Неожиданно: как архитектура влияет на моду — и наоборот

Что общего у Тома Форда, Рафа Симмонса, Пьера Бальмана, Пьера Кардена и Джанни Версаче? Все они – не только модельеры, но и архитекторы. И в этом нет ничего случайного. Монументальный стиль: почему мода копирует архитектуру Архитектура и мода произрастают из одного корня, даже если на первый взгляд кажется, что между платьем и жилым домом мало общего. - Я испытываю глубокое удовлетворение, когда вижу, как мои идеи воплощаются в жизнь буквально за пару недель, - говорит модельер-архитектор Фернандо Гарсия из Oscar de la Renta. – Именно это побудило меня переключиться с архитектуры на дизайн одежды. Но знания, полученные на архитектурном факультете, я использую до сих пор, особенно когда дело касается пропорций. И фасад здания, и платье должны быть сбалансированы. Архитектура, будучи более монументальной формой творческого самовыражения, всегда вдохновляла модельеров. Например, прошлогодняя круизная коллекция Louis Vuitton – своеобразный оммаж Niterói Contemporary Art Museum в Бразилии. - Часто дизайн оказывается смелее архитектуры: здесь можно больше экспериментировать с материалами и технологиями, — говорит итальянский архитектор Чино Дзукки. - Да и получить обратную связь от партнеров и клиентов быстрее и проще. Так что можно сказать, что в некоторых аспектах дизайн опережает архитектуру, которой есть у него чему поучиться. Пусть даже у архитектуры при этом более длительная история и мощная теоретическая база. И мода, и архитектура работают с текстурами и сочетанием материалов, учитывая гравитацию и законы оптики. Это особенно заметно, когда профессиональные архитекторы выходят на смежное поле фэшн-индустрии. В 2006 году легендарная Заха Хадид создала свою версию сумки для коллекции Louis Vuitton – ее плавные изогнутые линии приводят на память Центр Гейдара Алиева в Баку, а рельефные логотипы LV чем-то похожи на световую мозаику на стене Бетховенского концертного зала в немецком Бонне. А футуристические туфли, созданные для United Nude, явно перекликаются со «слоеным» зданием Гонконгского Политеха. То, что меняет облик города, способно изменить и облик человека. Дефиле на мостовой: мода в городской среде Мода, как и архитектура, формирует окружающую среду. Город – это не только дома, проспекты, улицы, площадь, набережная, тупик, переулок. Это еще и люди с их манерой одеваться. Фэшн-индустрия и архитектура всегда шли бок о бок, оказывая взаимное влияние. Вспомните кринолины и сложные дамские прически времен Марии-Антуанетты и сравните эти пышные наряды с роскошью барокко. А конструктивизм начала ХХ века одинаково ярко проявлялся и в строгих формах Ле Корбюзье, и в жесткой геометрии костюмов для «нового» человека. В наши дни мода и городская среда продолжают сближаться – причем в самом буквальном смысле слова. Мода приходит на подиумы с улиц мегаполисов – и после шлифовки в мастерских кутюрье возвращается обратно. Gucci устраивает показ своей круизной коллекции прямо на нью-йоркской 11 авеню, а Гоша Рубчинский выводит моделей на стадион «Сокольники». Что касается практики устраивать показы новых коллекций в знаковых архитектурных пространствах, то она существует уже очень давно. Несколько лет назад Christian Dior устроил шоу в знаменитом Дворце Пузырей, спроектированном Антти Ловага, а Карл Лагерфельд презентовал коллекцию в сеульском выставочном центре, построенном Захой Хадид. Помпезные дворцы, средиземноморские виллы, особняки в стиле модерн и средневековые замки – все они становились декорациями, на фоне которых модные дома демонстрировали свои творения. Новый вектор: как жизнь меняет наши представления о моде и архитектуре Но не стоит думать, будто мода и архитектура являются «чистыми искусствами» и формируются в вакууме. Это живые структуры, на формирование которых влияет образ жизни людей. Как архитектура, так и мода берут за точку отсчета жизненный уклад и подстраиваются под него. Именно поэтому искусство ради искусства хоть и существует, но никогда не идет в массы и не превращается в мейнстрим. Выбирая платье или квартиру, мы думаем не только о том, как они выглядят и какое впечатление производят. В первую очередь мы задаем себе вопрос, а подойдет ли это лично мне, смогу ли я жить в этом доме и куда я надену этот костюм? Так образ жизни меняет наши представления о красоте и удобстве – и нигде этот процесс не просматривается так четко, как в моде и архитектурных тенденциях. Экологичность. В начале ХХI века люди обнаружили, что экологические проблемы – это не фантазия «зеленых», а суровая реальность, которая имеет отношение к каждому из нас. Озабоченность этим вопросом породила разнообразные экотренды. Реализуют их по-разному. Девиз Go green! просматривается и в возобновлении интереса к стилю хиппи и богемному шику – оба направления предполагают этнические «рукодельные» аксессуары, натуральные материалы и активное использование винтажных элементов. Хиппи-мотивы можно заметить в свежих коллекциях Roberto Cavalli, Etro, Giambattista Valli, Scotch&Soda, Temperley London. Другие дизайнеры концентрируются не столько на «зеленой» форме, сколько на материалах, создавая одежду из натуральных органических тканей или вторсырья – самым ярким примером стала Stella McCartney. Архитектура переосмысливает отношения с окружающей средой по-своему. Внешне курс на экологичность выражается в том, что архитекторы все чаще стараются не бороться с окружением и подминать его под свой проект, а органично вписывать новые проекты в окружающий ландшафт. Причем этот экотренд давно вышел за рамки концептов и активно внедряется в жизнь. Так, при строительстве подмосковного экогорода «Лесобережный» архитекторы бюро Максима Атаянца сознательно сохранили участок лесопарка и ручей, пересекавший территорию жилого комплекса, превратив его в доминанту ландшафта. Некоторые пытаются воссоздавать природу, возводя дома-сады в центре современных мегаполисов. Эти «вертикальные парки», в которых бетон объединяется с живой зеленью, пусть ненамного, но улучшают городскую экологию. Таковы миланский жилой дом Bosco Verticale, построенный по проекту бюро Стефано Боэри, и их же «Кедровая башня», строительство которой идет сейчас в Лозанне, а также отель Mountain Forest в китайском городе Гуйчжоу. В России также активно внедряют экологические ноу-хау: например, зеленые террасные сады на крышах паркингов города-события Лайково на Рублевке, которые станут не только украшением пространства, но и снизят содержание CO 2 на всей территории комплекса на 27%. Интерес к сохранению природы проявляется и в использовании энергосберегающих технологий и природных материалов – точно так же, как и в моде. Функциональность и комфорт. Другая заметная тенденция – стремление к практичности, простоте и многофункциональности. Мы уже много сезонов видим на подиумах вещи свободного и геометричного кроя, которые при всей своей авангардности очень удобны в повседневной жизни. Таковы струящиеся балахоны из весенне-летней коллекции Valentino и Emilio Pucci, черно-белая лаконичность Christian Dior. На улицах же давно правит бал минималистичный трикотаж, который превращается из офисной униформы творческого работника в наряд для вечернего мероприятия при помощи одного-двух ярких аксессуаров. В современных домах должно быть так же комфортно, как и в современной одежде. Такая идеология привела к появлению множества форматов жилых пространств. Нам больше не нужно «втискивать» свой образ жизни в жилье, архитекторы предлагают сразу выбрать то, что «сядет» идеально и не будет сковывать наших социальных движений. Архитекторы и дизайнеры осваивают жилые пространства, создавая многоуровневые квартиры, хайфлэты, эколофты или квартиры-офисы. Также они экспериментируют с объединением внешнего и внутреннего, предлагая жилье с французским остеклением и открытыми террасами, квартиры с отдельным входом и палисадником. Понятие «планировка» понемногу исчезает – современные квартиры создаются с запасом на «кастомизацию». Каждый волен разграничивать пространство квартиры или дома так, как считает нужным, и менять его геометрию по мере необходимости. В России идею разнообразия на каждом уровне городской ткани – от квартир с широчайшей планировочной линейкой и домов с их выразительными фасадами и дворами до кварталов и районов с индивидуальным лицом и настроением – активно продвигает Александр Долгин из Urban Group. Сегодня в проектах компании представлены более 100 вариантов планировок. Каждый сезон, как и в случае с модными брендами одежды, девелопер выводит в свет новую коллекцию необычных форматов квартир. С изнанки: мода и интерьерный дизайн Модельеры давно пересекли линию, отделяющую гардероб от пространства квартиры, и активно занимаются интерьерным дизайном. Модельер Реми Рензулло недавно закончил оформлять нью-йоркские апартаменты модели Джессики Харт. А основатель легендарного Kenzo, 78-летний Кензо Такада сотрудничает с люксовым мебельным брендом Roche Bobois, создавая текстиль, вдохновленный традиционной японской гравюрой. В следующем году IKEA выпускает новую коллаборацию с брендом STAMP и французской маркой Colette. И это не первый пример сотрудничества с известными марками – IKEA работала с миланцами из Off-White, с Alexander McQueen и Rick Owens, Кэти Ири. Ожидается и совместный проект с парфюмерной компанией Byredo. Премиум-дизайн по доступным ценам – этой же философии придерживается и H&M, уже много сезонов подряд предлагающий наряду с простыми и дешевыми базовыми вещами коллекции, к которым приложили руку известные дизайнеры. В архитектуре наблюдается схожая тенденция: авторская архитектура, редкие форматы жилья, экологичность района, дорогие материалы, высокие потолки, французское остекление и другие опции жилья премиум-класса, ранее доступные только покупателям элитной недвижимости, постепенно переходят в масс-маркет и становятся доступны большому количеству людей. Мода, архитектура и интерьерный дизайн всегда оказывали влияние друг на друга, изменяя городское пространство. Но никогда еще граница между ними не была столь размытой. Для новых поколений дизайнеров и архитекторов не существует барьеров. Возможно, результатом такого смешения станут самые неожиданные открытия. Наталия Бессонова

Неожиданно: как архитектура влияет на моду — и наоборот
© Grazia