Выставочному залу в особняке купца Чернухина в Сызрани исполняется 35 лет

Деревянное зодчество в Сызрани удивительно разнообразно. После пожара 1906 года сюда съехались мастера из самых разных мест империи — из Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Урала, Сибири. Каждый мастер приносил в строительство новых деревянных домов свои традиции, уходящие корнями в глубь истории. Купеческий особняк на улице Посадской, о котором идет речь, был построен в 1910 году. В этом же году сюда въехали хозяева — купец первой гильдии Мартиниан Чернухин с супругой, купеческой дочкой Татьяной, урожденной Спрышковой, и приемным сыном Колей. Ранее у Чернухина был деревянный дом в центре города, на улице Большой, ныне Советской. Но в результате опустошительного пожара 1906 года он сильно пострадал. После этого было запрещено строить на главной улице города дома из дерева. А Мартиниан Васильевич любил именно такие строения. Вот он и решил построить дом на улице Посадской, которая тогда считалась окраиной. Рядом были заливные луга, открывался потрясающий вид на реку Крымзу. Этот дом в стиле модерн несет в себе такое обаяние, что невозможно пройти мимо, чтобы не полюбоваться им. Усеченная шатровая крыша, резные наличники, щипцовый фронтон, выступ правой части фасада, обращенный к реке, — все это делает здание объемным и живым. Хозяин дома, крупный мукомол-промышленник Мартиниан Васильевич Чернухин был личностью весьма примечательной. Он принимал живое участие в общественной жизни города. C 1888 года избирался гласным Городской думы. Дважды, в 1902 и 1909 годах, Сызранская управа выдвигала его на должность городского головы. При его непосредственном участии были построены городской Общественный банк, новый корпус женской гимназии, первая в Сызрани электростанция и многие общественные здания. Как и большинство других сызранских купцов, Чернухин был приверженцем старообрядчества. Он пожертвовал немало средств на возведение и обустройство в городе единоверческого Никольского храма и был его старостой. А еще он был попечителем городского реального училища, 1-й мужской гимназии, 4-го мужского начального училища. Супруга же, Татьяна Степановна, покровительствовала женскому городскому училищу. Самое деятельное участие городской голова принял в восстановлении Сызрани после пожара 1906 года. До Октябрьской революции купец не дожил — может быть, и к лучшему. Умер он 19 марта 1917 года. После смерти Мартиниана Васильевича в городе была учреждена стипендия его имени. А его живописный портрет повесили на здание Городской думы. Впрочем, и то и другое, по понятным причинам, просуществовало недолго. После Октябрьской революции 1917 года Татьяна Степановна с приемным сыном были изгнаны из дома. А комнаты с изысканными интерьерами были превращены в коммунальные квартиры. В это время, как полагает заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея Мария Гаврилова, внутреннее пространство дома, скорее всего, подвергалось переделкам. "После революции Татьяна Степановна скиталась по чужим углам, — рассказывает Мария Гаврилова. — Дожила она до тридцатых годов. А приемный сын, чтобы уберечь себя, по ее же просьбе, был вынужден отречься от приемной матери и взять другую фамилию. Был он электриком и дожил до семидесятых годов". После расселения жильцов в особняке размещались санэпидемстанция, больница, народный суд. К середине семидесятых годов прошлого века здание сильно обветшало, и стоял вопрос о его сносе. Но по настоянию культурной общественности города, администрация Сызрани приняла решение о реставрации особняка. В сентябре 1983 года, когда праздновался 300 -летний юбилей города, в особняке купца Чернухина был открыт Выставочный зал. А само здание получило статус памятника деревянного зодчества федерального значения. Сейчас в Выставочном зале, который входит в структуру Сызранского краеведческого музея, действуют 4 экспозиционных зала. Здесь можно побывать в интерьерах дворянской и купеческой гостиных, увидеть картины сызранских художников, зайти на выставку, посвященную уездной медицине, и в музыкальную гостиную. Вместе с заведующей экспозиционно-выставочным отделом осматриваем дом. Вот купеческая гостиная, где представлены предметы начала двадцатого века. К сожалению, наша бурная история не позволила сохранить подлинные вещи, принадлежавшие Мартиниану Васильевич. С известной долей вероятности можно предположить только то, что ему принадлежали стулья из орехового дерева, считает Мария Гаврилова. Но интерьер воссоздан с помощью вещей из других домов — в духе того времени и в духе купеческой среды. Старинное зеркало, украшенной резьбой. Буфет с деревянным барельефом, на котором видны силуэты ружья и птицы — видимо, хозяин был охотником. Граммофон, немецкое пианино, фисгармония. Раскладывающийся ламберный столик для игры в карты. Все это вполне могло быть в доме Чернухина. Как и старообрядческий иконостас, точная копия которого представлена в одной из комнат. Наверняка, был в доме и камин. Наподобие того, который можно увидеть в Выставочном зале. "Его привезли и восстановили в прошлом году, — рассказывает Мария Гаврилова. — Из дома на улице Советской, где раньше жил врач Майсензон. Потом в этом доме был детский садик, а сейчас он на ремонте. Кстати, Майсензон и Чернухин были хорошо знакомы. Ездили вместе в Москву — выбивать средства на здравоохранение города". Среди подлинных вещей того времени в музее можно увидеть одежду сызранской купчихи Рыбалкиной — блузку, шаль, нижнюю юбку. "Купцы Рыбалкины были владельцами лучшего в Сызрани ресторана, который располагался на железнодорожной станции, — поясняет Мария Гаврилова. — После революции они были арестованы. А вещи хранились в семье их крестницы. В девяностые годы они были переданы в музей". В одной из комнат восстановлен рабочий кабинет Чернухина. Помимо других вещей, здесь можно увидеть копии документов Сызранского уездного собрания, в работе которого Мартиниан Васильевич принимал живое участие. Пожалуй, наиболее наглядно представить себе облик особняка Чернухина можно, побывав в одном из залов, бывшей прихожей, где на потолке и стенах сохранилась старинная лепнина. Приглядевшись, в некоторых местах — над дверью и над окнами — можно заметить на золотом фоне барельефы двух белых переплетающихся букв, украшенных вензелями, — "М" и "Ч". Напоминание об инициалах хозяина дома. На потолке, в четырех углах, — барельефы с человеческими лицами. Эти изображения, довольно экзотические, символизируют, как пояснила заведующая экспозиционно-выставочным отделом, четыре стороны света…