДы и витамины от 1 тыс. до 3 тыс. руб. в месяц.