Как менялся интерьер самолета: 100 лет эволюции

На заре гражданской авиации ни внешний вид, ни интерьер воздушного судна даже отдаленно не напоминали современный. Вместе с Оксаной Каширской рассказываем, как изменялся салон самолета — от начала ХХ века до наших дней. В самом начале развития гражданской авиации для перелетов использовались самолеты-бомбардировщики времен Первой мировой войны. Они имели узкий фюзеляж и могли брать на борт лишь небольшое число пассажиров. Кроме того, эти самолеты не обладали большим ресурсом — двигатели расходовали слишком много топлива, а интерьер салона не отличался роскошью: отсутствие обшивки, плетеные кресла из легких растительных материалов и большие панорамные окна. Выглядело это так, будто дети играют в «самолет» с садовой мебелью. Сегодня такие большие окна можно увидеть разве что в дизайн-концептах космических кораблей будущего: связано это с высотой полетов и герметичностью салона. Перед вами Sikorsky S-38 — самолет с крыльями над кабиной, обеспечивающими панорамный вид. Такие самолеты летали на Гавайях. Перелет сложно было назвать комфортным: кабина качалась, как маятник, а в салоне, где на плетеных сиденьях размещалось восемь пассажиров, было очень шумно и холодно. До того, как в Хило был построен аэропорт, самолет приземлялся прямо на воду: пассажиры вылезали на крышу и прыгали в каноэ, которое доставляло их на берег. В середине 20-х годов осуществляются первые попытки сделать салон самолета более комфортным. Появляются текстильные шторы, сетки для багажа, во время полета пассажирам показывают фильмы, а стюард предлагает напитки: два кресла в хвосте салона убирались, и добавлялась небольшая барная стойка. К началу 30-х интерьеры все еще не похожи на те, к которым мы привыкли, но сиденья уже были удобными и места для ног было гораздо больше, чем сейчас. А высота потолка в салоне достигала трех метров — в то время еще не было кислородных масок. 1930-е годы ХХ века — расцвет ар-деко. Его основные черты прослеживались и в дизайне интерьера самолета: сиденья из дорогих пород дерева, хрустальные светильники, лакированные поверхности, декорирование кожей и роскошными тканями. Стены украшали хромированные циферблаты, показывающие скорость и высоту, — прототипы экранов о статусе полета (real-time flight information). Дизайнеры того времени вдохновлялись интерьерами поездов класса «люкс», и в середине 30-х появляются салоны самолетов, похожие на вагоны Восточного экспресса с сиденьями, обращенными друг к другу, и столиками. Пассажиры могли курить, играть в карты, а стюард разносил напитки. Некоторые авиаперевозчики предлагали на борту самолета спальные места: пассажирские кресла складывались, а верхние кровати крепились прямо к стене и откидывались по необходимости. Интерьер такого спального салона напоминает привычный нам плацкарт поезда. К концу 1940-х более крупные авиалайнеры уже имели герметичные кабины, что позволяло им летать на больших высотах и избегать турбулентности. В связи с этим окна становятся все меньше, а размеры кабины увеличиваются. Требования по безопасности ужесточились, поэтому в первую очередь конструкторы работали над созданием комфортных условий для перелета. После Второй мировой войны многие модели военных самолетов были переделаны в коммерческие: Boeing 377 Stratocruiser установил новый стандарт роскошных авиаперевозок с очень широкой пассажирской кабиной, залом для напитков на нижней палубе и камбузом, в котором готовили горячие блюда. В лаундж-зоне стоял большой диван буквой п, спуститься туда мог каждый, но количество пассажиров не должно было превышать нормы — 14 человек. Сиденья были вместительными и удобными, все чаще для их производства стали использовать текстиль. Изогнутые ниши на потолке — раскрывающиеся кровати с матрасами, простынями, одеялами и подушками. Каждое спальное место было оборудовано лампой для чтения и шторой, а утром пассажирам предлагался завтрак в постель. Эти годы называют Золотым веком гражданской авиации. Полеты стали гораздо популярнее, хотя позволить их себе мог далеко не каждый: путешествие на самолете стоило в четыре-пять раз дороже, чем в наши дни. Тем не менее пассажиры получали то, за что они заплатили: роскошный интерьер, комфортные кресла и изысканные блюда — ростбиф, лобстер и икра были обычными составляющими бортового обеда. Так почему же подобные интерьеры со временем исчезли? Связано это в первую очередь с опасностью для жизни пассажиров. К примеру: существовали стеклянные перегородки, которые отделяли первый класс от экономичного. Эти разделители выглядели шикарно, но могли разбиться и разлететься на осколки во время аварий или турбулентности. Поскольку интерьеры самолета не были спроектированы с учетом безопасности, даже поход в туалет тогда мог быть смертельным: резкое снижение, и пассажир мог приземлиться на острый край стола или стула. Общие тренды отражались и в интерьере: яркие цвета, неожиданные сочетания материалов и поверхностей. Потолок и стены часто обтягивались тканями. В послевоенный период стали использовать новые для того времени недорогие материалы — пластик, фанеру, заменитель кожи. Конец 60-х стал началом «Джамбо Джета» — Боинга 747, открывшего небеса миллионам путешественников, которые раньше не могли себе этого позволить. Перелеты становятся более доступными, пассажиры уже не наряжаются, как раньше, но тем не менее кресла все еще широкие и места для ног — предостаточно. Именно в 1960-х на борту появились первые киноэкраны — фильм транслировался в передней части самолета, а пассажиры слушали звук через наушники. У больших самолетов экранов было два: один для первого класса и один для экономичного. Кстати, обратите внимание на столики: они очень похожи на современные. Дерзкие 70-е известны смелыми принтами и крупными орнаментами в отделке. В моду входит блестящий стиль диско с флуоресцентными цветами и встроенной подсветкой. Но несмотря на внешний романтизм и легкомысленность, на первом месте остаются функциональность и практичность. Вместо привычных сегодня рядов сидений первый и бизнес-класс занимали пространство, похожее на просторный бар, где пассажиры могли собираться вокруг кофейного столика и общаться. Такие привилегированные зоны были украшены ярким декором, дизайнерской мебелью и оснащены электронным пианино Wurlitzer. Более того, каждый пассажир мог встать в полный рост: в то время еще не появились багажные полки и потолки были высокими. В 1976 году Singapore Airlines перепроектировала свой первоклассный верхний лаундж и установила там диваны, превращающиеся в кровати. В начале 1980-х в салон самолета можно было брать любое количество ручной клади, сколько угодно курить и принимать неограниченное количество алкоголя. Однако многое изменилось с появлением новых требований по безопасности. В 1985 году FAA (Федеральное управление гражданской авиации США) разработало новый стандарт для панелей внутренней отделки самолетов. Стандарт требовал, чтобы на всех коммерческих рейсах использовались огнеупорные панели c пониженным выделением тепла. К 1986 году в самолетах появляется подсветка пола — для облегчения аварийной эвакуации пассажиров, а потолок и боковины салона обретают уже привычные нам белый цвет и гладкие контуры, уменьшающие затенение в салоне. В 90-х годах салон самолета оснащается встроенными телевизорами и первыми информационными экранами, увеличивается размер багажных отделений, цвета обивки сидений контрастируют со светлыми панелями потолка и стен. Появились широкие «сиденья-колыбели», дополненные регулируемыми подголовниками и опорами для ног, а иногда — функцией массажа. Кабина становится просторнее, а багажные полки — вместительнее. Варианты рассадки варьируются от четырех мест в ряд в первом классе до 11 мест в экономичном. Появляются экраны, встроенные в сиденья, — это дает возможность каждому пассажиру выбирать и смотреть то, что он хочет. В начале 2000-х годов компания British Airways первой оснастила бизнес-класс плоскими сиденьями-кроватями. Каждое такое место было оборудовано персональным экраном, пультом управления и лампочкой для чтения. Дизайн салонов отличался от перевозчика к перевозчику, но общие тенденции все-таки прослеживались: мягкие и спокойные цвета, плавные формы и матовый пластик в отделке. В обивке сидений по-прежнему использовали как текстиль, так и кожу, часто сочетая их. В наше время перелеты окончательно перестали быть роскошью и стали доступны многим. Для увеличения количества пассажиров на борту и повышения прибыли авиакомпании выбирают более узкие кресла и сдвигают ряды сидений. Разница между бизнес-классом и экономичным становится все более очевидной. Чтобы выгодно отличаться от конкурентов и выжать максимум комфорта из небольшого пространства, авиакомпании объединяются с известными дизайнерами и предлагают своим клиентам эргономичные сиденья, инновационные гаджеты, а для пассажиров первого класса даже отдельные умные каюты.

Как менялся интерьер самолета: 100 лет эволюции
© Inmyroom