14 февраля 2018, Волга Ньюс

Выставочному залу в особняке купца Чернухина в Сызрани исполняется 35 лет

Деревянное зодчество в Сызрани удивительно разнообразно. После пожара 1906 года сюда съехались мастера из самых разных мест империи — из Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Урала, Сибири. Каждый мастер приносил в строительство новых деревянных домов свои традиции, уходящие корнями в глубь истории.
Купеческий особняк на улице Посадской, о котором идет речь, был построен в 1910 году. В этом же году сюда въехали хозяева — купец первой гильдии Мартиниан Чернухин с супругой, купеческой дочкой Татьяной, урожденной Спрышковой, и приемным сыном Колей. Ранее у Чернухина был деревянный дом в центре города, на улице Большой, ныне Советской. Но в результате опустошительного пожара 1906 года он сильно пострадал. После этого было запрещено строить на главной улице города дома из дерева. А Мартиниан Васильевич любил именно такие строения. Вот он и решил построить дом на улице Посадской, которая тогда считалась окраиной. Рядом были заливные луга, открывался потрясающий вид на реку Крымзу.
Этот дом в стиле модерн несет в себе такое обаяние, что невозможно пройти мимо, чтобы не полюбоваться им. Усеченная шатровая крыша, резные наличники, щипцовый фронтон, выступ правой части фасада, обращенный к реке, — все это делает здание объемным и живым.
Хозяин дома, крупный мукомол-промышленник Мартиниан Васильевич Чернухин был личностью весьма примечательной. Он принимал живое участие в общественной жизни города. C 1888 года избирался гласным Городской думы. Дважды, в 1902 и 1909 годах, Сызранская управа выдвигала его на должность городского головы. При его непосредственном участии были построены городской Общественный банк, новый корпус женской гимназии, первая в Сызрани электростанция и многие общественные здания. Как и большинство других сызранских купцов, Чернухин был приверженцем старообрядчества. Он пожертвовал немало средств на возведение и обустройство в городе единоверческого Никольского храма и был его старостой.
А еще он был попечителем городского реального училища, 1-й мужской гимназии, 4-го мужского начального училища. Супруга же, Татьяна Степановна, покровительствовала женскому городскому училищу. Самое деятельное участие городской голова принял в восстановлении Сызрани после пожара 1906 года.
До Октябрьской революции купец не дожил — может быть, и к лучшему. Умер он 19 марта 1917 года. После смерти Мартиниана Васильевича в городе была учреждена стипендия его имени. А его живописный портрет повесили на здание Городской думы. Впрочем, и то и другое, по понятным причинам, просуществовало недолго.
После Октябрьской революции 1917 года Татьяна Степановна с приемным сыном были изгнаны из дома. А комнаты с изысканными интерьерами были превращены в коммунальные квартиры. В это время, как полагает заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея Мария Гаврилова, внутреннее пространство дома, скорее всего, подвергалось переделкам.
"После революции Татьяна Степановна скиталась по чужим углам, — рассказывает Мария Гаврилова. — Дожила она до тридцатых годов. А приемный сын, чтобы уберечь себя, по ее же просьбе, был вынужден отречься от приемной матери и взять другую фамилию. Был он электриком и дожил до семидесятых годов".
После расселения жильцов в особняке размещались санэпидемстанция, больница, народный суд. К середине семидесятых годов прошлого века здание сильно обветшало, и стоял вопрос о его сносе. Но по настоянию культурной общественности города, администрация Сызрани приняла решение о реставрации особняка. В сентябре 1983 года, когда праздновался 300 -летний юбилей города, в особняке купца Чернухина был открыт Выставочный зал. А само здание получило статус памятника деревянного зодчества федерального значения. Сейчас в Выставочном зале, который входит в структуру Сызранского краеведческого музея, действуют 4 экспозиционных зала. Здесь можно побывать в интерьерах дворянской и купеческой гостиных, увидеть картины сызранских художников, зайти на выставку, посвященную уездной медицине, и в музыкальную гостиную.
Вместе с заведующей экспозиционно-выставочным отделом осматриваем дом. Вот купеческая гостиная, где представлены предметы начала двадцатого века. К сожалению, наша бурная история не позволила сохранить подлинные вещи, принадлежавшие Мартиниану Васильевич. С известной долей вероятности можно предположить только то, что ему принадлежали стулья из орехового дерева, считает Мария Гаврилова. Но интерьер воссоздан с помощью вещей из других домов — в духе того времени и в духе купеческой среды. Старинное зеркало, украшенной резьбой. Буфет с деревянным барельефом, на котором видны силуэты ружья и птицы — видимо, хозяин был охотником. Граммофон, немецкое пианино, фисгармония. Раскладывающийся ламберный столик для игры в карты. Все это вполне могло быть в доме Чернухина. Как и старообрядческий иконостас, точная копия которого представлена в одной из комнат. Наверняка, был в доме и камин. Наподобие того, который можно увидеть в Выставочном зале.
"Его привезли и восстановили в прошлом году, — рассказывает Мария Гаврилова. — Из дома на улице Советской, где раньше жил врач Майсензон. Потом в этом доме был детский садик, а сейчас он на ремонте. Кстати, Майсензон и Чернухин были хорошо знакомы. Ездили вместе в Москву — выбивать средства на здравоохранение города".
Среди подлинных вещей того времени в музее можно увидеть одежду сызранской купчихи Рыбалкиной — блузку, шаль, нижнюю юбку.
"Купцы Рыбалкины были владельцами лучшего в Сызрани ресторана, который располагался на железнодорожной станции, — поясняет Мария Гаврилова. — После революции они были арестованы. А вещи хранились в семье их крестницы. В девяностые годы они были переданы в музей". В одной из комнат восстановлен рабочий кабинет Чернухина. Помимо других вещей, здесь можно увидеть копии документов Сызранского уездного собрания, в работе которого Мартиниан Васильевич принимал живое участие.
Пожалуй, наиболее наглядно представить себе облик особняка Чернухина можно, побывав в одном из залов, бывшей прихожей, где на потолке и стенах сохранилась старинная лепнина. Приглядевшись, в некоторых местах — над дверью и над окнами — можно заметить на золотом фоне барельефы двух белых переплетающихся букв, украшенных вензелями, — «М» и «Ч». Напоминание об инициалах хозяина дома. На потолке, в четырех углах, — барельефы с человеческими лицами. Эти изображения, довольно экзотические, символизируют, как пояснила заведующая экспозиционно-выставочным отделом, четыре стороны света…
Мария Гаврилова Дом и сад
Оставить комментарий

Главное по темам

12 главных интерьерных трендов весны 2018

16:03

Выбираем постельное белье за четыре шага

18 февраля 2018

5 причин плохой естественной вентиляции в квартире

16 февраля 2018

Маленькая спальня: как хранить в ней вещи

16 февраля 2018

Что нужно знать про удобную гардеробную

15 февраля 2018

Видеоновости

Статьи

Дизайнеры порвали Штаты в лоскуты

Американская мода больше не может быть скучной

Умер «целитель» с голосами в голове

Ушел из жизни знаменитый в 1990-е годы «целитель» Аллан Чумак

«Чем чуднее, тем моднее»: как мода стала некрасивой

Почему модники оскорбляют хороший вкус и когда это кончится

«Проиграешь — перестану любить»

Современные дети живут в условиях если не материального изобилия, то уж точно достатка.

Россияне уходят от алиментов

Доля разводов последние годы стабильно превышает половину от заключенных браков. Так, если сопоставить данные Росстата, то окажется, что в 2016 году распалось 61,7% браков (заключено всего 985 тыс. браков…

Фоторепортажи