Прочитали за вас: «Орнамент и преступление» Адольфа Лооса

В октябре в издательстве Strelka Press вышел новый сборник эссе архитектора и мыслителя Адольфа Лооса. Мы выбрали из неё самые эффектные цитаты бескомпромиссного австрийца. Портрет Адольфа Лооса. Оскар Кокошка. 1909 год / artchive.ru Лишь очень малая часть архитектуры относится к искусству — надгробие и памятник. Все прочее, все, что служит некой цели, следует исключить из царства искусства. Если мы увидим в лесу холм длиной в шесть футов и шириной в три, которому лопатой придана пирамидальная форма, мы тотчас загрустим. И что-то в душе подскажет нам: здесь кто-то похоронен. Вот что такое архитектура. Каждый город имеет тех архитекторов, которых заслуживает. Если хотите иметь современное ремесло, современные предметы обихода, отравите архитекторов. Потемкинский город, о котором я собираюсь поговорить здесь, — это наша милая Вена. Тяжелое обвинение, и мне будет тяжело приводить доказательства. Давайте не будем стыдиться, что живем в доме, где снимают квартиры многие другие люди, социально нам равные! «Дом без бровей», или Лоосхаус, — здание в Вене, построенное по проекту Адольфа Лооса / venagid.ru В начале была одежда. Современный человек, покрывающий себя татуировкой, — преступник или дегенерат. Что ж, флаг вам в руки, герольды имитации, изготовители шаблонных инкрустаций, окон в стиле «изуродуй свой дом», кубков из папье-маше, под старину! Молитва бедной крестьянской девушки с большей силой вознесется к небесам в церкви, воздвигнутой из настоящего материала, нежели в гипсовых стенах, окрашенных под мрамор. Плохая форма простительна, если мода на нее скоро пройдет. Но если халтура сработана на века, она неэстетична вдвойне. Вилла Мюллера в Праге. Одна из работ Адольфа Лооса О культуре страны можно судить по степени размалеванности стен в сортирах. Величие нашего времени в том и состоит, что мы не в состоянии произвести на свет новый орнамент. Орнамент — это растраченная впустую рабочая сила, а тем самым растраченное здоровье. Если человек идет на концерт, где исполняют Девятую симфонию, а затем садится рисовать узор для обоев, то он либо мошенник, либо дегенерат. Так как ремесленник, человек современный, цивилизованный, не умел рисовать орнаменты, учредили школы, где здоровых молодых людей натаскивали до тех пор, пока они этому не выучивались. Так в Китае маленьких детей засовывают в вазу и годами откармливают, пока эти жуткие уродцы не разломают свою клетку. Роман, который претендует на лавры хорошей драмы, плох как роман и плох как драма. Адольф Лоос — автор фасада и интерьеров венского кафе Museum Адольф Лоос — автор фасада и интерьеров венского кафе Museum Адольф Лоос — автор фасада и интерьеров венского кафе Museum Горжусь, что мои заказчики не узнают на снимках собственных квартир — в точности так, как владелец полотна Моне не узнал бы своей картины в интерьере у Кастана. Хватит носиться с оригинальными гениями! Давайте безустанно повторять самих себя! Пусть один дом будет похож на другой! Пора покончить с фальшивой суетой, верхом которой является игра в крестьянский театр с его пестрыми крестьянскими тканями, слащавыми конфетными узорами, притворной наивностью, вымученным косноязычием вместо свободной речи, со всем этим детским маскарадом.

Прочитали за вас: «Орнамент и преступление» Адольфа Лооса
© Strelka Magazine