Старинный грот станет похож на подводный мир
В павильоне "Грот" столичного музея-усадьбы "Кусково" восстанавливают уникальный настенный декор, созданный из 24 видов раковин моллюсков свыше 250 лет назад. Корреспондент "ВМ" побывала в павильоне и узнала, как идет процесс реставрации. "Грот" удивляет своей красотой. Его интерьер напоминает подводный мир - на стенах и сводах изображены морские обитатели - змеи, кальмары, осьминоги, медузы, рыбы и даже драконы, а также растительный орнамент. Еще в павильоне можно увидеть изображения птиц. Многие фрагменты декора даже воссоздают свадебные игры морских обитателей. Реставрация такого масштабного объекта - очень трудоемкий и тонкий процесс. Раковины для павильона собирали со всего мира - Средиземноморья, Греции, Франции, Италии и Турции и даже подмосковных рек и озер. Подобрать аутентичные цвета и оттенки, а также правдоподобно и живописно воссоздать морскую флору тоже было непросто. - Мы возвращаем утраченные ракушки и составляем рисунок, - рассказывает научный руководитель проекта Лариса Лапшина. - Кроме раковин, мы также используем обычный и тонированный гипс, а по нему укладываем песок, стеклярус, стекло и даже туф и остатки угля. Ракушки - материал капризный, и работать с ним непросто - любая неосторожность может привести к повреждению. - Это не только тонкая и кропотливая работа, но и художественный труд. Чтобы сохранить прежний объем, надо видеть объект в том виде, в каком он был раньше, - подчеркивает Лариса Лапшина. Настенный декор в "Гроте" создали из более 24 видов раковин моллюсков свыше 250 лет назад. Теперь для реставрации задействовали 32 вида ракушек. - Авторская работа здесь сохранена почти на 90 процентов, - отмечает Лариса Лапшина. - Сейчас наша главная задача - отреставрировать и сохранить культурный памятник. Мы стараемся менять те детали, которые на 80 процентов утрачены, а те, что более-менее целостны, не трогаем. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Сергей Авдонин, директор музея-усадьбы "Кусково": - Павильон "Грот" уникален. Для России, по сути, это единственный памятник культуры, внутренний интерьер которого выполнен в таком сложном стиле. Предыдущая реставрация в 1980 году была минимальной, ракушечное убранство, можно сказать, законсервировали. Проект по восстановлению долго разрабатывался, и в итоге было решено его реализовать. Поддерживает и финансирует реставрацию объекта столичный Департамент культуры. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Музейные уроки помогают лучше усвоить материал