В гостях: Три уровня минимализма на Пречистенке
«Фамильная» квартира досталась Ивану по наследству: почти двадцать лет назад этот интерьер создавали для себя родители Ивана, известные московские архитекторы Андрей Савин и Александра Павлова. «В своё время Андрей Савин взялся за полную реконструкцию этого много повидавшего дореволюционного дома. Так появилась уникальная возможность организовать пространство и для своей семьи на выделенных для него квадратных метрах», — рассказывают нынешние владельцы. Сегодня Андрей Савин возглавляет известную архитектурную компанию «А-Б студия».Тамара впервые попала в эту квартиру в 12 лет. «Наши с Иваном родители дружат, а вот мы с ним в детстве терпеть друг друга не могли. Но потом, видимо, что-то изменилось, ведь каждой войне приходит конец, не правда ли? После свадьбы и рождения сына мы уже три года живём здесь вместе», — смеётся Тамара. Трёхуровневую квартиру первые владельцы, Андрей Савин и Александра Павлова, создавали, скорее, для дружеских приёмов и вечеринок: в объединённой зоне первого этажа принимали многочисленных и шумных гостей, а на втором обустроили тихие спальни и кабинет. Затем сын владельцев Иван несколько лет жил в ней один; после создания семьи и рождения маленького Леонида оказалось, что в такое современное пространство прекрасно вписываются и детские игрушки.«Несколько лет назад здесь была другая атмосфера, и нужно было постепенно, не разрушая концепцию, создать настроение фамильного дома, где живет и будет жить род, — вспоминают молодые хозяева. — Интерьер довольно холодный, не семейный в классическом понимании. Но, как ни странно, маленькие дети меняют все – и даже самый холодный интерьер может стать невероятно теплым и мягким». Характер интерьера — такой, каким его задумали родители Ивана — читается даже в отделке. Пол первого этажа оформлен мраморными «заплатками» и бетоном. Покрытие подогревается в большинстве зон, особенно в тех, где любит играть маленький Лёня. В отделке стен преобладают разные оттенки белого цвета, а благодаря множеству окон пространство заливают потоки пересекающегося света.«Главной традицией дома всегда было гостеприимство. Мы рады, когда к нам приходят друзья, друзья друзей и просто хорошие и интересные люди. Надеюсь, мы с Иваном на долгие годы сохраним дух нашего дома», — делится Тамара. Самый неожиданный арт-объект на первом этаже — это входная группа с системами хранения. Входная дверь, проёмы в санузел и гостевую спальню, а также шкафы укрыты металлическими конструкциями, которые будто изолируют гостиную от внешнего мира. Весь фасад от стены до стены занимает огромное изображение рыбы. Смыслов у этого изображения два: философский и ироничный. «В живописи старых мастеров рыба была символом Христа, — поясняет Иван. — Входная дверь находится ровно по центру рыбы: получается, что образ Христа как бы благословляет всех, кто входит в этот дом и уходит из него. Металл в данном случае приобретает удивительно теплый и пластичный характер». Автором необычного объекта стал друг семьи Борис Бельский.С этим же любимым материалом — металлом — продолжает работать Иван Савин. Его мастерская Workingang исполняет уникальные заказы со всех концов России. Самый взыскательный критик работ Ивана — его бабушка Лия Павлова. Лия Иосифовна до сих пор занимается обучением будущих градостроителей и убеждена, что хороший вкус и чутье можно воспитать только с малых лет. На фото: центральный фрагмент фасадов. Сложно догадаться, что за пластинами скрываются двериБлиже к «хвосту» владельцы разместили ещё один арт-объект — Мадонну с младенцем из фольги, которую создал Андрей Савин. Детская мебель MoonkМаленькому Леониду безраздельно принадлежит всё пространство квартиры (кроме третьего этажа с выходом на крышу, куда его пока не пускают). Детскую мебель можно встретить в любой точке квартиры — её легко переносить с этажа на этаж, туда, где Лёне в данный момент захотелось погрузиться в творчество. Весь компактный набор: стол, трансформирующийся в мольберт, стул и табуретка — российского производителя Moonk. Мебель сделана из прочной березовой фанеры и покрыта дубовым шпоном. Свой выбор Тамара объясняет несколькими причинами: «Во-первых, это единственная детская мебель, которая может вписаться в современный интерьер квартиры. А во-вторых, когда Леонид играет или рисует, я не боюсь оставить его одного. Вся мебель настолько безопасна, что никакой угрозы ушибов просто нет». Довоенный кабинетный рояль — ещё одна гордость владельцев. Его клавиши сделаны из костяных пластин — по технологии, которую давно не применяют. Когда-то рояль привёз сюда один из друзей семьи со словами: «Здесь ему будет лучше». Сегодня на нём играют почти все гости, часто проходят домашние концерты с известными музыкантами. Особенно этот инструмент нравится виртуозному исполнителю Риаду Мамедову. Масштабная линия кухонных шкафов добавляет в интерьер практическую составляющую: за полупрозрачными и сплошными фасадами скрываются и утварь, и техника, и инженерные системы. Кухонный остров дополняют практичная металлическая столешница и пульт управления системой «умный дом».«Кнопки позволяют контролировать в том числе все системы освещения и жалюзи. Лёня пока знает всего два слова — мама и папа — но в системе разбирается лучше нас», — рассказывают владельцы. Огромный камин — не только средство для дополнительного обогрева, но и важный символ в интерьере первого этажа. Например, собираясь всей семьёй на Масленицу, в нём даже сжигают чучело. Лестница из матового стекла ведёт на второй этаж на фоне панорамного окна с видом на московский дворик и Садовое кольцо. Из большого холла можно попасть в спальню хозяев, детскую или кабинет. «С появлением малыша почти ничего не поменялась: правда, мы натянули внизу волейбольную сетку для безопасности. Она не перегружает интерьер и смотрится довольно иронично», — рассказывают владельцы. На втором этаже — в частности, в спальне владельцев — концепция немного меняется: дерево привносит тёплые тона. Один из главных элементов интерьера — ванная-чаша, встроенная прямо в пол — прогрессивный шаг для интерьера, созданного в начале 2000-х. Душевая и санузел скрываются за перегородкой из матового стекла, а раковина находится прямо в спальне — на длинной мраморной столешнице. Владельцы рассказали, что заносить её пришлось с помощью подъёмного крана, через окно — настолько она тяжёлая.Слева на фото можно увидеть белый арт-объект — это макет стадиона «Лужники», созданный архитектором Леонидом Павловым, основоположником династии и дедушкой Ивана. «Архитектурное бюро “Меганом” подготовило о дедушке книгу-монографию, совсем недавно она была отпечатана в Италии. Мы старались помочь, чем могли, собирали документы и реставрировали макеты будущих объектов. Таким образом, часть коллекции потом отправилась в музеи и архивы», — рассказывает Иван. Мансардные окна под текстилем напоминают паруса, а уютные французские балконы ассоциируются у Тамары с родным Азербайджаном: «В Баку все дома с подобными балконами. Для меня наш московский балкон — частичка южного города, где окна и двери вечно распахнуты настежь. Из спальни очень хорошо видны салюты, причём сразу несколько — с Красной площади, из Музеона, парка Горького и даже с Воробьевых гор. Смотреть их можно даже лежа на кровати: огни фейерверка будто сыпятся на тебя, очень необычное ощущение».Зимой согреться и создать романтическую атмосферу помогает настоящий камин: дрова хранятся на крыше, и в холодную погоду владельцы действительно часто им пользуются. Бывшая комната Ивана пока пустует, но в самом скором времени превратится в детскую для Леонида. «Мы бы хотели максимально сохранить обстановку, чтобы ребенок знал, что это комната с историей. Вот фото семьи, вот книги и работы его папы, вот графика с солдатами на стенах, которую я когда-то собирал. Понятно, что потом Лёня вырастет и будет менять что-то по своему вкусу, но у него должно остаться чувство наследственности, ведь он является звеном в большой цепи нашей семьи», — рассказывает ИванОдин из самых наивных арт-объектов в интерьере — картина с барашком, написанная художником Аббасом Кязимовым в характерном для него «ковровом стиле». «Аббас Кязимов — близкий друг семьи. В день, когда у нас родился Леонид, художник начал писать работу под впечатлением от этого события. Вся обратная сторона картины расписана мыслями и пожеланиями, посвященными Леониду: от этого работа нравится нам ещё больше», — отмечает Тамара. Кроме спален, на втором этаже квартиры расположили уютный кабинет, где владельцы хранят огромное собрание книг, картины и документы, связанные с историей семьи. Архитектурные фотографии XIX века на стенах — из коллекции мамы Ивана, Александры Павловой: на них изображены церкви и монастыри Москвы, а самый старый кадр датирован 1882 годом. Крупноформатная фотография в чёрной раме — работа Рауфа Мамедова, известного художника и режиссёра, отца Тамары. Когда-то он подарил эту работу своим друзьям Андрею Савину и Александре Павловой. «Это фрагмент большого полиптиха “Игры на подоконниках”, — поясняет Тамара, — папа, думаю, единственный из наших художников, кто когда-то всерьез увлекся теорией шизоанализа французских постструктуралистов Жиля Делёза и Феликса Гваттари. А вообще удивительно, как в этом мире все получается: несколько лет назад мой папа начал дружить с Андреем и Сашей, я ходила в мастерскую бабушки Ивана Лии Павловой учиться рисунку, а теперь мы все одна семья». Ванная на втором этаже целиком облицована квадратной белой плиткой: этот аскетичный сценарий дизайна полностью соответствует духу квартиры. Яркие акценты вносит разве что коллекция резиновых уток — что не удивительно после того, как «тусовочная» квартира превратилась в семейную. Для хозяйственных нужд — стирки, глажки и хранения моющих средств — на втором этаже предусмотрена отдельная большая прачечная. Пространство на третьем этаже поделено между зимним садом и мастерской Ивана. Раньше здесь был кабинет, в котором в основном чертили, но у Ивана несколько другая концепция работы: он любит создавать конструкции. Именно здесь хранятся все потенциально опасные инструменты, включая паяльную станцию. «Муж, который умеет работать руками — это здорово: многие вещи в доме созданы или починены Иваном, — рассказывает Тамара. — Нашему сыну в мастерскую к папе вход пока воспрещен, но Иван все равно иногда берет его с собой. Там он рассказывает и показывает Леониду левитационные объекты, которые сам и делает. Малыш в восторге: видимо, пойдет по стопам папы». Зимний сад, созданный ещё родителями Ивана, постоянно меняется: место растений, которые уже отцвели, занимают цветы, подаренные друзьями. «Иван оказался очень хозяйственным мужем: выступает за то, чтобы выращивать в саду свою петрушку, базилик, рукколу, морковь. В общем, ЗОЖ никого не обходит стороной», — смеётся Тамара. Из мастерской можно выйти на открытую террасу с видом на тихий московский дворик. Здесь выращивают более крупные растения — лучше всего на крыше себя чувствуют хвойные. Летом владельцы проводят на террасе много времени, а когда приходят гости, часто коптят мясо и рыбу. Для этого они установили профессиональную коптилку, сделанную в мастерской Workingang (владелец квартиры Иван — один из её основателей). «После окончания МАРХИ у меня, конечно, была возможность пойти работать в бюро и быть уверенным в завтрашнем дне, — рассказывает Иван Савин. — Но я всегда хотел идти своим путём, создать что-то новое и достойное. Меня всегда привлекали высокотехнологичные изделия. В конце концов, я ведь тоже звено большого рода. И мне хочется, чтобы в будущем мы с сыном и моими предками могли говорить на равных». МЫ ЛЮБИМ ХОДИТЬ В ГОСТИ…Хотите стать героем следующей статьи? Напишите на RuEditors@houzz.com и приложите несколько фотографий своего интерьера (достаточно съёмки на смартфон). Мы обязательно свяжемся с вами, если примем решение о публикации!