Самая краткая история предметного дизайна в 40 картинках

Вся история промышленного и предметного дизайна едва ли поместится в двух-трех книжных томах. Мы решили упростить вам задачу и выбрали самые интересные и важные исторические события, связанные с дизайном мебели и предметов интерьера. В Древнем Риме, и назывался он аутепса. Принцип работы с тех пор не изменился: внутри емкости находится жаровня, в которой происходит горение. В эту емкость заливается вода, которая таким образом нагревается. Кровать, похожая на современную, появилась уже в начале Средних веков. Начиная с XII века во всех богатых домах в качестве дополнения стали применять балдахины — для защиты от холода. Первоначально это был специальный столик с двумя ножками, опиравшийся на стену, на котором пробовали, не отравлено ли блюдо, перед тем, как подать на стол. Позже креденца обзавелась вторым ярусом и дверцами и поселилась не только в сервировочных, но и в гостиных, и в комнатах для переодевания. По сути это прототип современного комода. Возможно, Андре-Шарль Буль так и остался бы очередным талантливым, но малоизвестным мастером по изготовлению мебели, если бы не оказался при дворе Людовика XIV. Сегодня его работы в технике маркетри (инкрустация мебели рисунками из ценных пород дерева) выставляются в главных музеях мира и продаются за бешеные деньги. Прямоугольная или овальная деревянная рама зеркала-псише крепилась на столике, сундуке или на основании по типу мольберта с помощью двух стержней с шарнирами. В России мода на эти зеркала началась с легкой руки немецкого мастера Гамбса. Ее организаторами стали принц-консорт Альберт и художник-прикладник сэр Генри Кольм. Выставка дала не только толчок в развитии архитектуры (чего только стоит Хрустальный павильон-дворец, построенный для ее проведения), но и способствовала созданию системы подготовки мастеров в области декоративно-прикладного искусства. Сейчас никого не удивишь художественными музеями, а для тех времен это был прорыв. На базе музея появилась школа художественного проектирования (дизайна). Сегодня они известны как Музей Виктории и Альберта и Королевский колледж искусства. Это позволило собирать стул всего из шести деталей — так появился знаменитый Венский стул. Элегантный дизайн и новая выгодная технология сделали его легендарным. Уже к 1930 году было продано около 50 млн стульев по всему миру. Пока в Европе царила эпоха модерна (ар-деко, югендстиля), в Америке Чарльз Льюис Тиффани экспериментировал с дизайном стекла. Результатом стала уникальная техника соединения разноцветных стекол с помощью медных прожилок. Лампы с плафонами в этой технике сегодня самые дорогие в мире. Например, за лампу «Розовый лотос» (1907 год) на аукционе Christieʼs отдали 2 800 000 долларов. Идея создания школы была в том, чтобы приблизить обучение как можно ближе к производству. Чтобы учащиеся работали не над созданием какого-то автономного изделия, а над изделием, которое можно было выпускать промышленным способом. Александр Родченко, преподававший во ВХУТЕМАСе, использовал в проекте клуба устойчивые стоечно-балочные системы — в дизайне стульев, столов, стеллажей-перегородок. Но они не так просты, как кажется — все они трансформеры. Да-да, идея делать светильники и мебель из бетона принадлежит Ле Корбюзье. Модель Borne Béton была разработана для освещения придомовой территории марсельской «Жилой единицы», одного из самых известных архитектурных проектов Ле Корбюзье. Но отлично бы вписалась и в современный лофт. Прародители всех пищевых контейнеров, созданных Таппером, произвели революцию. Легкие, красивые и удобные в использовании — в 1947 году популярный журнал House Beautiful даже назвал их произведением искусства. Новаторский для своего времени стул с ножками из металла и сиденьем и спинкой из окрашенного в массе полипропилена сегодня уже набил оскомину дизайнерам. Слишком много реплик. А его стул Tulip стал одной из самых продаваемых моделей мебели. Правда, и самой подделываемой тоже. Вряд ли тогда основатель компании ИКЕА Ингвар Кампрад предполагал, что узнаваемые икеевские вещи к 2018 году можно будет найти от лофта в Нью-Йорке до однушки в Москве. На территории Fiera Milano, собрав 328 участников, 11300 посетителей из Италии и 800 из-за границы. С годами международное значение выставки увеличилось, экспорт итальянской мебели тоже — следовательно, идея сработала. Который стал одним из самых узнаваемых в мире. Речь, конечно, о модели Arco с мраморным основанием. Говорят, что автор пытался воссоздать в нем силуэт уличного фонаря. На создание формы дизайнера вдохновило женское тело. И, конечно, никто не остался равнодушным. А в 2000 году компания В&B Italia выкупила авторские права на серию UP у Гаэтано и начала производство кресел под названием UP 2000. Как галерею экспериментальных работ, не предназ­наченных для промышленного производства. Микс по­пулярной культуры и радикального китча — то, как можно вкратце описать стиль, в котором творили художники. Стиль «Мемфис» стал настоящей анархией в дизайне. Одним из любимых материалов дизайнеров стал ламинат, который они ценили за «недостаток благородства». Использовали коллажи, построенные по принципу хаоса, а многие из объектов выглядели как детские игрушки. Стул из дерева и металла, спроектированный для кафе, пользовался таким огромным успехом, что количество изготовленных копий к 1990 году превысило четыреста тысяч. Это было только начало карьеры дизайнера. Сегодня весь мир знает Филиппа Старка как автора легендарного стула Louis Ghost, первой компьютерной мышки для Microsoft и дизайнера самых престижных отелей мира. В отличие от группы «Мемфис» Антонио Четтерио пропагандировал простоту и качество. И большое значение придавал эргономике. Результатом его работы стал стул Visavis: он сам «подстраивается» под вес тела сидящего. И сразу же выпустила, пожалуй, самый знаменитый свой светильник — 85 Lamps. Ее разработчик Роди Грауманс собрал воедино 85 лампочек и подвесил каждую на черном проводе. Этой идеей многие дизайнеры пользуются и по сей день. На Maison & Objet можно встретить все, начиная от текстильной продукции и мягкой мебели, заканчивая елочными игрушками. Одни называют Maison & Objet центром парижского креатива, другие приписывают ей черты музея современного искусства. А дизайнеры каждый год спешат приобщиться к прекрасному. Название компании — это игра с голландским словом «mooi» — красивое. Третья буква «о» добавлена для эффектности: получается «ну о-о-очень красивое»! Смелые идеи, оригинальный дизайн, неожиданное использование материалов и здоровая ирония — признаки, по которым можно узнать продукцию Moooi. Его авторы — французский дуэт Ронана и Эрвана Бурулекки, которых вдохновила сама природа. Разработка предмета заняла 4 года, сиденье, спинка и подлокотники сделаны из плоских металлических лент и напоминают то ли прожилки листа, то ли переплетение ветвей дерева. Сесиль Манц считает, что скандинавский дизайн должен отталкиваться от реального образа жизни скандинавов. «Люди на севере стремятся к экономии, и это отражено в классическом датском дизайне, — объясняет Манц. — Мои работы также минималистичны, ведь я пытаюсь ограничить их только самым необходимым». Интересно, что среди исторического многообразия стилей, форм, декоративных техник современные дизайнеры все чаще делают ставку на лаконичный внешний вид изделий и их функциональность. Натуральные материалы, формы, вдохновленные природой и максимальное удобство — тенденции, за развитием которых мы будем наблюдать в ближайшие годы.

Самая краткая история предметного дизайна в 40 картинках
© Inmyroom