Вести с полей: как меняется состояние сознания во время практики буддийской медитации
В последнее время все более возрастает интерес к изучению феномена сознания в контексте опыта многовековых восточных традиций. Практика медитации, используемая в буддийской традиции представляется интересным и перспективным объектом для исследования, тем более что в тибетских буддийских монастырях на юге Индии уже более 3 лет работают научные лаборатории исследований медитации и измененных состояний сознания, организованные нашими российскими исследователями. Ученые из Института медико-биологических проблем РАН (Москва) и Фонда поддержки исследований мозга имени академика Натальи Бехтеревой (Санкт-Петербург) представили на XXIV съезде физиологического Общества имени И.П. Павлова доклад с результатами последних исследований практики медитации. Главными инфопартнерами съезда стали портал Neuronovosti.Ru и объединенная редакция порталов Indicator.Ru и Inscience.News.
Нейрофизиологические исследования медитации проводятся уже более 50 лет, активная публикация работ наблюдается последние 10-20 лет, а обзорные работы сейчас выходят практически каждый год. Во многих таких работах медитация рассматривается как удобная модель для изучения того, как меняется работа мозга на фоне разных измененных состояний сознания. В процессе практики медитации человек учится понимать принцип работы своего сознания, а также учится управлять состоянием своего сознания. В буддийской традиции медитация используется для изучения свойств своего сознания от первого лица и подобные исследования (в буддийской парадигме, конечно) проводятся уже более 2000 лет, разработана теоретическая база и накоплен огромный методический материал, а также различные рекомендации к практикам.
Что касается современных нейрофизиологических исследований медитации, то необходимо отметить, что результаты во многом оказываются противоречивы. Например, рассматривая механизмы восприятия во время медитации, одни авторы утверждают, что во время медитации происходит усиление восприятия сигналов от внешнего мира и усиливается обработка сенсорной информации, в то время как другие авторы, наоборот, показывают в экспериментах, что происходит определенное отстранение от внешнего мира и сенсорная обработка ослабляется. Можно предположить, что такое противоречие данных связано с тем, что под термином «медитация» сейчас понимается огромное разнообразие практик, которые могут различаться даже в рамках одной философской или созерцательной традиции.
В буддийской философской традиции медитативные практики делятся на две категории: однонаправленная концентрация и аналитическая медитация. Освоение этих двух техник является необходимым условием для перехода к третьему классу медитаций – тантрическим практикам. Согласно буддийской традиции, все эти медитации характеризуются постепенным «растворением» «грубых уровней» сознания, связанных с пятью органами чувств. Ученые предположили, что с физиологической точки зрения процесс «растворения» сенсорного сознания может сопровождаться измененным состоянием сознания, при котором происходит отключение внимания от внешнего мира и уменьшение распознавания сенсорных стимулов.
Новое исследование было направлено изучения эффектов медитации в области сенсорной и когнитивной обработки внешних стимулов. В работе использовался классический трехстимульный тест в так называемой пассивной oddball парадигме (Alho et al., 1998), в котором испытуемому предъявлялись последовательные стандартные стимулы, одинаковые по своим характеристиками, и в этой последовательности через разные промежутки времени предъявлялись новые девиантные стимулы, которые отличались от стандартных по частоте (в роли стимулов выступали звуковые сигналы), а позже предъявлялись новые сложные комплексные стимулы. От испытуемых не требовалось какой-либо специальной реакции на предъявляемые стимулы, они воспринимали звуки в расслабленном состоянии, пребывая в медитации и затем в контрольном состоянии спокойного бодрствования.
В исследовании приняли участие 140 практиков-монахов из нескольких буддийских монастырей юга Индии и Дхарамсалы в возрасте от 25 до 80 лет (средний возраст — 42 года). Они выполняли следующие виды медитации: медитацию однонаправленного сосредоточения внимания (на мысленном образе Будды или на таких философских понятиях буддизма как «пустота», «непостоянство», «бодхичитта»), аналитическую медитацию (на тех же философских понятиях), а также тантрические практики, связанные со сложными визуализациями буддийских божеств, их атрибутов и различных элементов тонкой анатомии человеческого тела.
В работе исследовались слуховые потенциалы, связанные с событиями (N1, P2, негативность рассогласования – MMN, Р3а). Для каждого испытуемого были рассчитаны ПСС в ответ на каждый тип стимула (стандартный, девиантный, новый). Далее ПСС усреднялись для каждого типа стимула в пределах всей группы испытуемых для каждого состояния (медитация/контроль) отдельно. Электроэнцефалограмму (ЭЭГ) регистрировали монополярно с 19 электродов с помощью электроэнцефалографа Mitzar EEG‑202. Монахи слушали предъявляемые звуки в состоянии покоя с закрытыми глазами и во время медитации с закрытыми глазами: аналитическая медитация, однонаправленная медитация и тантрические практики. В результате было показано, что во время медитаций уменьшается амплитуда MMN, уменьшаются амплитуды компонентов N1 и P2 на девиантные стимулы и амплитуда компонента P3a на новые стимулы. Эти результаты показывают, что рассматриваемые медитации сопровождаются снижением физиологических процессов, отвечающих за поддержание внимания к внешнему миру и распознавание изменений в потоке сенсорных стимулов. Негативность рассогласования (MMN) может рассматриваться как отражение работы такого механизма мозга как детектор ошибок (Бехтерева, 1971; Бехтерева и соавт., 1968, 2005). Ранее считалось, что умственные усилия не могут влиять на работу данного механизма. Однако, показанное снижение амплитуды MMN может свидетельствовать об изменении работы детектора ошибок во время медитаций.
Ранее было показано, что в случае чрезмерной активности «детектор ошибок» может способствовать развитию различных патологических состояний — ОКР, тревога, расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ. Наблюдаемое в данном исследовании изменение работы «детектора ошибок» во время медитации может быть актуально для исследований возможного терапевтического применения медитаций при нарушениях, связанных с чрезмерной активностью «детектора ошибок».
Текст: Виктория Киричок
Съезд организован Физиологическим обществом им. И.П. Павлова и Институтом эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН и посвящен 300-летию Российской академии наук и включен в инициативу «Работа с опытом» Десятилетия науки и технологий.
Материал подготовлен при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий».