Волга Ньюс 28 ноября 2018

Главный архитектор «СамАрта»: «Мы хотим подготовить зрителя к спектаклю»

Фото: Волга Ньюс
Требования юных зрителей — сложный путь
Экскурсия начинается во дворе театра. Справа высится новое здание, которое уже совсем скоро будет принимать гостей на премьерные спектакли. Слева — вагончики строителей и ограждения. Как раз на этом месте планируется возводить третью очередь с главным входом в театр и центральным вестибюлем, которая объединит весь комплекс: первую, вторую очереди и реконструируемое существующее здание.
— Когда начнутся работы по третьей очереди?
— Мы знаем к чему стремиться. Проект в завершающей стадии. Мы выполнили архитектурное решение и концепцию дизайна основных помещений. Альбом с концептуальными решениями интерьера согласован с руководством театра, с министерствами культуры и строительства. Раздел «Архитектурные решения» сделан в полном объеме. Остальные разделы, которые выполняла организация из Санкт-Петербурга СЗИТ НИИ ПРИИ, практически готовы.
В сентябре на открытие второй очереди театра приезжал заместитель министра культуры РФ Николай Малаков. Он сказал, что в настоящее время, когда уделено так много внимания молодежным площадкам, форумам, студиям, театрам, проект третьей очереди как раз то, что необходимо. В Самаре уже открыта эта тема, поэтому необходимо третью очередь «СамАрта» завершать.
— Проект третьей очереди уже есть. Многие его разделы прошли экспертизу. Что еще необходимо, чтобы проект был отдан в работу?
— Необходима доработка раздела «Конструктивные решения». Конструктивная часть очень важна и содержит в себе сложную задачу реконструкции существующего здания над залом, где планируется разместить в том числе инженерные системы. Реконструкция связана с тем, что будет решаться новая идеология внутреннего пространства.
— Когда строительство третьей очереди будет завершено говорить еще рано. Но от чего зависят эти сроки?
— Все зависит от бюджета. Ведь это бюджетный объект. Тут требуются совместные действия министерств строительства и культуры. Исполняющий обязанности министра культуры Сергей Филиппов очень внимательно относится к этому проекту. Собственно, также к нему относятся и строители, и актеры, и руководители театра, и губернатор. Сейчас у всех интересы сошлись.
— Новое и существующее здание будут как-то взаимодействовать или останутся разделены?
— Каждая очередь может функционировать отдельно. Но между всеми залами есть связь. Даже есть задумка, чтобы сделать спектакль, перетекающий из одного зала в другой. Это должно быть интересно и позволит задействовать все площадки. Главный зал может использоваться и фрагментарно, что дает новые возможности. Важным элементом третьей очереди станет внутреннее дворовое пространство, где тоже могут проходить действия. Главным элементом этого двора будет стеклянная стена. На стену— витраж можно будет проецировать какую-либо информацию или, например, образы старой Самары.
Это довольно сложный проект. Хотелось сделать не просто объект, а именно театр с большими возможностями для детей, молодежи и взрослых. Они сегодня выставляют новые требования к технологиям и средствам выражения. С вводом второй очереди появились новые перспективы в реализации самых смелых идей.
Импортозамещение и свет
— В новом театре несколько буфетов. При этом на первом этаже буфет достаточно большой, в нем много различных светильников и есть экраны. Расскажите о своих идеях по этим пространствам?
— На первом этаже буфет рассчитан более чем на 49 человек. На втором буфет поменьше. У нас все строго по расчету, ведь проект бюджетный, что диктует свои рамки. В буфете на первом этаже особое внимание уделили свету. Получилось, что пространство может легко меняться с помощью разного освещения. Это театр, и каждый раз он может меняться, давать новую картинку. В интерьере есть интересные элементы. Например, над стойкой находятся индивидуальные светильники из ржавых гнутых труб. Фактура естественная, трубы обрабатывались кислотой. Таких приемов применено очень много.
— Проект интерьера менялся несколько раз и достаточно кардинально. Что планировалось изначально?
— Сначала у нас был вариант с применением элементов фирмы OVA. Это «облака», ламели, всевозможные принты со встроенными светильниками, специальные конструкции и прочее. Хотелось, чтобы потолки были трансформирующиеся и можно было что-то менять, добавлять. Изначально планировалось много импортных материалов, но они практически все были заменены на отечественные, что оказалось к лучшему. Были выполнены новые интерьеры. Театр современный, и интерьеры были продуманы в современной стилистике. Для вестибюля и фойе, где рассчитывается массовое прибывание людей, конструкции выполнены из негорючих материалов. Потолки — из металлических съемных кассет, из просечки, из нержавеющей стали разной конфигурации. По металлическому каркасу с подвесами на тросах рамки-треки с возможностью мобильного расположения светильников. Есть подсветки балок, колонн, фрагментов. Стены выполнены в разных видах декоративных покрытий под бетон.
Стиль и современность
— Можно обозначить конкретный стиль, в котором сделан интерьер театра?
— Вопрос сложный. Есть и минимализм, и хай-тек, и лофт. Думаю, что интерьер ближе всего к этим направлениям. Это дает возможности для различных манипуляций с пространством. На третьем этаже есть помещение, которое резко отличается от всего остального. Это классический интерьер — мини-конференц-зал для гостей, встреч с журналистами.
— Эти стили диктуют работу с определенными материалами. Но и особенности театра, где часто проходят детские спектакли, тоже ставили определенные творческие рамки. Как вы работали в таких условиях?
— Нами были предложены специальные антивандальные материалы, которые нужны в местах большого скопления людей, особенно детей. Это арт-бетон, декоративный бетон, клинкерная плитка. Все это хорошо в эксплуатации. Облицовка колонн выполнена из гнутых металлических кассет. Просечки защищены декоративными поручнями-отбойниками. Сделан высокий плинтус из плитки с металлической просечкой. Все углы обрамлены металлическими элементами. Стремились максимально учесть в проекте все условия.
— Интерьер театра, где использованы приемы таких стилей, могли бы получиться мрачными. Какие решения были приняты, чтобы избежать этого?
— Интерьеры получились совсем не мрачные. Было несколько приемов. Например, в вестибюлях есть общий, направленный, рассеянный, композиционный и акцентный варианты освещения. Другой свет — другой интерьер. Декоративные покрытия на стенах практически все с добавлением приглушенного блеска. Это придает легкость брутальным бетонам. В монохромном интерьере предусмотрены диваны с разноцветными сидениями. Полы выполнены в серой гамме с элементами потертости, оживляются вставками из плитки под ржавчину. Шторы в виде жалюзи могут быть использованы в нескольких комбинациях. Сделаны были индивидуальные надписи — таблички. Все потолки, колонны, укрытия коммуникаций выполнены из нержавеющей стали, которая дает эффект зеркала. На стенах — экраны. Все фермы-треки несущие — на них можно вешать экспозиции, ткани-декорации. Они позволяют легко оформлять выставки, например, детских рисунков.
— Уже больше десяти лет тянется история с проектом «СамАрта». За это время поменялось очень многое. Поэтому вопрос об актуальности интерьерных решений стоит весьма остро.
— Здание современно, несмотря на большие временные периоды проектирования и строительства. Недалеко от Парижа находится город Авиньон. Там есть фестивальный театр, сделанный с такими же параметрами зала, как и «СамАрт». Но наше здание начало строиться гораздо раньше французского. И проект «СамАрта» намного сложнее. Интерьеры театра делались, когда коробка здания была готова. Они актуальны по отзывам режиссеров и актеров, и это было отмечено гостями разных уровней на открытии второй очереди.
Власть и стандарты
— История с «СамАртом» очень затянулась. И всех интересует, в чем была истинная причина столь долгих сроков.
— Был ряд причин: бюджет, изменение нормативных документов. Первая экспертиза была пройдена в 2004 году. Было еще две экспертизы в связи с изменением норм и технического задания на проектирование. Последние изменения были выполнены перед самой сдачей объекта.
— За время, пока велись работы над «СамАртом», в регионе уже несколько раз менялась власть. Как проект поддерживался при различных политических силах?
— Бывший губернатор Николай Меркушкин долго откладывал посещение «СамАрта», но он был в курсе как обстояли дела. В итоге он посетил театр и поддержал нас. Дмитрий Азаров очень внимательно отнесся к строительству театра. Всегда с его стороны было понимание важности этого объекта и поддержка. Его внимание и интерес позволили ускорить сдачу объекта в эксплуатацию.
Авторы проекта
— Проект «СамАрта» это большой труд целой команды архитекторов. Кто над ним работал?
— Автор идеи проекта здания театра «СамАрт» Анатолий Баранников. Я являюсь ГАПом и автором интерьерных решений. Все решения обсуждались и принимались при участии руководства театра Сергея Соколова и Николая Матвеева. Они ставили задачу, задавали вопросы. Мы решали, придумывали, реализовывали. Одна я не смогла бы справиться с таким большим объектом. С самого начала и по настоящее время на всех этапах над проектом театра работал ведущий архитектор Александр Варенов. Визуализацию интерьеров делали Дмитрий Хорошайло и Марина Хорошайло. Рабочими планами занималась Анися Мингуллова. Помогали молодые специалисты.
— Вся эта работа — большой труд. И на нее требовалось время и силы, которые архитекторы могли бы потратить на более коммерчески выгодные проекты. Не хотелось все бросить?
— Сил действительно потрачено очень много. Приходилось иногда очень долго засиживаться над чертежами. Но это очень интересная работа. На каких-то этапах многое выполнялось «с листа». Но бросить — нет! Многое было сделано гуманитарно. Однако такие объекты бывают совсем нечасто. Вкладывались силы и чувства. Это как «дитя». Знаком каждый элемент, каждый уголок здания, каждая ступенька. При выполнении интерьеров кое-что корректировалось по месту. Особенно после изменений по архитектуре и смежным разделам. Очень волнует судьба здания. Остался один шаг до завершения всего комплекса.
— Старое здание «СамАрта» это бывший проект Анатолия Баранникова — кинотеатр «Тимуровец». Останется ли что-то от его проекта?
— Анатолий Иванович тогда только окончил институт. Он был автором «Тимуровца», поэтому, конечно, эта тема нас очень трогает. Внешне от кинотеатра ничего не останется, но сохранятся залы и часть вестибюля с реконструкцией и трансформацией.
За кулисами
— Что было сделано для артистов? Чем новое пространство отличается от того, что было?
— В первой очереди для актеров были выполнены грим-уборные, во второй очереди они продолжились. Грим-уборные со всеми удобствами, диванами, с удобными местами для подготовки к спектаклям. Главное для актеров — это новое пространство залов и сцены. По периметру зала — коридор-галерея с возможностью выходов в любом необходимом месте в зал и из зала. В закулисной части много вспомогательных помещений: парикмахерская, зона отдыха, костюмерные, цеха, лифты для декораций.
— В галерее есть стена, где видна кирпичная кладка. Расскажите про это дизайнерское решение.
— Галерея — это история. Изначально этот кусок с открытой кирпичной кладкой не был задуман. Здание долго «было заморожено», и в каких-то местах штукатурка просто отошла фрагментами. Мне пришла идея оставить это с минимальными корректировками и покраской. Здесь можно делать какие-то выставки — старые афиши, фотографии.
— Сейчас, когда театр вот-вот представит премьеру в новом зале, можете сказать, все ли из задумок у вас получилось?
— Концепций было много. Но мы вынуждены считаться с бюджетом и состоянием инженерных сетей. Мы сделали то, что планировали в определенных рамках. Удалось выполнить при поддержке театралов интерактивные стены, задник — тонкий экран, потолочные светильники — мини-компьютеры и многое другое. Это придало выразительности интерьерам.
— Ваша дочь тоже успешный архитектор и работает в Москве. У нее была возможность увидеть вашу работу и сказать какие-то комментарии по ней?
— Да, она видела проект, и ей он понравился. Она автор очень интересного с похожей функцией инновационного молодежного центра в городе Калуге. Поэтому нам было о чем поговорить и посоветоваться. Я тоже была на ее объекте. Я в восторге. Есть чем гордиться.
Комментарии
Читайте также
Квартиры в хрущевках стали стремительно дорожать
Роспотребнадзор рассказал, как выбирать елку
1
Как безработная москвичка решила пожить с мигрантами
46
Какие комнатные растения не должны быть в спальне
Последние новости
Владимир Фомин возглавил Новокуйбышевск
Воспитатель детсада, которая дала ребенку выпить химический раствор, получила два года ограничения свободы
Шоколадный мастер-класс дали ребятам подшефного интерната сотрудники "Нестле Россия"