Войти в почту

Главный архитектор "СамАрта": "Мы хотим подготовить зрителя к спектаклю"

Требования юных зрителей - сложный путь Экскурсия начинается во дворе театра. Справа высится новое здание, которое уже совсем скоро будет принимать гостей на премьерные спектакли. Слева — вагончики строителей и ограждения. Как раз на этом месте планируется возводить третью очередь с главным входом в театр и центральным вестибюлем, которая объединит весь комплекс: первую, вторую очереди и реконструируемое существующее здание. - Когда начнутся работы по третьей очереди? - Мы знаем к чему стремиться. Проект в завершающей стадии. Мы выполнили архитектурное решение и концепцию дизайна основных помещений. Альбом с концептуальными решениями интерьера согласован с руководством театра, с министерствами культуры и строительства. Раздел "Архитектурные решения" сделан в полном объеме. Остальные разделы, которые выполняла организация из Санкт-Петербурга СЗИТ НИИ ПРИИ, практически готовы. В сентябре на открытие второй очереди театра приезжал заместитель министра культуры РФ Николай Малаков. Он сказал, что в настоящее время, когда уделено так много внимания молодежным площадкам, форумам, студиям, театрам, проект третьей очереди как раз то, что необходимо. В Самаре уже открыта эта тема, поэтому необходимо третью очередь "СамАрта" завершать. - Проект третьей очереди уже есть. Многие его разделы прошли экспертизу. Что еще необходимо, чтобы проект был отдан в работу? - Необходима доработка раздела "Конструктивные решения". Конструктивная часть очень важна и содержит в себе сложную задачу реконструкции существующего здания над залом, где планируется разместить в том числе инженерные системы. Реконструкция связана с тем, что будет решаться новая идеология внутреннего пространства. - Когда строительство третьей очереди будет завершено говорить еще рано. Но от чего зависят эти сроки? - Все зависит от бюджета. Ведь это бюджетный объект. Тут требуются совместные действия министерств строительства и культуры. Исполняющий обязанности министра культуры Сергей Филиппов очень внимательно относится к этому проекту. Собственно, также к нему относятся и строители, и актеры, и руководители театра, и губернатор. Сейчас у всех интересы сошлись. - Новое и существующее здание будут как-то взаимодействовать или останутся разделены? - Каждая очередь может функционировать отдельно. Но между всеми залами есть связь. Даже есть задумка, чтобы сделать спектакль, перетекающий из одного зала в другой. Это должно быть интересно и позволит задействовать все площадки. Главный зал может использоваться и фрагментарно, что дает новые возможности. Важным элементом третьей очереди станет внутреннее дворовое пространство, где тоже могут проходить действия. Главным элементом этого двора будет стеклянная стена. На стену- витраж можно будет проецировать какую-либо информацию или, например, образы старой Самары. Это довольно сложный проект. Хотелось сделать не просто объект, а именно театр с большими возможностями для детей, молодежи и взрослых. Они сегодня выставляют новые требования к технологиям и средствам выражения. С вводом второй очереди появились новые перспективы в реализации самых смелых идей. Импортозамещение и свет - В новом театре несколько буфетов. При этом на первом этаже буфет достаточно большой, в нем много различных светильников и есть экраны. Расскажите о своих идеях по этим пространствам? - На первом этаже буфет рассчитан более чем на 49 человек. На втором буфет поменьше. У нас все строго по расчету, ведь проект бюджетный, что диктует свои рамки. В буфете на первом этаже особое внимание уделили свету. Получилось, что пространство может легко меняться с помощью разного освещения. Это театр, и каждый раз он может меняться, давать новую картинку. В интерьере есть интересные элементы. Например, над стойкой находятся индивидуальные светильники из ржавых гнутых труб. Фактура естественная, трубы обрабатывались кислотой. Таких приемов применено очень много. - Проект интерьера менялся несколько раз и достаточно кардинально. Что планировалось изначально? - Сначала у нас был вариант с применением элементов фирмы OVA. Это "облака", ламели, всевозможные принты со встроенными светильниками, специальные конструкции и прочее. Хотелось, чтобы потолки были трансформирующиеся и можно было что-то менять, добавлять. Изначально планировалось много импортных материалов, но они практически все были заменены на отечественные, что оказалось к лучшему. Были выполнены новые интерьеры. Театр современный, и интерьеры были продуманы в современной стилистике. Для вестибюля и фойе, где рассчитывается массовое прибывание людей, конструкции выполнены из негорючих материалов. Потолки — из металлических съемных кассет, из просечки, из нержавеющей стали разной конфигурации. По металлическому каркасу с подвесами на тросах рамки-треки с возможностью мобильного расположения светильников. Есть подсветки балок, колонн, фрагментов. Стены выполнены в разных видах декоративных покрытий под бетон. Стиль и современность - Можно обозначить конкретный стиль, в котором сделан интерьер театра? - Вопрос сложный. Есть и минимализм, и хай-тек, и лофт. Думаю, что интерьер ближе всего к этим направлениям. Это дает возможности для различных манипуляций с пространством. На третьем этаже есть помещение, которое резко отличается от всего остального. Это классический интерьер — мини-конференц-зал для гостей, встреч с журналистами. - Эти стили диктуют работу с определенными материалами. Но и особенности театра, где часто проходят детские спектакли, тоже ставили определенные творческие рамки. Как вы работали в таких условиях? - Нами были предложены специальные антивандальные материалы, которые нужны в местах большого скопления людей, особенно детей. Это арт-бетон, декоративный бетон, клинкерная плитка. Все это хорошо в эксплуатации. Облицовка колонн выполнена из гнутых металлических кассет. Просечки защищены декоративными поручнями-отбойниками. Сделан высокий плинтус из плитки с металлической просечкой. Все углы обрамлены металлическими элементами. Стремились максимально учесть в проекте все условия. - Интерьер театра, где использованы приемы таких стилей, могли бы получиться мрачными. Какие решения были приняты, чтобы избежать этого? - Интерьеры получились совсем не мрачные. Было несколько приемов. Например, в вестибюлях есть общий, направленный, рассеянный, композиционный и акцентный варианты освещения. Другой свет — другой интерьер. Декоративные покрытия на стенах практически все с добавлением приглушенного блеска. Это придает легкость брутальным бетонам. В монохромном интерьере предусмотрены диваны с разноцветными сидениями. Полы выполнены в серой гамме с элементами потертости, оживляются вставками из плитки под ржавчину. Шторы в виде жалюзи могут быть использованы в нескольких комбинациях. Сделаны были индивидуальные надписи — таблички. Все потолки, колонны, укрытия коммуникаций выполнены из нержавеющей стали, которая дает эффект зеркала. На стенах — экраны. Все фермы-треки несущие — на них можно вешать экспозиции, ткани-декорации. Они позволяют легко оформлять выставки, например, детских рисунков. - Уже больше десяти лет тянется история с проектом "СамАрта". За это время поменялось очень многое. Поэтому вопрос об актуальности интерьерных решений стоит весьма остро. - Здание современно, несмотря на большие временные периоды проектирования и строительства. Недалеко от Парижа находится город Авиньон. Там есть фестивальный театр, сделанный с такими же параметрами зала, как и "СамАрт". Но наше здание начало строиться гораздо раньше французского. И проект "СамАрта" намного сложнее. Интерьеры театра делались, когда коробка здания была готова. Они актуальны по отзывам режиссеров и актеров, и это было отмечено гостями разных уровней на открытии второй очереди. Власть и стандарты - История с "СамАртом" очень затянулась. И всех интересует, в чем была истинная причина столь долгих сроков. - Был ряд причин: бюджет, изменение нормативных документов. Первая экспертиза была пройдена в 2004 году. Было еще две экспертизы в связи с изменением норм и технического задания на проектирование. Последние изменения были выполнены перед самой сдачей объекта. - За время, пока велись работы над "СамАртом", в регионе уже несколько раз менялась власть. Как проект поддерживался при различных политических силах? - Бывший губернатор Николай Меркушкин долго откладывал посещение "СамАрта", но он был в курсе как обстояли дела. В итоге он посетил театр и поддержал нас. Дмитрий Азаров очень внимательно отнесся к строительству театра. Всегда с его стороны было понимание важности этого объекта и поддержка. Его внимание и интерес позволили ускорить сдачу объекта в эксплуатацию. Авторы проекта - Проект "СамАрта" это большой труд целой команды архитекторов. Кто над ним работал? - Автор идеи проекта здания театра "СамАрт" Анатолий Баранников. Я являюсь ГАПом и автором интерьерных решений. Все решения обсуждались и принимались при участии руководства театра Сергея Соколова и Николая Матвеева. Они ставили задачу, задавали вопросы. Мы решали, придумывали, реализовывали. Одна я не смогла бы справиться с таким большим объектом. С самого начала и по настоящее время на всех этапах над проектом театра работал ведущий архитектор Александр Варенов. Визуализацию интерьеров делали Дмитрий Хорошайло и Марина Хорошайло. Рабочими планами занималась Анися Мингуллова. Помогали молодые специалисты. - Вся эта работа — большой труд. И на нее требовалось время и силы, которые архитекторы могли бы потратить на более коммерчески выгодные проекты. Не хотелось все бросить? - Сил действительно потрачено очень много. Приходилось иногда очень долго засиживаться над чертежами. Но это очень интересная работа. На каких-то этапах многое выполнялось "с листа". Но бросить - нет! Многое было сделано гуманитарно. Однако такие объекты бывают совсем нечасто. Вкладывались силы и чувства. Это как "дитя". Знаком каждый элемент, каждый уголок здания, каждая ступенька. При выполнении интерьеров кое-что корректировалось по месту. Особенно после изменений по архитектуре и смежным разделам. Очень волнует судьба здания. Остался один шаг до завершения всего комплекса. - Старое здание "СамАрта" это бывший проект Анатолия Баранникова — кинотеатр "Тимуровец". Останется ли что-то от его проекта? - Анатолий Иванович тогда только окончил институт. Он был автором "Тимуровца", поэтому, конечно, эта тема нас очень трогает. Внешне от кинотеатра ничего не останется, но сохранятся залы и часть вестибюля с реконструкцией и трансформацией. За кулисами - Что было сделано для артистов? Чем новое пространство отличается от того, что было? - В первой очереди для актеров были выполнены грим-уборные, во второй очереди они продолжились. Грим-уборные со всеми удобствами, диванами, с удобными местами для подготовки к спектаклям. Главное для актеров — это новое пространство залов и сцены. По периметру зала - коридор-галерея с возможностью выходов в любом необходимом месте в зал и из зала. В закулисной части много вспомогательных помещений: парикмахерская, зона отдыха, костюмерные, цеха, лифты для декораций. - В галерее есть стена, где видна кирпичная кладка. Расскажите про это дизайнерское решение. - Галерея — это история. Изначально этот кусок с открытой кирпичной кладкой не был задуман. Здание долго "было заморожено", и в каких-то местах штукатурка просто отошла фрагментами. Мне пришла идея оставить это с минимальными корректировками и покраской. Здесь можно делать какие-то выставки — старые афиши, фотографии. - Сейчас, когда театр вот-вот представит премьеру в новом зале, можете сказать, все ли из задумок у вас получилось? - Концепций было много. Но мы вынуждены считаться с бюджетом и состоянием инженерных сетей. Мы сделали то, что планировали в определенных рамках. Удалось выполнить при поддержке театралов интерактивные стены, задник - тонкий экран, потолочные светильники — мини-компьютеры и многое другое. Это придало выразительности интерьерам. - Ваша дочь тоже успешный архитектор и работает в Москве. У нее была возможность увидеть вашу работу и сказать какие-то комментарии по ней? - Да, она видела проект, и ей он понравился. Она автор очень интересного с похожей функцией инновационного молодежного центра в городе Калуге. Поэтому нам было о чем поговорить и посоветоваться. Я тоже была на ее объекте. Я в восторге. Есть чем гордиться.

Главный архитектор "СамАрта": "Мы хотим подготовить зрителя к спектаклю"
© Волга Ньюс