Проверено на себе
Звёзды
Психология
Еда
Счет
Любовь
Здоровье
Тесты
Красота

PhotoDecorMarket: впустить фотографию в дом

Этой осенью 9-10 cентября в Москве во второй раз пройдет PhotoDecorMarket – маркет авторской фотографии для интерьеров. Зачем и кому он нужен, если существуют фотостоки и галереи, и есть ли критерии у интерьерной фотографии?

PhotoDecorMarket: впустить фотографию в дом
Фото: BigPikcha.ruBigPikcha.ru

Об этом разговаривают создатель маркета Ирина Клименко и арт-директор компании Fotolab .

Видео дня

Записала: Лина Селезнева На превью: участник маркета Стас Бартникас

Ирина Клименко – фотограф, куратор, создатель PhotoDecorMarket.

И.К. Давай начнем с того, что фотография — это не просто изображение. Это медиа или даже язык, с помощью которого фотограф передает зрителю как минимум информацию, и как максимум некое сообщение в визуальной форме. А.Г. Да, и фотографии, передающие информацию или фиксирующие некие события, как правило, не подходят для интерьеров. Если мы не говорим о фотографиях из семейного архива. И.К. Говоря о фотографии, которая подходит для интерьеров, мы в первую очередь имеем в виду художественную или, другими словами, арт-фотографию. Ту фотографию, которая призвана передавать эмоцию, нести метафору, воздействовать на зрителя скорее через чувства, а не через разум. По сути такая фотография – это личное послание автора. А.Г. Но не любые авторские послания подходят для интерьера. Если, скажем, мы с тобой независимо друг от друга будем отбирать фотографии участников для PhotoDecorMarket, мы отберем плюс-минус одно и то же. И вовсе не потому, что у нас удачно совпадают вкусы. И.К. Давай попробуем определить критерии, которые у нас совпадают.

Антон Горбачёв – арт-директор компании FOTOLAB, фотограф, куратор, преподаватель школы PHOTOPLAY, член Союза фотохудожников России. Автор программ по развитию визуального мышления. Член жюри фотографических конкурсов.

А.Г. Интерьерной фотографию делает отбор, а в конечном счете — покупатель. Что он скорее всего не выберет? Драму. Изображение повседневности. Серию фотографий, для которых важна последовательность просмотра. Вот почему для интерьера не всегда подходит проектная фотография, которая представлена в галереях или в авторских книгах. Покупатель не хочет дома актуальных тем, острых высказываний, протеста или личных рефлексий автора. Интерьерная фотография — это прежде всего эстетическая рефлексия и всегда цельное, законченное высказывание в одном снимке. Это чуть больше, чем фиксация факта— это метафора, ассоциация. Авторский взгляд и эмоция заложены в фотографию, но при этом они нейтральны и дают зрителю простор для воображения. Интерьерная фотография не тянет одеяло на себя, не требует от зрителя всего объема внимания. Она уживается с окружающими предметами. И.К. Не только с предметами. Она должна уживаться с обитателями дома. По сути, покупая авторскую (в данном случае не безымянную, как на стоках или в ) фотографию из рук ее создателя, мы впускаем автора в свой дом— в лице его работы — практически на правах члена семьи, потому что он нам интересен и с ним комфортно находиться рядом. Вряд ли нам захочется терпеть в доме человека пусть яркого и талантливого, но скандального и постоянно протестующего. Поэтому фотография, живущая в интерьере, должна вызывать у зрителя позитивную (для него) эмоцию. Можно посмотреть на выставке что-то яркое, острое, современное, социально значимое, но приносить в дом и жить с этим захочет далеко не каждый.

Фото и рассказ участницы маркета Евгении Стрыгиной К стенду подошла женщина и долго рассматривала фотографию. Потом, совершенно неожиданно для меня говорит: «А вы знаете, это же мой муж!». Первая мысль, которая пришла мне в голову: «Господи, что а вдруг в таких случаях нужен модельный релиз». Аккуратно спрашиваю: «Правда? Вот прямо это ваш муж?» Женщина улыбнулась и говорит: «Ну почти. Мой тоже приезжает на Мертвое море и вот так же лежит в воде». Конечно, она купила фотографию.

А.Г. Да, в таких работах не должно быть крика. Но и пустоты быть не должно. Баланс, гармония, целостность. И поэтому мне очень странно, когда фотографию для интерьера считают низким или прикладным жанром. Это же то, что люди по своей воле приносят в свой дом, в свое личное пространство. Это ли не вызов для фотографа? И.К. Знаешь, я думаю, что фотография может не только передавать эмоции, настроение, создавать атмосферу. Фотография может менять пространство и даже образ жизни. Ведь наш дом, как и наше тело, – это то, что идеально подходит для нашего сегодняшнего образа жизни и по сути отражает то, как мы на самом деле живем, а не декларируем вовне. Мысль не самая приятная, но это факт. К счастью, мы в силах менять то, что нам не нравится. С помощью фотографии можно создавать в доме зоны, которые помогут изменить свой образ жизни. Например, хочется заняться творчеством, или начать медитировать, или больше времени проводить с семьей и друзьями, экспериментировать на кухне… Вдохновляющая фотография в правильном месте дома может стать катализатором для запуска и поддержки приятных изменений. А.Г. Красивая идея и вполне жизнеспособная, если ее популяризировать И.К. Ты ежедневно сталкиваешься с покупателями и дизайнерами, которые приходят в Fotolab, чтобы напечатать фотографию для интерьеров. Расскажи, где эти люди находят фотографии?

Фото и рассказ участницы маркета Две этих работы купила симпатичная пара, которая собиралась в гости к европейским друзьям. На мой вопрос: «Вам кажется это будет хорошим подарком?» Они в один голос ответили: «Конечно. Если бы все везли из России не икру и водку, а вот такие работы, то может быть и мнение о нашей стране было бы другим»

А.Г. Рынок-то уже сложился и даже неплохо структурирован. И 70-80% спроса удовлетворяют фотостоки. И.К. Но фотография со стока – это зачастую безымянное изображение безо всякой индивидуальности! Не все фотографы помнят о том, что, отдавая работу на сток, они по сути лишаются не только авторства, но и возможности сохранять изображение в неприкосновенности творческого замысла. Покупатель может делать с фотографией всё, что захочет, включая вмешательство в само изображение. Кстати, можно дли вообще найти что-то интересное на стоках? А.Г. Фотосток — это набор очень четких стандартов. Прежде всего технических: резкость, размер изображения и т. д. И чисто визуальных: типичная фотография со стока, которую люди выбирают для интерьера, — это природный (часто с пририсованным при обработке солнцем) или городской пейзаж. Большой популярностью пользуются драматические облака или контровый свет. На снимке, как правило, репрезентуется привычное человеческому глазу пространство. Реже на стоках можно встретить какие-то более абстрактные работы, где авторский взгляд хоть как-то начинает проявляться. Но все-таки большинство стоковых фотографий просто фиксируют существующую и узнаваемую реальность, часто дополнительно приукрашивая ее. И.К. Реальность с усилителями вкуса!

А.Г. Точно, с глутаматом! Кстати, покупая файл на фотостоке, человек ведь не покупает изображение. Там продаются лицензии, и их стоимость зависит от цели использования. На стенку дома повесить — 1000-1500 руб., а в рекламный баннер вставить — совсем другие деньги. Есть и макростоки, такие, как Getty Images. Там и уровень выше, и шире эстетический диапазон; с ними сотрудничают серьезные фотографы; есть огромные архивы документальных фото. Условия приобретения лицензий более строгие, и стоит это дороже: более 500 долларов за фотографию. Вот там уже можно увидеть больше авторских работ. Более сложное пространство, не такие однозначные образы, предмет взаимодействует с фоном. Здесь уже важны геометрия, цветовое решение… И.К. Хорошо, мы с тобой начали с самой нижней ступени, теперь пойдем к вершине пирамиды. Галереи продают фотографии, которые в конечном счете попадают в интерьеры. И если на стоке автор теряет свое имя, то в работе с галереями он зачастую теряет свободу. Собственно, как строится галерейный бизнес? Галерист находит интересного и перспективного фотографа, создает ему имя и историю и зарабатывает на продаже его работ. Так происходит выращивание автора. В какой-то момент галерист начинает пусть мягко, но диктовать фотографу темы, ведь, чтобы конкурировать, нужны актуальные, модные, провокационные поводы. А еще галеристу нужно, чтобы у покупателя не было прямого доступа к автору. Чем надежнее разделены автор и покупатель, тем лучше. В таких условиях наступает момент, когда автор не может больше развиваться. Поэтому, придумывая PhotoDecorMarket, я больше всего хотела дистанцироваться от галерейного бизнеса и создать среду, где автор может действовать свободно. А.Г. Тут важно вот еще что. Галерейная система — это прежде всего жесткая иерархия, где все, и авторы, и продавцы, и критики играют по правилам арт-рынка. Автор не может «перепрыгнуть» ни через одну ступеньку этой лестницы. Только через институциональный рост он получает признание, как художник. PhotoDecorMarket — новая институция, где нет жесткой иерархии и вот этой адской многоступенчатой системы. Из уравнения исключается посредник: автор лично, физически, встречается со своим зрителем. И встречается эмоционально: вот я, а вот то, что меня волнует, трогает, восхищает и т. д.

Фото и рассказ участника маркета Даже для меня эта работа слишком яркая и я не был уверен, что ее можно продать. К стенду подошла девушка, которая была одета ровно в те же цвета, даже шапочка у нее была похожей формы. Она купила работу и сказала: «У меня душа радуется, когда я могу добавить цвет в нашу городскую жизнь. У вас также, Сергей?» Мне оставалось только улыбнуться в ответ и подписать работу.

И.К. Концепция маркета очень простая: классные фотографии из рук самих фотографов, по адекватным для авторов ценам и в высочайшем качестве печати и оформления. А.Г. Вот это «из рук в руки» – принципиально важная вещь. Нет эстимейта, как в галерее. Нет анонимности, как в стоке. Нет посредников. Нет иерархии участников. Зато есть среда, которую формирует предварительный отбор работ. И у фотографа, который хочет, чтобы его работы были достойно оценены, есть возможность выйти из сумрака. Между прочим, я показывал специалистам в области фотоискусства работы участников Весеннего PhotoDecorMarket, смешав их с работами прославленных фотографов. И очень часто критики не могли отличить фотографии с маркета от работ мэтров!

Фото и рассказ участника маркета Дмитрия Питенина На маркете я представил целую серию работ под названием «Сад одиноких камней». Работы были на печатаны на архивных бумагах способом пигментной печати и каждый, кто подходил к моему стенду задавал один и тот же вопрос: «Это нарисовано?». Я даже табличку в конце первого дня повесил: «Никакого фотошопа». Человек, который купил эту работу сказал: «Эта фотография будет мне ежедневным напоминанием о том, как прекрасна наша Земля»

И.К. Это очень приятно. Надеюсь, дело не в том, что критики так себе, а в том, что авторы классные? Знаешь, это похоже на дегустацию вина вслепую. Когда этикетки и регалии сняты, приходится опираться только на собственный вкус и свои ощущения. А.Г. Ну да. Хорошее сравнение, кстати. Новые технологии в виноделии дали возможность некоторым новым производителям производить очень достойное вино, дело только за тем, чтобы рынок об этом узнал. Современные фотографические технологии, способы обработки и печати позволяют талантливым авторам так полно, как никогда раньше, реализовывать свои творческие замыслы и создавать великолепные работы. И тут важно понимать, что фотография для интерьера – это не только изображение. Это и способ печати, и вариант оформления. И очень правильно, когда автор, а не покупатель, решает, как будет выглядеть конечный продукт его творчества.

Фото и рассказ участницы маркета Инги Кондрашовой Я много снимаю в Москве и пытаюсь найти в обыденных сюжетах нечто большее, чем то, что видим мы – горожане, пробегая мимо. Этот диптих с детской площадки купила симпатичная женщина. Она не раздумывала ни минуты. Только сказала: «Пожалуйста, снимайте эту серию. Я все остальное тоже куплю»

И.К. Покупатель в большинстве случаев будет благодарен автору за то, что тот сам ответил на вопрос, как должна выглядеть именно эта фотография, и дал себе труд ее оформить. Напечатанная фотография и цифровой файл на экране монитора – это разные вещи. А еще важно понимать, что маркет – это не выставка. Тут покупатель очень близко контактирует и с автором, и с работами, и из этого контакта рождаются симпатии, новые знакомства и, в конечном счете, продажи.

Сайт маркета photodecormarket

Смотрите также: Квартира площадью 7 квадратных метров в Риме Микродворец на шоссе Энтузиастов: москвичка оформила свою однушку в стиле барокко