Как выбрать идеальные шторы: полезное и подробное руководство
Сочетание штор разных видов и ламбрекена. Архитектор Анна Яровикова. Фото: А-Дизайн Подбор текстиля – обычно это финальный этап создания интерьера. Финальный, но отнюдь не самый простой. Правильно подобранные шторы подчеркнут и обогатят стиль и убранство комнат, а вот неудачные варианты сведут на нет все предварительные усилия дизайнера. На что же нужно обратить внимание в первую очередь? Английская штора. Фото: DesignerPillowShop Пропорции Определите, каковы пропорции помещения. Если оно длинное и узкое, как пенал, стоит отказаться от тёмных драпировок. Они визуально ещё больше увеличат длину комнаты, создав эффект тоннеля. Если потолок низкий, не нужно сооружать вверху пышных ламбрекенов. А вот для парадных залов с высокими потолками и двойным светом они могут оказаться настоящим спасением, так как визуально разделят стены и разбавят монотонность. Особое внимание стоит уделить оформлению студийных помещений, например кухням-гостиным. Как правило, окна в таких комнатах находятся на одной стене, так что занавеси нужно будет соотнести по дизайну, цвету и отделке. Также обратите внимание на то, какая мебель или бытовая техника будут стоять рядом с окном, проходят ли вдоль них стояки центрального отопления. Быть может, последние придётся скрыть за шторами, увеличив протяжённость карниза. Довольно часто кухонные столешницы подходят вплотную к окну, выход в такой ситуации — повесить римскую штору длиной до подоконника. Что касается длины классических гардин, то это дело вкуса. Хотя из соображений практичности дизайнеры советуют делать их, не доходящими 1 см до поверхности пола. Но некоторые любят, чтобы драпировки струились и падали на пол эффектными складками. Шторы на люверсах и римские шторы. Фото: DecoratingDenInteriors Ткани для штор При желании для пошива штор можно взять любую ткань, но лучше всё же использовать специально для этого предназначенные материалы. Их особенность в том, что такие ткани имеют значительную ширину от кромки до кромки, или, как говорят профессионалы, высоту — до 330 см. Ткани, предназначенные для пошива одежды, имеют стандартную ширину 140-150 см. Лёгкие тонкие ткани, такие как органза или вуаль, производитель вместо кромки часто снабжает утяжелителем. Прямо на производстве к одному из краёв специальным швом машина пришивает плотную тесьму, напоминающую чем-то полимерный шнур. Купив такую ткань, вы экономите на подгибке низа изделия. Для пошива французских, австрийских, английских штор — всех, тех, которые собираются в обильные складки и фестоны, выбирайте немнущиеся ткани, синтетические. Английская штора Состав тканей 80 % тканей, предназначенных для штор, — это стопроцентный полиэстер. Материал очень многолик, может выглядеть и как шёлк, и как тафта, и как бархат, и как вышитый сатин. Имеет смысл покупать именно полиэстер, за ним легче ухаживать, такая ткань не выгорает на солнце. Тогда как натуральный шёлк придётся в обязательном порядке сажать на подкладку. Впрочем, есть смесовые ткани, разные по процентному составу волокон. Натуральные материалы представлены хлопком и льном. Их нужно покупать и кроить с запасом, поскольку при стирке они сильно садятся. Максимальная ширина отечественных льняных и хлопковых тканей — 220 см. Более широкие и дорогие поставляют итальянские производители. Отдельно скажем о тканях типа «блэкаут». Это также синтетические материи, на одну сторону которых нанесен специальный светонепроницаемый слой. Они имеют большую плотность и совершенно непрозрачны. Их покупают для домашних кинотеатров, спален, выходящих окнами на южную сторону, или других помещений, где нежелателен солнечный свет. Кроме того, такие ткани являются неплохими шумоизоляторами. Симметричный сваг. Фото: Sheffield furniture & interiors Виды штор Классические шторы Это всем нам знакомые четырёхугольные присборенные полотнища ткани, которые закрывают окна. Различия состоят в способах крепления драпировок к карнизу, ведь они не просто висят, они должны легко и беспрепятственно двигаться. Для этих целей к обратной стороне шторы может быть пришита шторная лента – не самый дешёвый, но весьма функциональный вариант. Также занавески могут быть закреплены на петлях, на завязках (лентах), на люверсах, а также с помощью кулиски (этот способ крепления ещё называют «тоннель»). Существуют и другие варианты. Для изготовления и эксплуатации классических шторных композиций производители предлагают разные вспомогательные материалы. Это шторные или монтажные ленты, крючки, кольца, люверсы и прочие атрибуты. Ассортимент их весьма разнообразен. Шторная лента Это плотная широкая тесьма, по всей длине снабжённая маленькими кармашками, и пронизанная нитями для сборки. В зависимости от того, в каком порядке расположены эти нити и кармашки, лента имеет свой рисунок складок, а также определённый коэффициент сборки — 2, 2,5 или 3. Хотя этот коэффициент можно регулировать вручную, сильнее или слабее затягивая нити. Самая простая монтажная лента обеспечивает параллельную складку. Её ещё называют «карандашной». С помощью фигурных лент можно получить необычные складки типа «бант», «буфы», «рюмка» или «бокал», «вафли». Кармашки, или петли, предназначены для того, чтобы цеплять их на крючки, которые, в свою очередь, заправлены в направляющие профильного карниза. Если же карниз штанговый, то там система крепежа будет несколько иной. Классические шторы. Фото: SewPanache Люверсы Так называют металлические или пластиковые кольца, которые монтируются непосредственно в саму ткань. То есть, чтобы закрепить люверс, в ткани нужно предварительно сделать дырочку. Именно поэтому прежде, чем дырявить дорогую ткань, нужно тщательно рассчитать количество люверсов и расстояние между ними. Диаметр люверса соотносят с диаметром штанги (трубы) карниза. Учитывается расстояние от трубы до потолка, так, чтобы «гребешок» ткани не упирался в потолок. Колец должно быть чётное количество. Оптимальное расстояние между отверстиями составляет 16–20 см. Если сделать расстояние больше, то складки получатся слишком большие. Меньшие складки допустимы, если шторная композиция состоит из двух линий, к примеру, вы хотите повесить тюль и раздвижные занавеси. Для двухрядных карнизов люверсы располагают парами, увеличивая расстояние между ними так, чтобы внутренняя складка была меньше, чем наружная. Чтобы край ткани лучше держал складку, перед пробивкой его прокладывают люверсной лентой, стандартная ширина которой 10 см. Впрочем, прокладочную ленту можно заменить флизелином. Штора на люверсах. Фото: DesignerPillowShop Шторы с подъёмным механизмом Римские шторы Такая штора представляют собой кусок ткани, особым образом закреплённый на карнизе для штор. Материала для неё потребуется меньше, обычно размер римской шторы ограничен шириной и длиной оконного проёма. А вот карниз потребуется особенный — с подъёмным верёвочным (для небольших окон) или роторно–цепочным (для окон больших размеров) механизмом. Такие шторы не отодвигаются в сторону, а поднимаются вверх, собираясь прямыми или мягкими, провисающими складками. Римская штора крепится к карнизу на липучку Если вы решили сшить римскую штору самостоятельно, то при расчёте её высоты необходимо учесть так называемую «мёртвую зону». Дело в том, что при сборке полотнища ткани, оно не сможет подняться вплотную до самого карниза. Также необходимо рассчитать количество подъёмных блоков. Для того, чтобы штора равномерно, без перекосов, поднималась, с её обратной стороны по всей длине, на равных расстояниях друг от друга, пришиваются маленькие пластиковые колечки. В колечки продеваются верёвочки или шнуры, которые вверху прикреплены к карнизу, а внизу фиксируются на нижнем ярусе складок. Это составная часть того самого подъёмного верёвочного механизма. Римская штора. Фото: Supplierofdreams Складки на традиционной римской шторе принято делать строгими и прямыми, и для этого нужно будет с обратной стороны полотнища ткани сделать узкие кулиски из тесьмы. В эти кулиски вставляются тонкие полоски из фибергласа – лёгкого, но прочного пластика. Также в «подол» шторы можно вставить металлическую планку–утяжелитель, но это не обязательно. Римская штора с фигурным краем Английские шторы По сути, это вариант римской шторы, но более женственный, с мягкими складками. Жёсткие пластиковые вставки здесь отсутствуют. Подъёмных блоков в английских шторах обычно делают меньше, но их количество также всегда зависит от ширины окна. Колечки к ткани пришивают вертикальными рядами, и нужно рассчитать, какой глубины складки будут на изделии. Подъёмные верёвочки часто заменяют декоративными шнурами и контрастными по цвету лентами. В таком варианте они могут располагаться и с лицевой стороны. Низ шторы оформляют рюшами, бантами, бахромой, каймой или кружевом. Английская штора. Фото: Supplierofdreams Французские шторы Такая штора представляет собой полотнище ткани, собранное фестонами (или буфами). Молодое поколение с таким видом штор, скорее всего, знакомо мало. А вот тем, кто постарше, приходилось их видеть чуть ли не в каждом уважающем себя казённом учреждении, в театре, концертном зале или музее. Теперь их повсеместно заменили вертикальные жалюзи и рулонки. Впрочем, иногда хорошо забытое старое опять входит в моду. Французская штора. Фото: Дизайн-студия Шелковица Для французских штор понадобится много ткани. Решите для себя, какой длины (по вертикали) вам нужен занавес и умножьте этот размер на 2 или на 2,5 — это так называемый коэффициент сборки. Если ткани будет меньше, красивых фестонов не получится. К изнаночной стороне на одинаковом расстоянии друг от друга пришивается тесьма, которая образует кулисы. В кулисы продевается шнур, и ткань собирается. Современные профильные карнизы с подъёмным кордовым механизмом позволяют не только поднимать штору вверх, но и отодвигать в сторону, правда, такие варианты дороже, а штора при этом собирается в некрасивый комок. Также изделие обычно дополняется фиксатором, который позволяет регулировать длину полотна и количество фестонов. Французская штора. Фото: студия штор GARDINA Австрийские шторы Они похожи на французские, но имеют небольшое отличие. В складки собирается только их нижняя часть: в зависимости от задумки дизайнера это может быть половина размера или меньше. Верхняя часть изделия остаётся неподвижной. Преимущество в том, что для неё потребуется меньше ткани. Благодаря такому покрою австрийскую штору можно использовать в качестве ламбрекена. Шторные системы с подъёмным механизмом объединяет один общий элемент — полотно ткани крепится к карнизу с помощью ленты «велкро», или липучки. Австрийская штора Рулонные шторы Такие изделия ещё называют рольшторами и роллетами. Они представляют собой гладкое полотно из плотной ткани, которое при подъёме вверх сворачивается в рулон. Благодаря подъёмному цепочному механизму и фиксатору их длина может регулироваться и фиксироваться на любом уровне. Рулонные шторы универсальны и удобны, и, наверное, поэтому приобрели множество модификаций. Их можно разделить на две группы: открытые конструкции (без короба) и закрытые, их ещё называют кассетными. Открытые системы состоят из вала, на который при эксплуатации наматывается ткань, а также направляющего механизма и нижней планки. В закрытых системах помимо прочего имеется ещё короб, в который спрятан вал, и ткань при наматывании как бы заправляется в кассету. Последний вариант дороже, но удобнее в пользовании, имеет более аккуратный вид, да и ткань меньше пачкается. Самодельная рулонная штора. Фото: Sheffield furniture & interiors Японские шторы Это нечто среднее между занавесями и раздвижными перегородками. Второе название — японские панели. Обычно они представляют собой прямые и довольно узкие полотнища ткани (до 120 см в ширину), скользящие по верхним рельсовым направляющим влево или вправо. Если шторы изготовлены из ткани, то в нижний край изделия вставляют планку-утяжелитель. Для панельных штор придуманы специальные карнизы — профильные металлические с системой направляющих и планок, к которым крепятся изделия. Максимальное количество линий в этих системах — пять, иначе карниз станет неоправданно широким и тяжёлым, а часть полотнищ окажется слишком далеко от плоскости оконного проёма. Японские шторы Шторы–кафе Их ещё называют «песочные часы». Говорят, что их придумали французы, и первоначально они располагались на стеклянных дверях, ведущих в кафе. Речь идёт о декоративных занавесках, которые крепятся к мини-карнизам. Их габариты ограничены размером стекла. Ткань посередине собрана с помощью подхвата, откуда и появилась форма, напоминающая песочные часы. Штора-кафе. Фото: Calico Дополнительный декор Ламбрекен В строительстве и архитектуре слово «ламбрекен» (от французского lambrequin) является синонимом слова «наличник», обычно он украшает крыши и оконные проёмы. В более расхожем значении — это размещённые горизонтально куски ткани, гладкие или присборенные, которыми декорируют верхнюю часть окон, дверных проёмов, арок, порталов, а также кровати с пологами. Как правило, ламбрекены закрепляют неподвижно поверх штор. Их конструкции бывают весьма разнообразными: мягкими и жёсткими. Они дополняются всевозможными украшениями, такими как воланы, фестоны, рюши, кисти, бахрома, фигурные вырезы, аппликации, складки–плиссе, и прочее. Ламбрекен и римская штора. Фото: DecoratingDenInteriors Бандо Ламбрекен может быть посажен на бандо – жёсткий каркас, выполненный из пластика, фанеры или дерева. Такую конструкцию сначала обтягивают тканью, а потом украшают драпировками. Однако, благодаря современным технологиям и материалам, таким, как перфорированная кожа или фетр, бандо может стать самостоятельным элементом декора окна. Жёсткий ламбрекен-бандо. Фото: Sheffield furniture & interiors Сваги Сваг — это специальным образом скроенный по косой нити и присборенный кусок ткани. Один или два края свага ниспадают вниз красивыми складками. Существуют сваги с разными «плечами», симметричные и асимметричные, у последних крылья провисают на разных уровнях. Сваг может быть составляющей частью ламбрекена или играть сольную партию, использоваться парно, внакладку, перекрещиваться. Нередко сваги комбинируются с другими элементами текстильного оформления — с джаботами и галстуками. Композиция свагов с кокилье. Фото: DecoratingDenInteriors Джабот Джабот (де жабо) — это каскад складок в форме косынки, размещаемый с одного края мягкого ламбрекена. Недаром его название созвучно со словом «жабо» — элементом одежды. Ламбрекен с джаботами. Фото: Текстиль для дома Кокилье Если вертикальные складки располагаются симметрично с двух сторон свага, то такая композиция называется кокилье. В портновском деле словом «кокилье» обозначают отделку горловины женских платьев и блузок. Кокилье, раскрой и сборка. Фото: postila.ru Если вы относитесь к любителям пышных дворцовых интерьеров и неравнодушны к описанной выше текстильной красоте, то не помешает задуматься о тратах. Как и с пошивом одежды, так и с этими свагами, джаботами и кокилье исполнителю вашего заказа придётся изрядно повозиться. И это означает значительное увеличение стоимости заказа. Даже простенький ламбрекен прибавит примерно 50 % от стоимости классического тандема из тюля и плотных занавесей. Обычно же пошив будет намного дороже. Простой пример расчёта стоимости изделия Предположим, что высота потолка в помещении составляет 280 см, а длина карниза — 225 см. Мы выбрали ткань шириной 300 см, по цене 2300 руб. за погонный метр. Дальше представьте, что вы разматываете рулон материи по горизонтали. Нужная высота у вас уже сеть, остаётся умножить ширину (размер карниза) на коэффициент сборки, который равен 2. То есть, 225 × 2 = 450, прибавим 10 см на подшивку двух краёв, и получим метраж, необходимый для пошива нашей шторы — 4,6 м. Метраж умножаем на цену, получается, что ткань обойдётся нам в 10580 руб. Конечно, это только половина дела. Кроме самой ткани в окончательную стоимость заказа войдут: • карниз (1, 2 или 3 линии); • пошив (посадка на шторную ленту, подгибка краёв, сборка); • вспомогательные материалы — шторная лента, крючки, кольца или люверсы, утяжелители, вставки; • подхваты (шьют отдельно или подбирают готовые); • монтаж карниза на месте; • развеска штор и их предварительная утюжка. Но заказчик вправе отказаться от любой из этих опций. Уход за шторами Об этом также лучше подумать заранее, так как могут возникнуть неожиданные трудности. Например, монтировать на месте сложносочинённую композицию под силу только профессионалу. Обычно декораторы работают вдвоём. В многочисленных складках накапливается пыль, а если ткань тяжёлая, изделие на подкладке, а потолки высокие, то самостоятельно снять с карниза шторы довольно проблематично. Именно поэтому многие дизайн–студии предлагают такую услугу, как разборка, химчистка и последующий монтаж на окна сложных шторных сооружений. И если вы не готовы тратить на это средства, то лучше отдать предпочтение лёгким и практичным тканям, которые можно постирать дома в стиральной машине и погладить самостоятельно. И ещё один совет: если в квартире живут коты, то от драпировок из деликатных тканей — вуали и органзы, тонкой вискозы и шёлка — лучше отказаться. На них моментально появляются некрасивые затяжки от когтей.