Как наживаются на онкобольных
Было установлено, что онкопрепараты в принципе не могли находиться в обороте аптеки, предназначались для медицинского употребления в учреждениях здравоохранения разных регионов, однако волшебным образом оказались в рознице. Более того, препараты попали во вторичную продажу, изначально они были уже оплачены из федеральных или региональных бюджетов и поступили на баланс поликлиник и больниц. Нарушение выявили благодаря государственной системе маркировки «Честный знак». Многие из них оказались в статусе отпущенных по льготным рецептам, то есть пациентам их выписали, но не выдали, а отправили в продажу.
Кто стоит за этой серой схемой, еще предстоит выяснить следствию, но уже известно, что стоимость похищенных из медучреждений Санкт-Петербурга, Челябинска, Нижегородской области, Башкирии и Республики Коми жизненно важных препаратов оценивается в 700 тысяч рублей. Среди лекарств, продаваемых из-под полы и по цене в 1,5-3 раза ниже рыночной, были противоопухолевые средства «Китруда», «Спрайсел» и «Перьета», «Исентресс» для лечения ВИЧ-инфекции, «Яквинус» и «Хумира» для лечения ревматоидного артрита и другие дорогостоящие препараты. Желающих купить лекарства было достаточно. Покупатели приходили в аптеку, узнав об их продаже из рекламы и информации, размещенной в интернете на одном из популярных аптечных агрегаторов.
В голове не укладывается, что жажда наживы могла толкнуть к участию в преступной схеме врачей, клявшихся спасать жизни людей. Только представьте: страдающие онкологией пациенты, для которых перечисленные лекарства - вопрос жизни и смерти, не получили их или получили в недостаточном объеме только потому, что на них банально сэкономили. Ничего у людей святого!
Эксперты в области медицины вынуждены констатировать: воровство на местах возможно, так как система учета онкологических лекарств менее строга, чем, например, учет наркотических веществ. В случае с лекарствами от рака они учитываются в основном на бумаге, в историях болезни, и врачи не обязаны сдавать пустые ампулы, как это происходит с наркотическими препаратами. Проверить, вводился препарат на самом деле пациенту или нет, почти невозможно.
- После внедрения маркировки «Честный знак» случаев воровства окнопрепаратов стало меньше, но они все же еще встречаются. Попадать в аптеки лекарства могут двумя способами: либо их продают нечистые на руку сотрудники больниц, либо их ввозят в страну челноки. В обоих случаях цель - обогатиться. Торговцев интересуют именно онкологические препараты, они - одни из самых дорогих на рынке. Из больниц лекарства «добывают» следующим образом: их якобы выписывают пациентам, но не выдают, а списывают с баланса клиники. По сути, отмывают. По правилам врачи должны вывести такие лекарства из оборота - повторно его продавать или выдавать нельзя. Но так поступают, как показывают проверки аптек, не все, поэтому мошенники замазывают коды маркировки, чтобы по ним нельзя было определить, ворованный препарат или нет. А вот если кода вообще нет, значит, лекарство ввезли из-за границы и оно вообще не предназначено для продажи в России, - говорит генеральный директор фармацевтической компании «MЕДАРГО» Вадим Винокуров.
Сейчас полицейские собираются возбудить против серых аптекарей уголовное дело о мошенничестве и приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем. Вопросы у правоохранителей могут возникнуть и к руководству медучреждений, откуда утекли лекарства.
Елена Казанцева.
Фото: ADOBE STOCK