«Синдром Плюшкина»: зачем люди собирают хлам

Многие из нас сталкивались с таким понятием, как «синдром Плюшкина» – когда человек бесконтрольно складирует в своем жилище все что попало. Эти люди крайне болезненно реагируют на предложения избавиться от своего хлама и часто живут на крошечном клочке своей площади, свободном от накопившегося хлама. «Вечерка» решила выяснить, что приводит людей к этому заболеванию и как с ним борются психиатры.

«Синдром Плюшкина»: зачем люди собирают хлам
© depositphotos

Своим видением проблемы с «ВМ» поделился психиатр Игорь Нежданов.

– Прежде всего нужно иметь понимание того, чем синдром отличается от болезни. Синдром это в первую очередь совокупность симптомов. Допустим, есть боль, покраснение и отек. Это все симптомы, а все вместе они синдром под названием «воспаление». А уже оно, в свою очередь, может быть признаком какого-нибудь заболевания, – рассказал «ВМ» Игорь Нежданов. – Соответственно, психиатры по большей части рассматривают «синдром Плюшкина» как вторичный признак, идущий в дополнение к другим, зачастую более серьезным психическим заболеваниям. Скорее всего в истории болезни просто будет отметка о том, что человеку свойственна тяга к накопительству.

Специалист отметил, что встречаться этот синдром может при совершенно разных условиях. Он может проявиться даже у условно здоровых людей. Такие пациенты способны свое собирательство рационализировать. Например, человек может с удовольствием собирать пивные крышечки. Он их систематизирует, у него есть на этот счет стройная концепция. И если показать его психиатру, то врач будет смотреть не только и не столько на факт собирания крышечек, но на многие другие сопутствующие факторы.

– Говоря о том, у кого в основном можно встретить патологическое собирательство, то в голову сразу приходят больные старческими дементными состояниями. У них обычно снижена активность памяти и других функций мозга. Соответственно, у него могут возникать бредовые состояния. Например, пациенту будет казаться, что его постоянно обкрадывают, и поэтому взамен украденного необходимо постоянно чем-то наполнять дом. В результате мы и получаем свалку, – пояснил Игорь Нежданов. – Или активность мозга будет уже настолько снижена, что просто теряется понимание ценности вещей. И если пациент видит, что что-то можно взять, он это берет. Он уже даже сам не понимает, зачем это делает. Или же в случае шизофрении ему это приказывают голоса. Как видите, вариантов много.

При этом лечить непосредственно «синдром Плюшкина» смысла не имеет. Как объяснил эксперт, это то же самое, что лечить боль в прижатом дверью пальце. Пока дверь не открыть, палец будет продолжать опухать. Так и в случае с накопительством – важно определить болезнь, ответственную за возникновение «синдрома Плюшкина». А вот возможно ли ее вылечить – вопрос отдельный.