6 февраля 2018, Salon.ru

Слово автору: лучшие архитекторы по версии SALON-interior о себе и своих проектах

Художник по интерьерам Надежда ЧерниговаНадежда Чернигова: «Оглядываясь назад, мне сложно вспомнить какой‑либо особенный день. Я много путешествовала в этом году, открыла для себя новые прекрасные места. Одной из самых впечатляющих стала поездка в Нью–Йорк, там я посетила небольшой частный музей дизайна Cooper Hewitt, где представлена замечательная коллекция предметов быта и искусства периода ар–деко. Это было восхитительно! Полное погружение в эпоху: платья, обувь, посуда, мебель, картины, графика… И, главное, там я увидела вживую культовые предметы, созданные знаменитыми художниками того времени, такими как Жак–Эмиль Рульманн и Жан–Жак Рато. В своих интерьерах я, как и многие, цитировала эти произведения искусства, так как они являются символами стиля. Их дизайн, орнаменты, детали по сути определяют само направление ар–деко. Это было похоже на праздник, долгожданную встречу с чем‑то очень важным и любимым. Ну и сама архитектура Нью–Йорка меня очень впечатлила. Я бродила по его улицам, любовалась зданиями General Electric Building, Chanin Building. Мне было интересно всё: декор лифтов, порталы дверей, решётки вокруг деревьев на Лексингтон–авеню. Я делала много снимков, рассматривала каждую деталь. Меня восхищают мощь этого стиля, пропорции, изысканные и смелые решения, эта потрясающая декоративность. Я представляю, насколько впечатляющими для того времени были эти революционные идеи, новые формы. Таковыми они остаются и сейчас, спустя почти сто лет. Это будоражит и вдохновляет!Сейчас я работаю над проектом в новых для себя стилях transitional и vintage. Меня это очень увлекает. Это интересный тренд последнего десятилетия. Во Флоренции, где я живу, много антикварных галерей, в которых можно подобрать оригинальные предметы 50–70-х годов прошлого века. Мне нравится простота и элегантность этого стиля и то, что в нём есть место для произведений искусства. За последнее время стало больше международных проектов: Лос–Анджелес, Дубай, но при этом Москва продолжает оставаться для меня главным и любимым городом, куда я с удовольствием приезжаю и где активно работаю. И ещё меня радует, что в нашем меняющемся мире сохраняется интерес к классике и ар–деко. Я счастлива, что могу продолжать работать в любимых стилях, потому что верю, что они прекрасны!». Архитектор Дмитрий ОвчаровДмитрий Овчаров: «Наше бюро сейчас работает над несколькими крупными проектами, одним из которых является строительство станции метро (созданный нами проект победил на конкурсе в 2014 году). Для нас это нетипичный объект, где помимо безусловно интересной творческой задачи пришлось решать множество непростых вопросов, связанных с заказчиками и подрядчиками, и процесс идёт не так быстро, как нам хотелось бы. Кроме того, мы заканчиваем VIP–терминал аэропорта в Ростове. Для этого проекта мы создавали и архитектуру, и интерьерное решение. Мы не первый год занимаемся проектированием зданий аэропортов. В стране это стало своеобразным трендом благодаря решению создать в крупных городах современные терминалы к международным спортивным событиям, а также необходимости обновить советское наследие. Как правило, в работе над проектами пассажирских терминалов мы имеем дело с готовым планировочным решением и определённой технологией, в рамках которых должны действовать, и задача зачастую сводится к построению некой „одежды“: на заданную структуру „надеваешь“ фасады и интерьер. Тем интереснее ростовский проект аэропорта, где у нас было больше возможностей реализовать свои идеи и решить архитектурные задачи. Моя профессиональная мечта — построить аэропорт с нуля, продумать его планировку и философию, просчитать людские и транспортные потоки, создать сценарии „поведения“ для людей и самолётов». «В нашем бюро сложилась традиция посещать архитектурную биеннале в Венеции. Заявленной темой в 2018 году стали „Свободные пространства“. На мой взгляд, это главная мировая тенденция, и это именно то, что нам хочется реализовывать в своих проектах. В последнее время чувствуется усталость в том, что всё спроектировано очень функционально и предсказуемо, всё нагружено тяжёлым смыслом, необходимостью, а хочется создать что‑то более лёгкое и при этом сакральное, то, что не играет особой функциональной роли, а сделано ради красоты, чтобы удивлять. Это идеальная тема для общественных пространств, и этого, на мой взгляд, не хватает нашей архитектуре, интерьерам офисов и торговых центров. В них должна быть загадочность, не всегда всё должно быть понятно и объяснимо. Отчасти мы реализовали эту концепцию в нашем новом офисе на »Красном Октябре», где получилось создать приятную для работы и общения атмосферу. И переезд туда стал ещё одним важным и хорошим событием прошлого года». Архитектор Александра ФёдороваАлександра Фёдорова: «Дополнительным событием для каждого архитектора является получение профессиональной награды, особенно если в конкурсе представлено много сильных работ, с которыми приходится конкурировать. Получая такой приз, понимаешь, что все усилия были приложены не зря. В настоящее время я ощущаю, что моя профессиональная жизнь удалась. Наконец пришло то время, о котором, наверное, мечтает каждый архитектор, когда ты свободно владеешь всеми инструментами в своём деле, когда клиент готов ждать или платить больше за срочность и когда появляется возможность выбирать себе близких по духу заказчиков. Это придаёт процессу работы особое удовольствие. Конечно, хочется дальше расти и покорять новые горизонты, и наше бюро активно работает в этом направлении. Сегодня границы между странами стираются, мы имеем возможность работать с иностранными клиентами, выходить на мировой рынок. Мне всегда было интересно сравнить процесс создания проекта для соотечественников и для людей совершенно другой культуры и иного образа жизни. Например, сейчас мы ведём проект для арабского бизнесмена из Саудовской Аравии, никаким образом не связанного с Россией, но ценящего именно архитектурный подход в работе и стиль. Также мы начали проектировать современный дом в Калифорнии, и это тоже новый интересный опыт, когда не надо думать о тоннах снега при расчёте крыши и о подводе систем отопления при проектировании фасадов». «В ближайшей перспективе хочется завершить несколько проектов, которые находятся уже на финальной стадии, и опубликовать книгу с работами нашего бюро, поделиться мыслями с читателями. Я пока не решила, хочется ли мне, как многим знакомым архитекторам, «вырасти» из частного строительства в большую архитектуру, что, безусловно, даёт статус и вес в профессиональном сообществе. Мне интересна моя работа, я вижу пути развития частной архитектуры, несмотря на менее глобальные масштабы. Но тем не менее в последнее время в нашем портфолио появляются крупные проекты, так что, я думаю, мы в начале интересного пути, и рано или поздно мы узнаем, куда он приведёт». Архитектор Нина ПрудниковаНина Прудникова: «Как вы думаете, по какому поводу болит душа у человека, чья профессия архитектор–градостроитель? Конечно, по поводу города, в котором он живёт и который не всегда своим обликом отвечает его эстетическим предпочтениям. Это вечная тема двойственного отношения к тому, что дорого, но именно из этой амбивалентности и рождается стремление создавать и преобразовывать. Летом 2017 года многое в Москве начало меняться. Город хорошеет, подтягивается к европейским стандартам культурного центра, улучшается общее настроение. И надо двигаться дальше, пополнять копилку хорошими, профессиональными работами. Видимые успехи в деятельности архитекторов (особенно в области общественных объектов) и успехи нашей мастерской вдохновляют и внушают оптимизм». «В практике строительства частных домов и квартир существует множество объективных и субъективных факторов, которые можно привести в качестве оправданий несовершенства и невысокой художественной ценности спроектированных и построенных объектов. Шаг за шагом преодолевать эти факторы — важная миссия архитектора. Поэтому я и мои коллеги по мастерской стараемся в своей работе выдерживать заданное стилистическое направление, максимально правильно формируя функцию жилья и отражая характеры, темпераменты, пристрастия его обитателей. Меняются тенденции дизайна, меняются обстоятельства и возможности, меняется и сам заказчик. Разумеется, всё это отражается и на нашей работе, но неизменным остаётся главное — стремление к уюту и красоте. Для меня важное свойство хорошего интерьера — отсутствие «следов» автора. Многие, наверное, подумают о творческих амбициях и самовыражении, но для архитектора гораздо более важна, как мне кажется, ответственность. Особенно сейчас, когда возможностей и ресурсов для реализации самых смелых фантазий так много. Сегодня изменения во всех сферах жизни, в том числе и в архитектуре, происходят стремительно, но, к сожалению, не всегда обдуманно. Поэтому особенно радуют те изменения, в которых чувствуется добросовестный профессиональный подход. Приятно также отмечать, как растут и развиваются наши партнёры, специалисты из различных областей, связанных с дизайном и строительством. Ведь если задуматься, вместе мы преодолели большой путь, приобрели опыт, который сегодня позволяет многое делать дома, в России. И закончу своё интервью цитатой, которую не перестаю многократно повторять: «Красота спасёт мир». Архитекторы Олег Клодт и Анна Агапова
Олег Клодт: «По насыщенности 2017 год был для нас самым невероятным, выдающимся. Он стал поворотным — в буквальном смысле слова. Бюро существует уже 17 лет, но фактически начало выстраиваться в том виде, в котором оно сейчас, лет десять назад. И ещё пять лет ушло на то, чтобы прийти к идее создания собственного бренда с коллекцией мебели и света. И только сейчас всё это стало реализовываться. Мало того, мы решились на экспансию из России во вне. В январе 2017 года прошла презентация наших разработок и идей для английской компании HOLLAND&SHERRY, и таким образом мы начали сотрудничество с ними. Параллельно шла работа над коллекциями тканей, обоев и ковров. Результатом всего этого стало наше участие в очень крупном выставочном проекте Holiday House London, где себя презентуют все крупные дизайн–бюро Англии. И наконец, открыли филиал нашего бюро в Лондоне. У нас параллельно шло развитие бюро здесь, в Москве, изменились качество и масштаб наших проектов, мы стали сотрудничать с крупными девелоперами. Всё это заставило нас иначе взглянуть на себя, поменять структуру нашей компании. В общем, это был серьёзный год, и мы отдаём себе отчёт, что это только первый год и это только начало. И надо смотреть вперёд, прикладывать ещё больше усилий, но, главное, есть ощущение, что выбран верный путь». Анна Агапова: «Никогда не думала, что способна выдержать такую рабочую нагрузку, что мне пришлось испытать в 2017 году. Этот год стал самым ярким и самым важным в моей жизни, когда я осознанно перешла на совершенно другой уровень в плане творчества и ведения бизнеса. Когда работаешь 25 часов в сутки, совершенно по‑другому начинаешь воспринимать то, что вокруг происходит. Те цели, что мы поставили перед собой в начале года, показались бы любому человеку безумными в таком объёме: запуск текстильной коллекции, запуск нового бренда в Лондоне, ведение работы московского офиса и российских проектов, постоянные перелёты между городами и континентами… Моей главной задачей было каждым своим действием, не отступая ни на шаг, двигаться вперёд. В процессе приходит понимание, что мы можем больше, что у нас нет границ и нет сложностей, которые невозможно было бы преодолеть, а работа над ошибками сделала нас сильнее и позволила двигаться ра­зумнее. И удивительно то, что нам всегда встречались люди, помогавшие идти дальше. Для меня это служило доказательством мысли, что, когда ты делаешь что‑то очень хорошее и перспективное, тебе будут даны люди и возможности, которые позволят реализовать мечты и достигнуть результата. Та самая текстильная коллекция для HOLLAND&SHERRY — моё признание в любви к Шотландии, воплотившееся в 10 дизайнерских тканях, посвящённых этой стране. Мы продолжаем сотрудничество с этим известным брендом и сейчас создаём следующую серию, которая будет готова через полтора года». «Самым ярким воспоминанием года стал вечер, когда мы с друзьями праздновали завершение мероприятия, посвящённого открытию лондонского офиса, мы танцевали, и я кружилась вокруг себя и в этот момент была абсолютно счастлива от понимания того, что мы это сделали и всё получилось хорошо. Такой результат открывает невероятные творческие перспективы, и я надеюсь, что мы продолжим создавать прекрасные вещи и интерьеры, но уже на нескольких континентах». Архитектор Андрей ЯхнинАндрей Яхнин: «Каждый день важен и ценен вне зависимости от того, хороший он или плохой, тяжёлый или лёгкий, с потерями или приобретениями. Я благодарен за каждый день. Что касается значимых событий в профессиональной сфере, их в этом году у нашей команды было достаточно много. Во-первых, мы окончательно завершили огромный проект в Санкт–Петербурге — дворец Кушелева–Безбородко — со сложнейшей реставрацией. Могу сказать, что это один из самых знаковых проектов в моей личной биографии и всей команды в целом. Он признан и мировым сообществом и был награждён премией в Лондоне. Вторым событием стало моё вступление в Палату архитекторов Берлина, которое даёт право проектировать, утверждать и подписывать проекты любой сложности во всех федеральных землях ФРГ. К тому же я стал первым российским архитектором, который вступил в эту палату именно как иностранец. Сейчас наше бюро разрабатывает несколько проектов в Германии, есть идеи и планы, связанные с этой страной. Ну и в‑третьих, отмечу нашу работу по целому направлению, связанному с храмовой архитектурой. Два важных проекта мы начали в 2017 году. Один — строительство храма в городе Льеже в Бельгии на месте бывшего лагеря военнопленных, где в годы Второй мировой войны находился металлургический завод. Там в тяжелейших условиях работали наши военнопленные и огромное количество людей погибло. Мы строим храм–памятник, который будет напоминать об этой трагической странице истории, абсолютно неизвестной многим нашим соотечественникам. Инициатором возведения храма стала русская приходская община Брюсселя, и мы надеемся в 2018 году завершить этот проект. Также мы начали реставрацию известного московского храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, выполненного в стиле нарышкинского барокко. Он занесён в списки ЮНЕСКО, но сейчас находится в очень плохом состоянии. Процесс реставрации достаточно кропотливый и долгий, он завершится через три года. В данное время этот проект развивается в более масштабную историю, поскольку есть планы создания рядом мемориального комплекса, посвящённого 300‑летию Российской империи, которое наша страна будет отмечать в 2021 году. Место выбрано неслучайно: судьба этого храма тесно связана с главными фигурами и событиями в истории нашей страны, начиная от Петра I, стрелецких бунтов, войны с Наполеоном и визита Екатерины II. Комплекс будет включать в себя здание музея и, возможно, памятник или стелу. Все эти события довольно чётко определяют перспективы и будущее нашей компании». «В профессиональном сообществе России сейчас не самое простое время в финансовом отношении, и, по моему мнению, следующий год будет ещё более сложным не только в стране, но и в мире. В связи с этим тенденции последних лет усилятся: станет ещё меньше частных заказчиков, которые переместятся в жилой сектор, а основными заказчиками крупных проектов будут являться государство либо государственные структуры. Мне кажется, что это не очень хороший перекос, надеюсь, он со временем выправится. Здесь важно найти баланс, сейчас он нарушен, и это главная проблема». Архитектор Оксана ОлейникОксана Олейник: «Этот год мне запомнился калейдоскопом впечатлений от соприкосновения с архитектурой, предметной средой и природой разных городов и стран. Сейчас я веду проекты не только в Москве, но и в Европе, на юге нашей страны и на Дальнем Востоке. Каждый объект для меня — это событие, но особая удача — работать в новых обстоятельствах — культурных и стилевых. Очень интересно решать нестандартные задачи, выходить из „зоны комфорта“ — набора тех приёмов, к которым привыкли московские заказчики. Профессиональное вдохновение я черпаю во время посещений выставок в Милане и Париже, откуда всегда возвращаешься с новыми идеями для интерьеров. Многие тренды этого года оказались мне очень близки, и я с удовольствием применила их в своих проектах. Это лёгкий и выразительный стиль mid century; использование оригинальных винтажных предметов; тема тропиков, экзотических растений, живой природы в принтах, декоре, аксессуарах; комбинация мрамора и меди, облагораживающая любое пространство; мультикультурный тренд с вкраплениями элементов этники. Обрадовало, что мой любимый и, как показывает практика, самый комфортный в интерьерах зелёный цвет был представлен в огромном спектре оттенков от сине–зелёного до оливкового, в благородных сложных тональностях и великолепных сочетаниях с терракотовым и пыльно–розовым. Во время отдыха в этом году мне посчастливилось окунуться в аутентичный дух Индонезии и Марокко. Воз­никло желание наполнить московские интерьеры таким же буйством цвета, натуральными и гармоничными материалами и текстурами, затейливыми орнаментальными мотивами. Мне кажется, что в нашем климате перед наступлением затяжной зимы с сезонным дефицитом света есть потребность больше времени проводить в ярком, наполненном энергией цвета окружении. Приятно, что в одном из проектов мне удалось реализовать эту идею. Я получила особое удовольствие, выстраивая эти сложные, неожиданные, иногда провокационно контрастные цветовые и стилистические сочетания, объединяя вещи и элементы, принадлежащие к разным стилям и эпохам». «Ещё одно событие, безусловно поменявшее моё профессиональное самоощущение, — это оформление своего личного пространства, достаточно неординарного по архитектуре, с массой планировочных возможностей, что позволило воплотить мои самые смелые задумки, отработать дизайнерские приёмы и в то же время получить интересный и непростой опыт принятия себя как заказчика. На сегодняшний день могу твёрдо сказать, что в профессии я чувствую себя на своём месте, готова встречаться с новыми людьми и решать новые интересные задачи». Архитектор Алексей Бочков
Алексей Бочков: «То, чем я занимаюсь, не профессия, а образ жизни. По-моему, эмоции, любознательность, готовность к полной самоотдаче и личная убеждённость в реализации проекта — это залог состоятельности в профессии архитектора. Поэтому я нахожусь в постоянном поиске новых идей, сочетаний материалов, фактур, цветовых решений. Неудивительно, что весь прошлый год, впрочем как и несколько предыдущих лет, был наполнен событиями. Я много путешествовал, собирал материал для своей книги и для будущих проектов. Сейчас меня переполняют разные идеи. В данный момент работаю над новым интерьером в стиле либерти, занимаюсь реализацией лондонского проекта в стиле лофт, продолжаю придумывать и создавать коллекции предметов интерьера для собственного бренда IMPRESSION INDUSTRY (»Производство впечатлений»), которые уже были использованы в реализованных проектах. Одним из интересных результатов 2017 года стала коллекция детской мебели, сделанная совместно с итальянскими фабриками, которая будет представлена на следующем Миланском мебельном салоне (iSaloni)».
«В начале 2018 года я планирую выпустить альбом со своими работами, а также книгу PRO Loft, в которой хочу поделиться интересными находками и решениями, рассказать свою историю создания интерьеров в этом стиле. Ведь у индустриальных пространств есть свои особенности: там нужны своя предметная среда, свои световые решения и довольно уникальный подбор материалов. На мой взгляд, эклектичный стиль и антикварные предметы способны смягчить брутальный характер лофта, сделать его уютнее. Мне нравятся интерьеры с историей, я стараюсь реализовать эту концепцию в своих проектах. Вместе с тем архитектура — одно из немногих направлений деятельности, находящихся в постоянном движении. Архитектор должен работать в тесном контакте с технологиями. Материалы и методики строительства всё время развиваются, мы зачастую тоже влияем на эти процессы. Ну и, конечно, одним из важных и запоминающихся событий 2017 года стало вручение приза «Интерьер года» от журнала SALON–interior. Это подтверждение профессионализма, очередная ступень в моей творческой деятельности. Безусловно, это вдохновляет, появляется желание делиться своим опытом и создавать ещё более невероятные интерьеры».
Анна Агапова Алексей Бочков Андрей Яхнин General Electric Красный Октябрь ЮНЕСКО Дом и сад
Оставить комментарий

Главное по темам

12 главных интерьерных трендов весны 2018

16:03

Выбираем постельное белье за четыре шага

18 февраля 2018

5 причин плохой естественной вентиляции в квартире

16 февраля 2018

Маленькая спальня: как хранить в ней вещи

16 февраля 2018

Что нужно знать про удобную гардеробную

15 февраля 2018

Видеоновости

Статьи

Дизайнеры порвали Штаты в лоскуты

Американская мода больше не может быть скучной

Умер «целитель» с голосами в голове

Ушел из жизни знаменитый в 1990-е годы «целитель» Аллан Чумак

«Чем чуднее, тем моднее»: как мода стала некрасивой

Почему модники оскорбляют хороший вкус и когда это кончится

«Проиграешь — перестану любить»

Современные дети живут в условиях если не материального изобилия, то уж точно достатка.

Россияне уходят от алиментов

Доля разводов последние годы стабильно превышает половину от заключенных браков. Так, если сопоставить данные Росстата, то окажется, что в 2016 году распалось 61,7% браков (заключено всего 985 тыс. браков…

Фоторепортажи