В Москве возрождают доходный дом Стуловых

Купеческие сыновья Петр и Николай Стуловы были владельцами мастерской, где шили готовое платье и костюмы на заказ. Их магазин находился на Тверской улице. Среди заказчиков братьев были поэты Сергей Есенин и Николай Клюев. Доходный дом братья Стуловы решили построить на участке, доставшемся им от матери, близ старого фамильного особняка. Строительство велось в 1913 – 1914 годах. Для реализации дерзкого замысла – шестиэтажного дома, из окон которого открывался бы красивый вид на Кремль – купцы пригласили архитекторов Валентина Дубовского и Николая Архипова. Именно этим специалистам принадлежит проект дома, этажи которого воспроизводят разные архитектурные стили. В этом уникальность постройки. Фасад дома Стуловых. Фото: сайт компании Remmers Три первых этажа дома выполнены в стиле классицизма. Четвертый и пятый изображают архитектуру эпохи Возрождения. Шестой этаж содержит элементы готики. Квартира на последнем этаже имела высокие потолки, точно замковые покои, а свод большой комнаты был выполнен в виде готических арок. Парадное фойе объединило сразу несколько стилей. В целом в декоре здания прослеживаются черты московского ампира. Но в дизайне фойе были использованы элементы разных культур: мифологические сцены, скульптуры атлантов, мозаичные панно на полу, апеллирующие к античности. Вместе с тем техническое оснащение доходного дома для своего времени было суперсовершенным: в здании установили лифт, специально привезенный из Америки и украшенный большим зеркалом для удобства жильцов. Также в доме работали водопровод и электрическое освещение, благодаря чему он считался одним из самых технически совершенных строений Москвы начала ХХ века. Интерьеры дома Стуловых. Фото: buro247.ru Богатством и разнообразием внутреннего убранства дом Стуловых обязан Игнатию Нивинскому – на тот момент молодому, но уже прославленному театральному декоратору и специалисту по декору интерьеров. Говорят, Петра Стулова впечатлила работа Нивинского для открывшегося в 1912 году Музея изящных искусств на Волхонке (ныне – ГМИИ им. Пушкина). За свою творческую биографию Нивинский, помимо многих храмов и частных особняков, оформил зрительный зал Малого театра, интерьеры Киевского вокзала и даже траурный зал Мавзолея Ленина. Внешний вид строже роскошного внутреннего убранства дома. Этого тоже хотели заказчики. В интерьерах глаз радовали плафоны – потолочные росписи, розетки, богатая лепнина, полы из наборного паркета, барельефы над дверями квартир и многие другие украшения. Отделка каждой квартиры была уникальной. Дом был готов в 1914 году. Многие квартиры владельцы сдали. Себе братья Стуловы оставили две 10-комнатные квартиры на третьем, "классическом" этаже. Окна их выходили в Малый Знаменский переулок, на Кремль смотрели сданные жильцам помещения. К сожалению, всему этому великолепию оставалось царить в доме недолго. Революция 1917 года национализировала доходный дом Стуловых, как и миллионы других частных владений по всей стране. Братья Стуловы эмигрировали в Германию. Интерьеры дома Стуловых. Фото: buro247.ru Советская власть отдала национализированный дом… под военный госпиталь. Но это было только начало. Дому пришлось сменить много функциональных предназначений. Так, в 1919—1920 годах в нем разместили московское отделение издательства "Всемирная литература", возглавляемое Владиславом Ходасевичем. А потом в здании создали коммунальные квартиры. В 1920-е годы в некоторых комнатах дома жили революционерка Вера Фигнер, историк Сергей Богоявленский, литературоведы Николай Гудзий и Владимир Фриче. Но большинством квартир пользовались "обыкновенные" москвичи. В иных квартирах обитало до восьми семей. В сети один из старожилов "дома Стуловых" при Советской власти оставил воспоминания о том, как семья провела в коммуналке на втором этаже почти 60 лет - с 1929 по 1987 год. Оказывается, коммунальные квартиры существовали вплоть до 1987 года! Под жилье использовались все закутки дома, включая кладовки без окон. При таком подходе в доме не оставалось двух одинаковых квартир – кому-то доставались залы с колоннами, кому – столовые со стеклянными дверьми (на них приходилось вешать ковер, чтобы не жить как в аквариуме), а кому и комнаты без окошек. Поразительно – но даже в поделенном на коммуналки доме сохранялась былая роскошь интерьеров: массивные дубовые двери с бронзовыми ручками, плафоны на потолках, паркет. Говорят, жильцы поддерживали эту красоту в должном виде. Интерьеры дома Стуловых. Фото: buro247.ru В 1986-1987 годах дом расселили. В 1988 году здание было передано ГМИИ им. Пушкина под административные помещения и фондохранилище. При реконструкции дома под музейные отделы было утрачено много декоративных элементов. Однако витражи, лепной декор, оконные шпингалеты, сантехника и гербы на лестничных пролётах дома сохранились. В настоящее время "дом Стуловых" закрыт на масштабную реконструкцию в рамках проекта "Музейный городок", который реализует ГМИИ им. Пушкина. Реставрация начата в 2016 году и рассчитана на 5 лет. В "доме Стуловых" большой фронт деятельности связан как раз с восстановлением художественных элементов: скульптур, витражей, росписей, лепнины и наборного паркета, пережившего бурный XX век и начало XXI. В планах – восстановление сохранившихся стенных росписей, сделанных Игнатием Нивинским. К реставрационным работам привлечена компания Remmers, один из крупнейших специалистов в области реконструкции исторических и культурных памятников в изначальном архитектурном облике. Одно из специфических направлений деятельности компании – производство материалов для реставрации памятников архитектуры, подобранные именно так, чтобы никоим образом не отличались от аутентичных материалов, применявшихся в эпоху создания памятника. Фирма Remmers знаменита разработкой линейки материалов, аутентичных историческим, и технологий их применения. Эти материалы изготавливаются на собственном производстве. Дом Стуловых. Фото: fiesta.city Участие фирмы Remmers в реставрации памятника всегда начинается на стадии проектной работы. Специалисты Remmers подключаются к группе проектировщиков и дают им рекомендации по поводу технологий, необходимых для реставрации объекта. С помощью сотрудников компании также составляются регламенты технологических работ. Регламенты, после экспертной проверки, технологи проектной организации вносят в проект. Это первый этап участия компании Remmers в реставрационных работах. Второй начинается, когда подрядные организации приступают к непосредственной реализации проекта: Remmers , во-первых, поставляет на объект уникальные материалы, во-вторых, контролирует правильность их применения, рассказывает руководитель направления по строительству и реставрации компании Remmers Вадим Пащенко. Схема работы по "дому Стуловых" была такой же. - Первоначально Remmers сотрудничал с проектировщиками в области предложения технологического регламента и согласования материалов, которые будут применяться при реставрации, - говорит Вадим Пащенко. - Работа с проектировщиками до старта проекта шла 3 года. Специалисты нашей фирмы предложили материалы, исходя из дореволюционного периода постройки здания. Мы подобрали биоактивные материалы для очистки от органики поверхностей как снаружи, так и внутри строения, виды штукатурки, аналогичные старинным покрытиям, материалы по компоновке и восстановлению кирпича и многие другие. Работа по подбору материалов Проводилась непосредственно на объекте. Мы изготавливали образцы материалов, которые представляли на согласование Затем проект прошел экспертизу, и с 2017 года в здании идут реставрационные работы. Они будут продолжаться до 2020 года. На сей момент очищены от загрязнений и органики и восстановлены лицевая и дворовая стороны фасада. Реставраторы переходят на внутренние объекты. По словам Вадима Пащенко, в реставрационных работах на этапе очистки и восстановления терразитовых фасадов "дома Стуловых" использовались следующие уникальные материалы компании Remmers: Historic Oberputz и Siliconharzfarbe LA. У всех продуктов компании немецкие названия, так как головная организация фирмы находится в Германии. По-русски Historic Oberputz означает финишный слой штукатурки, имитирующий структуру и состав исходного материала. Уникальность ее - в изготовлении индивидуально под каждый объект, на основе данных анализа исходного материала и конкретную задачу ухода за памятником. Siliconharzfarbe LA (Color LA) – это эмульсионная краска на основе силиконовой смолы, образующая защитную пленку против биопоражений (грибка или водорослей). Ее применяют для кирпича, природного камня либо или штукатурок на основе извести и цемента. Дом преображается. Фото: buro247.ru После окончания реставрационных работ в "доме Стуловых" планируется создать Дом Текста. Концепцию Дома текста разработал ГМИИ им. Пушкина совместно с бывшим руководителем Московского городского библиотечного центра музею Борисом Куприяновым. Это будет часть комплекса "Музейного городка": царство текстов из библиотеки, собрания редкой книги, архивов и фондов музея. Посетителям предоставят возможность открытого доступа к книжным сокровищам. На верхних этажах здания будут организовывать выставки, посвященные книгопечатанию, графике и искусству иллюстрации. А в цокольном этаже здания разместят переплетную мастерскую и типографию. В первом этаже Дома текста будут оборудованы книжный магазин и кафе. Дом текста вернет Москве "дом Стуловых" в качестве культурного объекта.

В Москве возрождают доходный дом Стуловых
© Ревизор.ru