В гостях: Советский неоклассицизм в Казани

Много лет назад, гуляя по центру Казани, Марсель Искандаров не предполагал, что когда-либо станет жить в этом доме. Но каждый раз, стоя на остановке и дожидаясь трамвая, он неосознанно заглядывал именно в эти окна. На фото: диван выполнен на заказМарселю казалось, что этот дом сошел с красивой открытки. «Ожидая транспорт, я разглядывал само здание, его окна и эркеры, пытаясь представить: какая же необычайная происходит там жизнь, в наверняка прекрасных квартирах. И какие же необычайные, должно быть, там живут люди», — вспоминает он. На этом всё могло бы и закончиться, если бы десятки лет спустя, в дело не вмешалась судьба. В один из дней Марселю позвонила знакомая, которая работает с недвижимостью, и предложила квартиру по невысокой цене. «Она знала о моей слабости к сталинским домам, а этот вариант находился в одном из легендарных домов Казани, где из окон открывается великолепный, почти открыточный вид», — рассказывает хозяин, добавляя, что именно эти окна будоражили его детское воображение.Другие варианты Марсель и не смотрел. Уже входя в подъезд, он знал, что купит эту квартиру. До: Во время покупки квартира была не в самом лучшем состоянии — свой след оставили и арендаторы, которые жили здесь в последнее время, и обитатели коммуналки.«Грязь и запущение меня совсем не пугали. Я много лет проработал дизайнером и знаю, как все может измениться в процессе отделки», — рассказывает Марсель. Для него главным достоинством квартиры была сохраненная история. После: Сегодня друзья и коллеги шутят, что квартиру в другом доме Марсель и не мог приобрести. Ведь он долгие годы исследует советский неоклассицизм, а именно в тот момент писал диссертацию о жилой архитектуре Казани 1930–1950 годов. «Меня всегда вдохновляли традиционные интерьеры дореволюционных и сталинских квартир», — рассказывает владелец. К счастью, предыдущие жильцы оставили в квартире исходную планировку, типовую для трехкомнатных квартир в сталинских домах, когда комнаты выстроены анфиладой вдоль окон, а по другой стороне идет темный коридор. Планировка квартиры До: «Зная про конструктивные особенности, пропорции и исторический карниз, я не стал сносить перегородки и перекраивать первоначальную планировку. Анфилада осталась, я даже еще больше развил этот принцип: включил в ось её двустворчатых проёмов и кухню. Эти двери я сместил ближе к окнам, как было принято в ампирных интерьерах», — рассказывает об изменениях Марсель. На своем месте остался и коридор. Архитектор отмечает, что подобные пространства дают ощущение большего размера квартиры. Поэтому избавляться от них не всегда правильно. После: По словам хозяина, пространство буквально вдохновляло на сохранение крупного масштаба. «В этой квартире я сохранил всё, что можно было сохранить, — вспоминает автор проекта. — Даже в дизайне глухих дверей воспроизвел фрезерные сечения деталей и общую композицию. Единственное, увеличил дверные полотна — до 2,5 метров в высоту». Первоначально Марсель хотел просто отреставрировать всё, что было в квартире, но вышло иначе. Не удалось восстановить паркет и радиаторы отопления. А в процессе ремонта выявились такие детали состояния дома, из-за которых пришлось отказаться от идеи реставрации дверей и окон. Хотя в московских проектах Марселя для сталинских квартир подобные приемы реализуются. К историческим решениям добавились и современные технологии. «Я пожалел соседей снизу — династию знаменитых татарских художников — и мечтая о громкой музыке и танцах, установил мощную звукоизоляцию. При этом полы приподнялись на 15 см», — рассказывает архитектор.Параллельно рабочие смонтировали системы, регулирующие температуру и чистоту воздуха внутри квартиры. Кроме того, Марсель установил специальные звукоизолирующие окна, ведь за ними — одна из самых оживленных площадей города. А вот карнизы и деревянные подоконники удалось сохранить. Последние сегодня накрыты мрамором. До: Образ будущего интерьера сложился сразу. «Это должен быть своего рода кокон, из уютного покоя которого можно поглядывать на бурлящий городской поток» — рассказывает об идее интерьера Марсель. Ему хотелось создать ощущение старинной квартиры, в которой проживет всю остающуюся жизнь. Так что в интерьере он представлял себя уже на пенсии. После: «В детстве я видел подобную обстановку в фильмах или квартирах-музеях. А во время долгого пребывания за границей этот ностальгический образ подпитался и современной дизайнерской энергетикой, прошел очистку от ощущения “нафталинности”». Квартира еще стояла полупустая, когда Марсель заселился, взяв из прошлого жилья лишь одежду, кошку Соню и памятные вещи. Мебель появлялась при непосредственном контроле хозяина.Большая часть обстановки выполнена на заказ. Многие предметы проектировались как переходный вид от архитектуры к традиционным шкафам или комодам, поэтому на них часто нет заметных ручек. Мебель высокая — иногда выше трех метров. Такой приём придает даже небольшим помещением масштаб. В спальне автор проекта отказался от двуспальной кровати. Ему такая не нужна, но на всякий случай в комнате появились две односпальные, которые при желании можно сдвинуть. Лишь в санузле Марсель отступил от традиционной планировки, сделав увеличенную ванную и хозяйственную комнаты.МЫ ЛЮБИМ ХОДИТЬ В ГОСТИ…Хотите стать героем следующей статьи? Напишите на RuEditors@houzz.com и приложите несколько фотографий своего интерьера (достаточно съёмки на смартфон). Мы обязательно свяжемся с вами, если примем решение о публикации!

В гостях: Советский неоклассицизм в Казани
© Houzz.ru