Царскосельский музей начал ограничивать число посетителей Янтарной комнаты

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 31 мая. //. Дирекция государственного музея-заповедника "Царское Село" под Санкт-Петербургом приняла решение в начавшемся туристическом сезоне ограничивать число посетителей Янтарной комнаты для сохранности экспонатов и безопасности людей. Как рассказала ТАСС директор музея Ольга Таратынова, популярность Янтарной комнаты, возрожденной 15 лет назад, превышает возможности зала по приему туристов.

Царскосельский музей начал ограничивать число посетителей Янтарной комнаты
© ТАСС

"Фантастическая история Янтарной комнаты такова, что сразу же после открытия она стала брендом нашего музея, и те 3,5 млн посетителей, которых мы приняли в прошлом году - этому количеству мы обязаны именно Янтарной комнате. Сколько бы мы ни открывали других павильонов, экспозиций - чудесную Агатовую комнату, павильон с подъемными столами XVIII века... Мы всем говорим, идите туда, но все говорят, конечно, мы сходим, но только после Янтарной комнаты", - отметила Таратынова.

Всего, по данным пресс-службы музея, за 15 лет Янтарную комнату увидели около 18 млн человек.

"Янтарная комната стала таким "узким горлышком" нашего музея, которое ставят себе задачу пройти все наши посетители. Для нас это создает определенные трудности, даже очень большие трудности, потому что посетителей очень много, и в этом году мы впервые в истории начали их ограничивать. То есть, мы отказываем очень многим турфирмам в посещении нашего музея, потому что это нарушит и состояние наших интерьеров, и не может обеспечить безопасность всех, кто там есть", - сказала директор музея-заповедника.

Она пояснила, что речь идет о том, чтобы довести количество посетителей до нормативного, которое предписано в целях безопасности.

В зале лучше не дышать

"Янтарь - материал живой, и он подвержен воздействиям, он очень реагирует на свет, на ультрафиолет. Условия бытования янтарного интерьера сегодня достаточно тяжелые, потому что музей очень активно посещаемый, и 3,5 млн человек в год - это много. А вопросы климатики, температурных режимов - они могли бы быть и получше," - сказал ТАСС директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов.

"Людей много, они дышат, и все человеческие выделения впитываются - материал гигроскопичный. И, конечно, он видоизменяется, на поверхности появляется определенные кракелюры (сеточка из мельчайших трещин - прим. ТАСС)", - добавил он.

Специалисты мастерской раз в неделю проверяют состояние сохранности интерьера и его отделки. Один раз в два года проводится комплексная профилактика с восстановлением воскового покрытия на поверхности янтарных панелей. "Такие работы нужно делать обязательно и регулярно, тогда интерьер будет еще долго радовать нас своим великолепием", - сказал Игдалов.

Похищенная комната

Янтарная комната - подарок прусского короля Фридриха Вильгельма I императору Петру Великому. Ее части перевезли в Санкт-Петербург в 1717 году. При императрице Елизавете Петровне зодчий добавил в отделке кабинета золоченую резьбу, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы. Во время Великой Отечественной войны комната была украдена фашистами при оккупации Царского Села.

Янтарный интерьер был восстановлен российскими мастерами в Екатерининском дворце Царского Села к 300-летию Санкт-Петербурга и открылся 31 мая 2003 года. Его заново создавали по сохранившимся историческим изображениям из янтаря, доставленного из Калининграда. На эту работу было затрачено 6 т отборного янтаря и почти $8 млн. Работа по воссозданию янтарного кабинета длилась около 25 лет.

Конкурент Янтарной комнаты

Царскосельский музей в скором времени обещает удивить публику еще одним восстановленным историческим интерьером Екатерининского дворца - Лионским залом. По мнению Таратыновой, он может стать "конкурентом" Янтарной комнаты.

Лионский зал создавался в 1781-1783 годах по проекту архитектора Чарльза Камерона и получил свое название благодаря отделке стен шелком, изготовленным в Лионе.

Лионский зал входил в число личных апартаментов Екатерины II. Декоративное убранство интерьера было уничтожено в годы Великой Отечественной войны, сохранилось только 25 предметов мебельного ансамбля. Планируется восстановить отделку стен, плафона, отреставрировать предметы мебели. Шелк для реставрации закажут в лионской мануфактуре.

Для воссоздания обивки стен, мебели и портьер, по подсчетам специалистов музея, необходимо изготовить 320 м ткани "золотой бутон" ("Lampas bouton d'or Louis XVI") шириной 162 см по образцам из книги заказов XIX века.

Шедевр русского барокко

Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец, построенный в 1748 - 1756 годах под руководством придворного обер-архитектора императрицы Елизаветы Петровны Бартоломео Франческо Растрелли, считается одним из лучших образцов архитектуры русского барокко. В наши дни экспозиция этого дворца-музея охватывает почти 300-летнюю историю резиденции и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII-XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны.