Протоиерей Андрей Ткачев: Архип Куинджи - тот самый грек
Архип Куинджи, тот самый грек, который как никто изображал багровые закаты, одинокую Луну над спящей землей и прочее очевидное и невероятное.
Оказывается, написав все, что его обессмертит, Куинджи ушел в некое подобие затвора и перестал выставляться и появляться на публике.
На похоронах его проводить явилось множество скромно живущих художников, которых покойник, как оказалось, тайно содержал из сострадания и любви к работникам цеха. Перед нами, конечно, не затвор, как в лучшие годы Печерской Лавры, но что-то вроде мирского затвора. Для известного деятеля искусств добровольный и молчаливый уход от публики, это подвиг. Это и шанс прослыть сумасшедшим а-ля Гоголь. И если присмотреться, подобный уход - весьма частое явление. Кубрика настолько забыли в лицо, что находились проходимцы, под его именем снимавшие пенку с чужой славы. А сам Кубрик почище иного разыскиваемого вора скрывался от журналистов и жил тихо. Бредбери, писавший про полеты к далеким галактикам, в быту писал на допотопной машинке, пользовался древним до состояния винтажности телефоном и бегал от журналистов.
Высокие достижения дают душе чувство собственной малости и великого одиночества.
Шумят там, где цель не достигнута или цели вовсе нет. Высокие достижения рождают отшельников, странников, блаженных и чудаков. Высокая культура неминуемо рождает монашество и юродство, чем так богата Русская история даже до днесь. Именно наличие большого числа странных для мира людей, означает способность народа ощущать высшие смыслы, недоступные для биржевых маклеров или продюсеров, скажем, шоу-бизнеса. Человек шумел, творил, воевал - как Ушаков и Суворов - а на старости вдруг затих в деревне, поближе к какому-нибудь монастырю, и смотрит в небо с детской наивностью. А вся кутерьма, оставшаяся за спиной, кажется сном, привидением. Как сказал мученик Тивуртий: Сей мир мнится быти - и несть! А тот мир мнится не быти - и есть!
Опубликовано на Daily Moscow по информации из официального Telegram-канала автора.