В семье Бехтеревых - Медведевых чтят память основателя династии и продолжают его дело
Академик РАН Святослав Медведев предпочитает круглый год жить на даче в Комарово. Дальнем Комарово, до которого от железнодорожной станции идти и идти. Это район "академических дач" - участки здесь выделяли именитым ученым. В скромный деревянный дом (не сравнить с коттеджами нуворишей) перевезены и реликвии семьи Бехтеревых - Медведевых. Кстати, именно с них и начался разговор журналиста "РГ" со Святославом Всеволодовичем.
Мало что осталось
Реликвий осталось всего две. Прижизненный бюст основателя династии, прадеда Святослава Всеволодовича - ученого с мировым именем Владимира Михайловича Бехтерева. И несколько предметов из фарфорового датского сервиза царского времени.
- Видите, на боковой стороне бюста - лицо мальчика, который страдал шизофренией. Прадед сам вылепил это лицо. Бюст чудом оказался в нашей семье. А тарелки - очень необычные, рифленые, с изображением чайки - моя мать Наталья Петровна Бехтерева, уже будучи известным ученым, купила в антикварной лавке. Поскольку они редкие, почти наверняка - из их домашнего сервиза. У матери ничего не могло сохраниться: она, дочь врага народа, была отправлена в детский дом. Ее, отец Петр Владимирович, инженер-конструктор, был арестован и расстрелян, хотя семье сказали, что его осудили на десять лет без права переписки. Расстрелян в знаковую дату - 23 февраля, и с тех пор для нас это не самый радужный день. Ему вменяли в вину чуть ли не проект подземного хода от Тбилиси до Лондона. А его супругу, мою бабушку Зинаиду, тоже арестовали, и - в лагерь для членов семей изменников Родины. Бабушка осталась жива, работала в лагерном медпункте, а после освобождения - в больнице города Бологое. Бабушку я хорошо помню, - пояснил Святослав Всеволодович.
А вот семейных раритетов фактически не осталось. Владимир Михайлович Бехтерев был богатым человеком и имел счета в заграничных банках, но после его смерти власти недвусмысленно намекнули его детям: хотите жить - откажитесь. Забрали у них практически все, включая автомобиль. Так что, собственно, уже к рождению Натальи Петровны, дочери сына Бехтерева - Петра, мало что и было.
Об основателе династии в семье говорят с большим уважением. Великолепный врач, и - сложный, ранимый, принципиальный человек. Именно потому, что принципиальный, в знак протеста отказался от поста начальника Военно-медицинской академии в первые годы XX века, когда возникли студенческие волнения и будущих медиков начали притеснять. Умер внезапно при таинственных обстоятельствах.
- Много где написано, что это произошло после того, как прадеда вызвали на медицинскую консультацию к Сталину, и, выходя от него, он якобы сказал, что осматривал "параноика". Мы считаем: такого быть не могло. Прадед свято соблюдал врачебную тайну и озвучить такой диагноз не мог. На наш взгляд, его, скорее всего, убрали из-за того, что он участвовал в лечении уже тяжелобольного Ленина и отстаивал концепцию нейросифилиса. "Неудобное заболевание" не стыковалось со светлым образом вождя. Хотя что было неудобного? В то время не существовало антибиотиков, заболевание не излечивалось, а распространялось дальше, - подчеркивает Медведев.
"Все взаимосвязано"
Одно из направлений деятельности Бехтерева - изучение проводящих путей спинного и головного мозга. Именно он отстаивал идею, что в мозге решают не центры (как тогда считалось), а связи. Что мозг - машина, работающая не на уровне отдельных блоков, а на уровне взаимодействия всех частей. Позже эту идею развили Наталья Бехтерева и Святослав Медведев.
- У Натальи Петровны Бехтеревой было тяжелое детство. Она в тринадцать лет осталась без родителей (бабушку Зинаиду только через несколько лет выпустят из лагеря). Ее и ее родного брата Андрея отправили в детдом. На свободе оставались родные дяди и тети - Бехтерев ведь был многодетным, но никто не выразил желания забрать детей на воспитание. И, кстати, с тех пор родственные отношения с той частью семьи Бехтерева сошли на нет, - уточняет Медведев.
Андрей, брат Натальи Петровны, добавив себе пару лет, ушел в армию. А Наталье директор детдома сказал: "У тебя два пути: либо ты после детдома попадаешь на кирпичный завод, потому что с твоей биографией никуда не возьмут. Либо ты оканчиваешь школу на отлично, мы дадим хорошую характеристику, и ты сможешь поступить в вуз". Она выбрала учебу.
Наталья Петровна окончила Первый медицинский институт в 1947 году и стала работать в Институте мозга, который впоследствии присоединили к Институту физиологии имени Павлова. Это уже потом она станет научным руководителем Института мозга человека - института, ныне носящего ее имя.
- Имя моей матери на слуху. Отца - нет. Между тем Всеволод Медведев имел звание члена-корреспондента РАН, тоже занимался проблемами мозга. Его труды были засекречены, он занимался военной тематикой. Я в 18 лет попал с ним в одну секретную экспедицию, во время которой перемещались на танках. Изучали здоровье, психологические особенности поведения военнослужащего, оказавшегося в зоне ядерного поражения. Условного. Отец тогда сказал: "Если ты напишешь диссертацию и потеряешь ее перед защитой - тебе будет грустно. Если я свою потеряю - мне 25 лет дадут", - поясняет Медведев.
В медицину не собирался
В школе у него отлично шла физика, и поэтому он поступил на физический факультет Ленинградского государственного университета, после окончания которого работал в Физико-техническом институте имении Иоффе. Но через какое-то время стал все больше интересоваться работами матери. И - выбрал тайны мозга.
Много лет он руководил Институтом мозга человека РАН, а затем решил заняться тем, что давно интересовало, - возможностями организма человека, находящегося в необычных условиях. В том числе во время медитации. С разрешения далай-ламы, с которым сложились дружеские отношения, работает в древних индийских монастырях. И один из вопросов, на который пытается найти ответ ученый: какие механизмы задействованы во время тукдама (посмертного состояния, когда тело медитирующего остается долгое время нетленным в условиях жаркого климата) и зачем нужно такое состояние ушедшему из мира земного?
Дочь Святослава Медведева - Наталья Святославовна Медведева - сначала выбрала акушерство и гинекологию. Несколько лет работала хирургом именно в этой сфере. Но психотерапия позвала, и она сменила специальность. В крупных компаниях работала с персоналом, стала очень известным в стране коучем.
Какую специальность выберут внуки - пока неизвестно. Старшая - Ксения - еще только окончила школу. Но, возможно, кого-то из подрастающего поколения семьи тоже увлекут за собой тайны мозга.
Прямая речь
Правда, что человек использует свой мозг только на пять процентов?
Святослав Медведев: Нет! У нас постоянно работает практически весь мозг, все 10 миллиардов нейронов. Мы с вами разговариваем, и если конкретный нейрон не участвует в поддержании беседы, он, например, поддерживает позу. И вы сидите, а не позволяете себе развалиться в кресле. Просто функция нейрона в данный конкретный момент не видна. И заметьте, во время беседы вам постоянно приходят в голову мысли, не относящиеся к ее теме.
Почему такое происходит?
Святослав Медведев: Это результат подспудной деятельности мозга, который непрерывно анализирует имеющуюся в его распоряжении информацию.
Приведу простой пример: вас посылают в командировку с полярниками - на арктическую станцию. Вы поехали, написали великолепный материал.
А вот что бухгалтерия оформила командировку, перевела деньги на карту - читателям не видно. Бухгалтерии, собственно, все равно: выписать вам командировку в Арктику или в Ленобласть. Но без работы бухгалтерии все бы встало и вы бы никуда не поехали.
Имеются звенья системы, деятельность которых ярко не проявляется, у них рутинная работа. Так же и с нейронами: очень большая часть нейронов используется рутинным образом, но без них - никуда. Сбой в их работе - прямая дорога к болезням мозга.
То есть нейроны работают все время. Другой вопрос: для чего? Для кого-то в данный момент важно купить выпивку и закуску, для кого-то - заключить миллиардную сделку, а кому-то - сделать отличное интервью.
Вы много занимались медитацией. Самая простая медитация?
Святослав Медведев: Есть вариант, доступный и ребенку. Начертите на земле полосу, дайте ему в руки колокольчик. Нужно идти по черте так, чтобы колокольчик не звенел.