Роман Костомаров: повесть о настоящем человеке – 2

«ХОЧЕТСЯ УЖЕ БЕЖАТЬ И ПРЫГАТЬ»

Роман Костомаров: повесть о настоящем человеке – 2
© Мир новостей

Роман Костомаров выкладывает видео своих ежедневных занятий в Cеть. Вот он крутит педали велотренажера и в какой-то момент... подмигивает в камеру: «Ох, уж непросто это все... Ни морально, ни физически... Мягко говоря! Но едем дальше. Впереди самое сложное, сука-жизнь! Хотя она и не была простой». Вот он бодро шагает на протезах по лестнице, а потом выполняет махи ногами. И улыбается! «Каждый день стараюсь делать что-то новое... Но хочется уже бежать и прыгать!» - говорит Роман. Только он это сказал, и вот уже в следующем видео бежит. Пока только по беговой дорожке, но все же...

Очевидно, что человек стремится поскорее восстановиться. Он качает пресс, поднимает грузы искалеченными руками. Признается, что каждое упражнение дается тяжело, через боль, потому что тело еще не адаптировалось к протезам, но надо держаться: «Преодоление всего... Как же спорт и тренировки отвлекают меня от всего происходящего в моей жизни...»

Костомаровым восхищаются, верят в то, что он вернется в профессию. А некоторые даже сравнивают его с героем Великой Отечественной Алексеем Маресьевым, который был сбит в воздушном бою и лишился ног, но сумел восстановиться и снова начал летать. Сам Костомаров, по словам его друга Александра Жулина, не считает себя героем, равным легендарному летчику:

- Недавно Ромка с юмором сказал такую фразу: «Ну ладно Маресьев, он с самолета упал, по лесу полз... А я простудился...»

ДВА ПРОЦЕНТА НАДЕЖДЫ

Действительно, все началось с банального ОРВИ: кашель, температура. Надо было бы отлежаться, подлечиться под контролем врача. Но на дворе - новогодние каникулы. Самая горячая пора для ледовых шоу. И Костомаров продолжил выступать в проекте Ильи Авербуха «Волшебник страны Оз». Не хотел подводить ни Илью, ни зрителей. Фигурист катался также во время массовых городских мероприятий, потому что был уже заявлен в программе и не мог себе позволить передышку.

Позже его супруга Оксана Домнина говорила: «Мы, спортсмены, всегда работаем, даже если у нас поднялась температура, пока есть силы. Могу сказать про себя: 30 декабря я лежала с температурой 39, а через день уже выступала, для фигуристов это рядовая ситуация».

Однако для Романа ситуация быстро перестала быть рядовой. Температуру и боль в плече (потянул мышцы во время одного из выступлений) он глушил противовоспалительными препаратами. Поэтому смазал картину заболевания, которое развивалось по худшему сценарию: у фигуриста началась пневмония, которая стремительно перешла в запущенную форму.

Диагноз поставили уже в больнице, куда спортсмена в тяжелом состоянии доставили 8 января. Он уже не мог самостоятельно дышать, и его подключили к аппарату ИВЛ. Однако с каждым днем Костомарову становилось все хуже. И его бывшая партнерша по танцам на льду Татьяна Навка добилась, чтобы Романа перевезли в больницу в Коммунарке, где еще в период ковида был накоплен большой опыт лечения пациентов с обширным поражением легких.

Главврач лечебного учреждения Денис Проценко позже сообщил, что ковид у Костомарова не нашли, а виной всему - некая бактериальная инфекция, попавшая в ослабленный организм:

- Бактерия, которая была выявлена при поступлении, уже тогда давала нам сигналы, что течение болезни будет очень тяжелым, что она будет протекать с некрозами и некротическим поражением подкожной клетчатки и мышц.

Опасения врачей, к сожалению, сбылись: у их пациента развился сепсис, начались гангрена и проблемы со всеми системами организма. Вместо ИВЛ его подключили к ЭКМО: это аппарат по обеспечению жизнедеятельности, который из-за многочисленных побочек задействуют только в самых крайних случаях, когда человек оказывается на пороге смерти.

Уже сейчас, когда все миновало, врачи признаются, что шансов выжить у Костомарова, по их подсчетам, было не более двух процентов. И некоторые эксперты советовали не мучить практически безнадежного больного интенсивными мерами и тем более ампутациями пораженных гангреной частей тела, а дать ему «спокойно и без боли уйти». Но команда Проценко продолжала активные действия, о которых Костомаров, находясь в медикаментозной коме, не подозревал. О том, что у него ампутированы обе ноги по колено, кисть правой руки и пальцы на левой, он узнал, когда его вывели из комы. Конечно, олимпийский чемпион испытал шок, стресс и поначалу впал в депрессию...

ГЕРОИНЯ СВОЕГО РОМАНА

Погрузиться в депрессию с головой ему не дала жена Оксана. С первых дней болезни она была рядом с мужем и взяла на себя все заботы о нем.

- Она находится там практически круглые сутки, - рассказывал Александр Жулин. - Только домой ездит к детям ночевать. А так она проводит в палате круглые сутки.

Домнину даже переодели в спецодежду врача, чтобы знаменитая спортсменка не привлекала внимания других пациентов. Когда Роман пришел в себя и осознал весь ужас произошедшего, Оксана его успокаивала, кормила с ложечки, читала ему книги вслух и уверяла, что он непременно восстановится и даже снова встанет на коньки. Никто не знает, сколько слез пролила Домнина, когда ненадолго оказывалась дома. При муже, как говорят, она не проронила ни слезинки, а демонстрировала только исключительный оптимизм. Даже друзья семьи, которые, конечно же, тоже верили в лучшее и всячески поддерживали Костомарова, поражались мужеству Оксаны. Ее стали называть «героиня Романа». Но, наверное, не было бы этого бытового героизма, если бы пару прославленных фигуристов не скрепляло нечто большее, чем чувство долга...

ВОЗМОЖЕН НОВЫЙ ВИТОК КАРЬЕРЫ?

Нельзя не отметить, что Костомарову очень повезло и с друзьями. В самый сложный, критический период они молились за него. Когда опасность для жизни миновала, сконцентрировались на всевозможной помощи: значительную часть выручки от своих выступлений на льду они переводили семье Романа на протезирование и реабилитацию. А сейчас, когда фигурист удивляет и вдохновляет людей своими тренировками, строят планы на его... возвращение в спорт!

- Вся страна рада и гордится Романом Костомаровым, мы все следим за его успехами и восстановлением, мечтаем снова увидеть его на льду, - говорит Татьяна Навка. - Я даже не знаю, есть ли в мире прецеденты, когда с такими травмами спорт­смен возвращался к соревнованиям. Возможно, Костомаров будет первым. По крайней мере, я в это безумно верю и в Романе никогда не сомневалась.

А Илья Авербух пообещал, что непременно снова задействует Костомарова в своем ледовом проекте:

- Мы придумаем, что сделать, конечно. Я уже думаю над тем, что ему будет ближе... Не исключаю, что это будет и выход на лед. Это моя банда, моя семья.

Олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Светлана Журова поначалу сомневалась в том, что Роман, лишившись ног, сможет кататься. Но увидев, с каким упорством Костомаров тренируется, обозначила уже другие перспективы:

- Если Роман захочет снова участвовать в соревнованиях, вопрос встает о том, какой уровень катания потребуется. Допускаю, что ему захочется себя в каком-то другом виде спорта попробовать, потому что вижу, что он в хорошей спортивной форме. Люди с такими травмами и ограничениями по здоровью также могут прекрасно выступать, наши паралимпийцы хорошо себя показывают.

Любопытно, что и врачи дают Костомарову вполне оптимистичные прогнозы насчет продолжения спортивной деятельности. Так, ортопед-протезист Тимур Гришин заметил, что раз Роман «уже бегает по дорожке и катается на велосипеде, соответственно, нагрузочные пробы он все прошел», то есть физически готов на спортивные свершения, а в том, чтобы «присоединить к протезам коньки, никаких проблем нет». Травматолог-ортопед, доктор медицинских наук Алексей Скоблин заверил, что «современный уровень технологий протезирования позволяет восполнить практически все функции нижних и верхних конечностей».

И уж тем более не сомневаются в Костомарове его поклонники. Они пишут в Сети, что он непременно вернется в спорт и в фигурное катание. Ведь Маресьев вернулся в небо. Значит, нет ничего невозможного. И у Костомарова все получится!

Лидия Мезина,

фото из соцсетей,

А. Ломохова.