Войти в почту

Дизайн-дебаты: Почему некоторые интерьеры невозможно запомнить

1. Привычка повторять приемыПо мнению Дарьи Одарюк, это основная проблема дизайна в нашей стране: профессионалы активно копируют и «перерабатывают» решения европейских и американских коллег. Но если раньше заимствование было не так заметно, то сегодня бросается в глаза — благодаря развитию интернета и общего уровня заказчиков.«“Клип” из модных приемов и дизайнерских предметов всегда будет выглядеть штампом», — согласен с коллегами архитектор Дмитрий Букач.Дизайнер Инна Левашова: «Чтобы не было подобных претензий, нужно создавать интерьеры для конкретных людей, учитывая их психологические и социальные особенности. А это, к сожалению, большая редкость. Да простят меня коллеги по цеху, многие наши дизайнеры ничего не создают — они просто копируют увиденные интерьеры». На фото выше: пример спальни за «лофтовой» перегородкой из Швеции. Здесь и фото ниже — из Франции. Дано, как пример одного из часто используемых приемов по всему миру (не только в России) 2. Задача «копировать», которую ставит клиентЕще одно явление, которое активно осуждают дизайнеры — копирование по требованию клиента. Заказчик приходит в бюро, просмотрев миллион картинок в интернете. И просит: «А сделайте мне так же, как на этом фото».«Дизайнер часто действует, исходя исключительно из пожеланий своего заказчика. Вероятно, “штампованные” интерьеры имеют спрос», — считает Екатерина Григорьева, дизайнер бюро SuiteHomeInteriors. О ПРОЕКТЕ С ФОТО…В гостях: Студия с полноценной кроватью в однокомнатной хрущевке (2015) От редакции: В комментариях к этому проекту внимательные читатели указали на связь с предыдущим, ранее опубликованным интерьером (фото выше). Обсуждение было довольно острым.О ПРОЕКТЕ С ФОТО…В гостях: Однокомнатная квартира 30 кв.м с тремя окнами (2017) 3. Копирование как бизнесНекоторые проекты в отечественном дизайне интерьеров «штампованные, и их изготавливают партиями», подтверждают архитекторы Виктория Корнеева и Анна Беспрозванных из дизайн-бюро SHKAF. Где-то это происходит от недостатка квалификации, а где-то — из-за легкомысленного отношения дизайнера к своей работе: поток означает меньше временных затрат, меньше головной боли.Явление это настолько массовое, что появился ряд сервисов адаптации готовых интерьерных решений (Co-Interior, Interior Box, Студия 3.14, Flat Plan). Не интерьер создается от потребности клиента, а заказчик показывает на понравившийся дизайн (из предложенных) — его «масштабируют» в размерах его квартиры с учетом задач его семьи. В соцсетях по этому поводу активно спорят. Кто-то из дизайнеров осуждает коллег, которые продают штампованный проект по цене авторского — не изменяя, не дорабатывая его под нужды каждого клиента. Кто-то в целом не в восторге от идеи «тиражирования+» пусть и успешных дизайн-приемов. В целом реакция профессионального сообщества на такие интерьеры и такие услуги — от снисходительной до негативной. На фото выше: квартира 43 кв.м из портфолио бюро Brainstorm. Заказчики увидели ее в портфолио и попросили сделать точно так же на своих 53 кв.мО ПРОЕКТЕ С ФОТО…Houzz тур: Перепланировка хрущевки «по образу и подобию» На фото: декоративная голова быка из Намибии в гостиной московского предпринимателя4. Одинаковый декор для базового интерьераВ кризис люди все чаще склоняются к «проверенным решениям»: вкладываются в интерьер, как в базовую одежду. Добротную, качественную, но нейтральную по форме и внешнему виду. На такой базе выделяться можно только неожиданными аксессуарами. Чаще всего для заказчика — это какие-то «трофеи» из путешествий. Дизайнер Вера Полякова: «В наше время люди очень много путешествуют — у каждого свои интересы, кому-то по душе интернациональные интерьеры, традиции других стран и народов». Только вот на деле оказывается, что путешествуем мы плюс минус в похожие места и в результате видим в интерьерах одни и те же африканские маски, испанскую керамику, светильники из Марокко и пр. Понятно, что это не штампы и не копирование. Но это именно такие вещи в результате делают один интерьер похожим на другой. 5. Виновата ИКЕА и глобализацияТатьяна Лейтан, дизайнер Leytan Design, видит в массовом тиражировании еще и примету времени: «Многие профессионалы владеют 3D, база данных одна. Большое влияние оказывает интернациональная ИКЕА». «Недавно поймала себя на мысли, что если в проекте нет мебели на тонких ножках, бронзового столика и светильника, паркета ёлочкой, серых стен, то смотрится как-то неактуально. Даже если это замок. Вот она, глобализация», — иронизирует дизайнер Корина Балановская.ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…Свой или чужой: Чем российские интерьеры отличаются от западных 6. Виновата привязка к стилю«Есть трендовые штампы, связанные с модой, а есть штампы классического восприятия, — обращает внимание Артемий Саранин, дизайнер Allartsdesign. — Не придумать нового молдинга или нового классического интерьера, всегда будет связка». В этом — сложность исторических и некоторых современных стилей для начинающих дизайнеров. «Викторианский» интерьер будет иметь узнаваемые черты и в Лондоне, и в Уфе, а лофт во всем мире ассоциируется не с промышленными кварталами Нью-Йорка, а с бетонными потолками и кирпичом без штукатурки. Если дизайнер хочет ухватить стилистику, он вынужден придерживаться правил игры. Чем жестче рамки, тем сложнее выделиться — тут и проявляется профессионализм.На фото вверху: пример профессиональной иронии при работе с классикой — стена за камином в этой «английской» гостиной оклеена обоями, имитирующими резные кессоны Что такое индивидуальный дизайн?Большинство участников дизайн-дебатов сходятся во мнении, что интерьер, который не запоминается — это интерьер, лишенный индивидуальности. Но что конкретно это означает?Индивидуальный дизайн начинается с изучения распорядка дня хозяев. Это нужно, чтобы просчитать сценарии передвижения жильцов, семейных сборов, приема гостей — и соответственно возвести перегородки, подобрать и расставить мебель, организовать системы хранения. Дизайнер Татьяна Красикова уверена, что дизайн должен отражать интересы и привычки заказчика, уклад его жизни — тогда он точно не повторится. Потому что даже обои подбираются под живопись, которая есть у хозяев (а не наоборот). «Зачастую “изюминка” проекта — в особенных мелочах, сделанных специально для этого помещения», — говорит дизайнер Мария Михайлова.«Это детальная доработка проекта: декор, арт, продуманный текстиль, — поясняет ее коллега Евгения Шокогоуи из ST-buro. — Человеческий глаз любит детали, мелочи. Если их нет или они не привлекают внимания, картинка быстро забывается».«Это может быть всего одна запоминающаяся деталь, присущая конкретному интерьеру. Панно, мозаика, роспись. Нестандартное сочетание цветов. Конструктивные особенности пространства. Необычная мебель или декор и так далее. Именно детали создают яркую эмоциональную окраску — то, что не забывается. А вот эмоция, на основе которой должен быть сделан дизайн, зависит от запроса хозяев квартиры», — говорит дизайнер Евгения Немировская. На фото: портреты хозяйских кошек (интегрированных в сюжеты Ван Гога) написали специально для этого санузла. Максим и Ирина — хозяева квартиры — большие ценители современного искусства.ОБ ИНТЕРЬЕРЕ С ФОТО…В гостях: Квартира с черными стенами напротив ипподрома На фото: над диваном висит яркое полотно. «История этой картины — отличный пример, как произведение искусства создаёт настроение. Раньше здесь висела другая работа, и мы почти не пользовались гостиной. Сочная солнечная «Демонстрация» мастера соцарта Владислава Ратнера полностью изменила настроение и функционал этой комнаты», — делится Елена, хозяйка этой квартирыО ПРОЕКТЕ С ФОТО…В гостях: Интерьер для коллекционеров современного искусства На фото: семейные реликвии хозяина этой московской квартиры — три картины середины XVIII века, наследство по линии отца На фото: хозяева этого двухэтажного лофта в Вильнюсе обычно проводят отпуск на Крите. Оттуда они привезли авторскую мебель, сделанную из старых досок, ставень, дверей. Текстиль подбирали под многослойную расцветку мебелиАрхитектор Виктория Корнеева из дизайн-бюро SHKAF сравнивает индивидуальный дизайн интерьера с пошивом костюма по размерам заказчика: «Как необходимо припосадить ткань при шитье, так необходимо припосадить интерьер. Чуть больше эмпатии, чуть больше диалога, и вы получите эксклюзивный проект. Дизайн интерьера — это ремесло, но все-таки немного и искусство, хоть и прикладное».«Я всегда говорю своим клиентам: нам нужна тема, сюжет — с них и начинаем. Это может быть что угодно — атмосфера фильма, улицы какого-то города, хобби заказчика, любимое сочетание цветов, — делится опытом архитектор Мария Китаева. — Без идеи интерьер — пустая картинка».По словам дизайнера SunWaveStudio Светланы Красновой, особенно удачно, если «история про интерьер» не распадается в помещении, остается единой во всем пространстве. Ее коллега Светлана Удзилаури добавляет: запоминаются интерьеры, в которых присутствует зачарованность. В этом смысле российские проекты порой слишком нарядные.«Дизайнер — это в первую очередь художник. Если он грамотно вкладывает в свою работу эмоции, они передаются зрителю», — рассуждает архитектор Бюро GN Георгий Морозов. Чаще всего эти эмоции связаны с мироощущением хозяев, их мечтами и потребностями. На фото: эта колонна авторского дизайна не только инструмент зонирования, но и винный шкаф с отверстиями для бутылокОднако по мнению архитектора Дмитрия Коршунова, характер дома складывается также из характеров дизайнера и помещения. Самым запоминающимся в проекте может быть то, как обыграли габариты и особенности помещения: ниши, колонны, балки, выступающие вентшахты, высоту потолков, разные окна. Эффект шоу-румаОдин из самых грустных эффектов, которые может произвести недоработанный дизайн, это «эффект шоу-рума». «Словно слизали расстановку из салона мебели», — объясняет архитектор Дмитрий Коршунов. Это связано с тем, что особенности помещения — свет, высота потолков, габариты, вид за окном, цветовая гамма — не учитываются. Мебель, особенно яркая и статусная, перетягивает внимание. Получается, что даже очень дорогие в комплектации интерьеры выглядят словно шоу-рум элитной мебели. «Насыщение интерьера по принципу “зашел в магазин, все купил и расставил” — верная дорога к штампу, — предупреждает Артемий Саранин, дизайнер Allartsdesign. — Уникальную атмосферу можно сформировать только из разных источников — хенд-мейд, сувениры из путешествий, декор из соседнего магазина, картина собственного творчества и т.д. В этом случае “картинки из интернета” не получится». На фото: оказалось, что из всей палитры хозяину квартиры нравятся только холодные оттенки синего. Дизайнер принял вызовЗаказчик, который сам ничего не хочетКак следствие, у дизайнера буквально связаны руки: он может предлагать только проверенные временем и нейтральные решения.«Все мы хотим выразить индивидуальность своих заказчиков в интерьере. Но подчас клиенты сами не готовы расстаться со своими стереотипами, — делится опытом дизайнер Мария Безрукова. — Перекрасить стены в необычный цвет и купить винтажную люстру с историей — для многих это уже шаг вперед».«Представьте случай, когда заказчик говорит: “Я хочу комнату сделать яркой и красивой, но не люблю красный, оранжевый и зеленый. Синий и фиолетовый мне кажутся холодными, а розовый и желтый смотрятся пошло. Голубой и бирюзовый — какие-то детские. Серый — блеклый, а бежевый уже достал"», — объясняет на примере Марина Ананьева, руководитель дизайн-бюро Catstil.Это не хорошо и не плохо — у любого клиента могут быть любые предпочтения. И задача дизайнера работать именно с ними. Дизайнер Наталья Гурская продолжает аналогии с одеждой: «Белые блузки, серые брюки, черная обувь — и все в одном и том же. Кого-то может это и привлекает. Кому хочется быть на кого-то похожим. Но есть личности, которые хотят вырваться за пределы шаблонов — жить “на деревьях”, “на яхте”, очутиться в космосе или на дальних островах у себя в квартире».ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…Интерьерные фобии русских заказчиков: Наблюдения дизайнераКакие интерьеры нравятся русским заказчикам: 5 самых желаемых образов Прием ради картинки«Бывает, интерьеры воспринимаются одинаковыми не только из за отсутствия уникального декора, но и из-за использования узнаваемых дизайнерских предметов мебели, которые однажды были удачно вписаны в подробный интерьер и с тех пор эксплуатируются слишком часто. Например, кресло Eames Lounge от Vitra или Herman Miller», — развивает тему Ольга Карпова, дизайнер HD Studio.«Затасканными» могут стать не только предметы интерьера, но и дизайнерские решения: навязчивые орнаменты, принты, постеры. «Например, акцентная стена, — объясняет архитектор Анна Жемерева. — Есть такой навязчивый стереотип, что стену в спальне за изголовьем или в гостиной за телевизором надо выделить другими обоями, другой краской, другими материалами. Зонирование, декоративный эффект. Люди делают это, не задумываясь, что, например, в спальне вторая стена полностью уйдет под шторы — как правило, отличные от цвета обеих стен, а третья — под шкаф». На фото: пример интерьеров, где хозяевам повезло с высотой окна — на таком уровне удобно устроить сиденье на подоконнике«Или, например, лавки под окном, подоконники для сидения. Такие, знаете, с подушками в проеме — их часто показывают в журналах. — продолжает архитектор. — Многие заказчики их страстно желают. Пока не поймут, что подоконники выше 60 см — это довольно неудобно, что погибает батарея в нише или за экраном, что на подоконнике сидеть становится холодно, и что часто вид за окном оставляет желать лучшего».«Некоторые проекты просто сделаны для глянцевых журналов», — добавляет дизайнер Елена Андреева. Это значит, что дизайнер «передавил» заказчика. Типовая квартира — типовые ходыПорой габариты типовых квартир сужают выбор до двух-трех проверенных планировок — они неизбежно будут повторяться. Особенно, если на оригинальные решения нет ни денег, ни времени. По словам дизайнеров, многие заказчики отказываются от интересных решений на этапе сметы — дорого. Других переубеждают строители, объясняя, что это сложно.«Дежурное блюдо всегда есть в меню — это нормально. На такую еду тоже есть спрос», — философски замечает архитектор Максим Харитонов.«Не любой интерьер должен быть ярким, запоминающимся, насыщенным авторскими деталями — жить в таком постоянно захочет не каждый, — уверен Илья Мейтыс, архитектор бюро «Архкон». — Интерьер должен быть частью жизни, ее красивым фоном, а не центром и единственным смыслом».Не всегда есть спрос на оригинальность интерьераКроме того, не у каждого проекта стоит задача получить на выходе «уникальный дизайн». «Многие люди смотрят чужие квартиры или дома и говорят: «Хочу вот такое у себя дома». Это нормально. Важно, чтобы был дизайн, разработанный для конкретного человека, учитывающий его образ жизни, делающий эту жизнь удобней и лучше», — говорит дизайнер Анастасия Аввакумова.По мнению Анастасии Зайцевой, архитектора Roomdesignburo, ни проектам, ни дизайнерам не избежать сравнений — только время покажет настоящую цену и тем, и другим. На фото: вазы на консоли — это бывшие снаряды времен Второй мировой войны. Они достались хозяйке квартиры в Московском от бабушки. На фото: коллекция досок для серфинга украшает длинную стену в прихожей этой квартиры. Что запомнить1. Не важно, что говорят другие люди про ваш интерьер (он не «золотой червонец, чтобы всем нравиться»). Главное, чтобы он отвечал эстетической задаче и потребностям того, кто планирует в нем жить.2. Семейные истории, увлечения хозяев, необычные трофеи и предметы коллекционирования оживляют интерьер и делают непохожим.3. От эффекта «обычности» спасает легкая асимметрия, неправильность, что-то не на своем месте. Глаз всегда обращает внимание на нестандартное расположение привычных предметов.4. Новая жизнь старым вещам— звучит как призыв, который набил оскомину. Да, подстолье от старой швейной машинки — это уже штамп. Но вазы из снарядов, столы из барабанов, шкафы из избирательных урн — точно нет.5. Мы все разные. Какой толк в бодрости оранжевого, если лично вас он вас раздражает? Какой смысл следовать трендам, если они не вдохновляют именно вас. Будьте собой и выражайте это в интерьере — важным может быть только это.ВАША ОЧЕРЕДЬ…Как придать индивидуальность интерьеру? Есть ли в вашем доме неожиданные дизайнерские решения, которые отражают ваш характер и пристрастия? Нужно ли, вообще, индивидуализировать интерьер? Делитесь своим мнением в комментариях.

Дизайн-дебаты: Почему некоторые интерьеры невозможно запомнить
© Houzz.ru