«Вечером лучше вообще не выходить на улицу»
Москвичка переехала на дачу. Ее жизнь превратилась в ад.
Снять дом за городом с каждым годом все проще: выбор объектов увеличивается, ставки аренды падают, мода на подмосковные вечера не проходит. Но многие оказываются элементарно не готовы к загородной жизни и в тоске бегут обратно, в бетонные джунгли мегаполисов.
Ольге 38 лет, совсем недавно она стала мамой и решила летом пожить в Подмосковье, подальше от загазованной столицы. Но очень скоро от дачных иллюзий пришлось отказаться. О своем опыте москвичка рассказала «Дому».
Найди, если сможешь
В интернете полно объявлений от хозяев, желающих сдать дачи в аренду. Я бы сказала, что их на много порядков больше, чем собственно желающих. Но рыночные законы тут не работают: казалось бы, при переизбытке предложения за каждого потенциального арендатора будут бороться не на жизнь, а на смерть. Как бы не так! Я изучала предложения в нескольких крупных базах, начиная примерно с марта, то есть за три месяца до старта летнего сезона. Много раз находила, как мне казалось, идеальные варианты. И десятки раз обламывалась: то по номеру, указанному в объявлении, никто не отвечает, то ответят, но хамят… Пару раз попадались люди, которым явно хотелось лишь пообщаться, никаких дач у них в помине не было. Это был так называемый телефонный этап.
В мае мы с мужем уже точно решили, что будем снимать дачу, и стали ездить на просмотры. Хватило ровно двух, вернее — двух с половиной. В первом случае дом оказался совсем не таким, как в описании. Во втором столкнулись с неадекватностью владельца — уже на месте выяснилось, что он не сдает дачу семьям с детьми (а у нас сын, ради благополучия которого все и затевалось). Третий просмотр не состоялся вообще по причине неявки автора объявления. Тогда мы решили, что никуда больше не поедем, будем рассчитывать на удачу, фотографии и порядочность хозяев.
Искали дом за 30-40 тысяч в месяц с элементарными удобствами. Нашли в итоге симпатичный кирпичный коттедж в часе езды от Москвы, в организованном дачном поселке. С владельцем — им оказался москвич нашего возрасте, то есть примерно 40 лет, разговаривали пару раз по телефону, один раз съездили посмотреть дачу, забрали ключи и спустя две недели приехали уже с вещами.
Ошибочность столь легкого подхода к выбору места и дома мы осознали, когда было поздно что-либо менять. Договор подписали до сентября.
Дом с сюрпризами
Уже в первую неделю дачной жизни выяснилось, что милый кирпичный коттедж таит в себе много интересного. Из существенного — в начале лета в нем по ночам было холодно. Батарей в доме не оказалось, обогреватель имелся, но не работал. Спали под толстым одеялом, которое купили сами.
С базовыми ценностями — электричеством и водой — поначалу все было в порядке. Центрального водоснабжения в поселке нет, но хозяин наладил свое, пустил воду из протекающего рядом ручья. Позже стало понятно, что у этой системы есть недостатки. Например, самодельный водопровод периодически может забиваться. Бак, где греется вода, сломался через несколько дней после нашего приезда. Мастера по ремонту мы вызывали и привозили на дачу самостоятельно, так как наш хозяин благополучно уехал в отпуск за границу. Все починили и жили бы счастливо, но свет тоже стал пропадать. По какой схеме отключают, мы не поняли. Электричество исчезало на час, два, один раз на целый вечер.
Из малосущественного — дверь в дом не запиралась (замок вывалился), окна в спальне, напротив, оказались прочно забитыми, то есть фактически держались на гвоздях. Открывать нельзя, выпадут. По ночам то ли в погребе, то ли где-то в стенах скреблись мыши. На чердаке мы нашли осиное гнездо — трогать не стали, но мечты о варенье, которое мы будем варить в специально приобретенном медном тазу, похоронили.
Переборщили
Дачный участок — отдельная история. Я думала, что сложно на даче только тем, кто хочет выращивать огурцы, помидоры, кабачки и прочую овощную продукцию. Нам все это изобилие не грозило — территория покрыта зеленой травой, по краям растут деревья. Газонокосилка имелась, знай себе стриги траву вовремя и отдыхай. Стричь оказалось непросто — во-первых, каждые десять дней, во-вторых — на это уходит по два часа. А после обязательно болит спина.
Но самое плохое, что наш участок — Атлантида — во время дождя его конкретно затапливает. Сохнет все часами, пришлось покупать резиновые сапоги.
А еще — те же мыши, мухи, какие-то мошки, оставляющие страшные укусы. Спокойно не позагораешь, а после пяти вечера лучше вообще не выходить на улицу — сожрут комары. Фумигатор, естественно, бесполезен — помогает только в доме, и то не особо.
Хороший сосед — мертвый сосед
Правильно говорят, что бояться надо не животных, а людей. С соседями по даче нам не очень повезло. С одной стороны живет странная бабушка, которой то и дело кажется, что мы хотим ее обобрать. Больше всего она переживает за кусты малины, которые растут по границе участка, около забора. Когда приехали, пришла с якобы дружеским визитом. На деле — узнать, кто мы такие, как живем, кем работаем, за сколько снимаем дом. Подозреваю, у бабули богатое гэбэшное прошлое. Еще старушка меня просто до сумасшествия доводит своими внезапными появлениями — обернешься, а она за спиной стоит и смотрит недобро. Прямо как в каком-то фильме ужасов. Свободно заходит на участок, потому что калитка у нас запирается, но ее легко открыть с внешней стороны.
Справа живут другие ценные экземпляры — большая семья, несколько поколений, все как на подбор гопники. Дом у них при этом хороший, территория ухоженная. Но пьют часто и бессмысленно. Также бессмысленно ругаются между собой, в основном матом. С нами, слава богу, дружить не пытаются, за солью не заходят.
В дом напротив, через дорогу, хозяева приезжают только на выходные. От них меньше всего проблем. Единственное, бросают машину на улице, перегораживают все, вечерами жарят мясо, пахнет на всю округу. Иногда музыку включают на полную громкость, но это меня не особо раздражает, у меня сына пушечным выстрелом не разбудишь. Это, кстати, один из немногих плюсов дачной жизни — на свежем воздухе спится просто прекрасно.
Оля и пустота
В целом поселок, куда мы приехали, оказался малонаселенным. На каждой из улиц есть по три-четыре дома, где люди живут постоянно или все лето, а остальные участки практически заброшены. Из-за этого бывает жутковато. Инфраструктура, соответственно, тоже нулевая: одна торговая палатка у въезда на территорию, да и она работает по нестабильному графику. За продуктами ходим к станции, где есть несколько магазинов и даже один банкомат.
К счастью, медицинское обслуживание нам пока ни разу не потребовалось. Думаю, его здесь тоже не дождешься.
В плане природы в этом районе бедновато: «прекрасное озеро», которое нам обещал владелец, оказалось изрядно заросшим прудом с пиявками, к тому же расположенным довольно далеко, до него идти почти 20 минут. Дорога лежит через соседний поселок, сторож которого не слишком рад снующим туда-сюда чужакам. Пару раз мы с ним даже ругались — жалко ему меня пропускать, а мне не хочется ходить через шоссе.
Лес поблизости красивый, но сильно заросший: ни дорожек, ни указателей. В нем можно заблудиться. Я туда не захожу — боюсь диких животных, насекомых и, опять же, потеряться. По ночам из чащи доносятся всякие природные звуки, стараюсь не обращать внимания.
Прекрасное далеко
Все это можно было бы терпеть — воздух чистый, ребенок не дышит выхлопными газами, муж имеет возможность приезжать каждый день или через день, я не слишком оторвана от привычной жизни — следовательно, цель достигнута. Но тут москвичей, как говорится, испортил транспортный вопрос!
Когда читаете про транспортную доступность Подмосковья — не верьте ни единому слову. Ее нет! Час на электричке — это немного, но только если электричка чистая и не переполненная. В нашем случае это не так. По пути — два крупных подмосковных города, жители которых, естественно, поголовно работают в Москве. Ни в час пик, ни даже поздно вечером доехать спокойно не получится. И кстати, поздно ездить опасно — муж не раз наблюдал в вагонах подозрительных личностей и просто буйную областную молодежь.
С ней лучше не сталкиваться. А потом — 15 минут пешком от станции. В Москве это немного, в Подмосковье — увольте. Дороги как таковой нет, битый асфальт, ямы, лужи, мусор на обочинах. Поймать такси нереально. Важно умение вовремя прыгнуть в канаву, потому что по дорогам в области ездят идиоты в большом количестве — местные, не привыкшие соблюдать ПДД, и дачники, которые, видимо, за городом наслаждаются дорожной свободой. Многие ездят пьяными и совершенно этого не скрывают.
Сплошной развод
Личные отношения в наш дачный период тоже дали трещину. У мужа проявились кое-какие психологические недостатки, которых раньше я не замечала. Столкнувшись с загородной реальностью, он начал уходить в себя. Приезжая, тупо лежит на диване или часами пропадает в сарае — якобы мастерит что-то нужное. Кому, зачем? Со мной к концу второго месяца лета практически перестал общаться, сына тоже не балует вниманием. Идем вместе гулять — тащится с выражением вселенской скорби на лице. Купаться не хочет, в бадминтон играть не хочет, на велосипедах покататься — тоже не надо. Почему? Думаю, понял, что мы оба совершили ошибку, сняв дачу. Наверное, в Москве жизнь наладится, но в целом меня эта его загородная депрессия сильно вывела из себя. Разочарование съело все вокруг, как ржавчина.