Войти в почту

Как устроен первый дом, построенный студентами Баухауса

Корреспондет Strelka Mag Cвета Кондратьева отправилась в Веймар на открытие House am Horn после реконструкции. Это первый дом, который построили студенты школы Баухауса в 1923 году как выставочный образец их идей и навыков. Теперь House am Horn один из главных музеев мира, посвященный знаменитой школе. Рассказываем, как он устроен. Фотографии: Luis Artemio De Los Santos для Strelka Mag как появился House am Horn House am Horn – был частью первой отчетной выставки «Баухауса» в Веймаре в 1923 году. На его примере можно было наглядно доказать, что выпускники могут создать современное пространство для жизни, продуманное от общей планировки до дверной ручки. Хоть дом строился всего лишь как показательная модель, он оставался жилым до 1998 года, после чего стал музеем и площадкой для мероприятий. Последние два года там проходила реставрация, закончившаяся 18 мая. Корреспондент Strelka Magazine прошелся по только что открывшемуся музею и узнал, как представляли себе жизнь будущего студенты Баухауса, как опередили свое время и чем удивляли современников. Первая выставка Баухауса, состоявшаяся в 1923 году, была своего рода отчетом о том, на что пошло городское финансирование и чему научили студентов за четыре года существования школы. Автором концепции был Георг Мухе. Также в процессе участвовали несколько специалистов из архитектурного бюро Вальтера Гропиуса и студенты. Они создавали дизайн мебели и внутреннего пространства дома. Учеба в Баухаусе предполагала занятия в мастерских по керамике, ткачеству, металлу, дереву и другим материалам. При этом известные художники преподавали студентам теорию цвета, света и композиции. Благодаря этому ученики «Баухауса» могли применять cвои знания, производя бытовые предметах для массового производства, а строительство отдельного дома было идеальной возможностью собрать воедино все мастерские. «дом сравнивали то с НЛО, то с гаражем» По словам экскурсовода, который водит группы туристов по дому, идея здания тесно связана с частной жизнью самого Георга Мухе. «Ему было 28 лет, он только что женился, и думал о том, как бы мог бы выглядеть идеальный дом для семьи из 3-4 человек, окруженный садом, с детской площадкой. Правда, многих жителей Веймара дом шокировал. Они сравнивали его то с коробкой, то с гаражом, то с НЛО». Такой реакции не стоит удивляться, ведь Веймар известен как город классического наследия, Гете и Шиллера. «Баухаус» же предложил здание, полностью лишенное декора. Форма была предельно простой: квадрат в квадрате. Причем центральный объем был примерно на пол-этажа выше основного и освещался верхними окнами. Внутри него находилась гостиная, а вокруг неё располагались кухня, детская, спальни и кабинет. Коридоров почти не было, чтобы сэкономить площадь. При этом скромный снаружи дом был очень технологичным. В подвале была прачечная, котел для центрального отопления, газовые водонагреватели. Внутри стен использовали природный утеплитель на основе торфа. При последней реставрации здание даже не пришлось дополнительно утеплять. К открытию Хаус ам Хорна во дворе восстановили сад, и сейчас посетители проходят в музей мимо грядок с клубникой, луком и другими овощами. «“По сути, это тоже часть экспозиции, но может быть в будущем нам стоит продавать “картошку Баухауса”?», - шутит гид. Гостиная: cердце дома За годы использования здание изменяли и дополняли, но в конце 1990-х восстановили оригинальную планировку. С внутренним наполнением было сложнее, ведь подлинная мебель исчезла отсюда практически сразу после закрытия выставки. «Дело в том, что 1923-й был годом серьезного кризиса и высокой инфляции, и спонсор дома Адольф Соммерфельд забрал мебель в качестве компенсации затрат. К счастью, некоторые предметы сохранились в коллекциях Баухауса в Дессау и Веймаре, поэтому удалось сделать копии. А также восстановить многое по фотографиям. Часть предметов, про которые нам недостает информации, мы показали просто “скелетом” или очертаниями. В гостиной это софа и ковер на полу», - поясняет гид. Один из ковриков для гостиной делала Гунта Штельц, студентка ткацкого отделения, первая в истории школы женщина-преподаватель. А дизайн шкафа создал Марсель Бройер. Он тоже в будущем будет учить студентов, а также прославится своими стульями из гнутых металлических трубок, например, креслом «Василий». Напольная лампа - это современное переиздание исторического предмета. То же самое с подоконниками, но с ними пришлось помучаться. Материал, из которого они сделаны, уже не используется в массовом производстве. С трудом удалось найти фирму, которая могла бы их повторить. Гостиная – самое большое и высокое помещение в House am Horn, ведь она должна была быть сердцем дома, местом, где семья проводит свободное время и принимает гостей. Интересно, что во многих комнатах специально использовали материалы, которые легко чистились. Предполагалось, что это позволит женщине меньше времени тратить на уборку и больше – на общение с семьей. Кухня: медицинская мебель и шкаф Эриха Дикманна Одна из самых проработанных комнат дома – это кухня. Чтобы оценить её, стоит вспомнить, как выглядела среднестатистическая кухня обычного немецкого дома в 1920-е годы. «“Там и готовили, и общались, дети могли рисовать или играть, пока кто-то мылся, потому что только здесь была теплая вода”, - рассказывает гид. Студенты Бенита Отте-Кох и Эрнст Гибхардт придумали модульный интерьер, похожий на конструктор из ящичков, которые можно комбинировать по своему усмотрению. Кстати, считается, что студенты вдохновлялись в том числе каталогами медицинской мебели, которая была лаконичной и функциональной. Все зоны, нужные для приготовления пищи, шли друг за другом слева направо. В кладовке лежали продукты, за ней находилась раковина, чтобы их помыть, потом стол для приготовления, освещенный большим окном. В углу была плита, и сразу за ней - выход в обеденную комнату. Столовая была крошечной, тут помещались только стол, четыре стула и встроенный шкаф Эриха Дикманна, альтернатива традиционному громоздкому буфету. Плитка, сделанная в керамической мастерской, перекликалась с дизайном люстры. Правда, точно неизвестно, была ли она действительно такой яркой, как сейчас.. детская: колыбель, напоминающая кондинского За столовой располагалась детская, второе по величине помещение в доме. Причем благодаря амфилладному расположению и маленькому размеру комнат хозяйка могла присматривать за детьми прямо из кухни. А еще детская комната единственная в доме имела свой собственный выход в сад. Студенты придумали не только детскую мебель, например, колыбель Петера Келлера, напоминающую композиции Кандинского, но и игрушки. Здесь до сих пор хранится деревянный конструктор Альмы Бушер, который перевыпустили в 1977. Спальни: отдельные для мужчин и женщин В доме не было запланировано общей спальни для взрослых, муж и жена имели свои отдельные комнаты. Возможно, так автор выразил идею необходимости личного пространства или равноправия полов. Он объяснял, что если кто-то из супругов почувствует одиночество, ему будет достаточно просто открыть дверь между комнатами. Пожалуй, самый интересный предмет в женской спальне – трюмо Марселя Бройера. Зеркала можно расположить так, чтобы видеть себя с нескольких ракурсов, а за счет разных геометрических форм столик напоминает конструктор. В комнате, как и в кухне, были встроенные шкафы. А еще телефон, по которому хозяйка могла позвонить мужу в кабинет. Мужская спальня очень аскетичная, большую часть мебели выполнил Эрих Дикманн. Освещение там представлено в виде встроенной лампой для чтения и трубчатыми лампами на потолке по эскизам Ласло Мохой-Надя.Из этой комнаты можно было пройти в кабинет. Кроме мебели для работы там стоял уже упоминавшийся телефон, соединявший хозяина по внутренней связи с женой и по внешней – с любым другим абонентом. Обе спальни вели в ванную комнату. Для современных посетителей она выглядит абсолютно естественно. Но стоит вспомнить, что в большинстве домов туалеты были на улице, а чтобы помыться, семье нужно было греть воду в тазах на кухне.Комната с полноценной ванной, душем, отдельным туалетом и матовым светлым стеклом на стенах казалось тогда роскошью. Кстати, в доме у выхода был сделан отдельный гостевой туалет и комната для гостей. Подразумевалось, что посторонним людям незачем ходить по всему зданию. Уроки Веймара Создавая модельный дом, Гропиус мечтал вслед за ним построить в Веймаре студенческий городок. Причем он должен был создаваться из стандартных деталей, как конструктор. Этой идеей занималось архитектурное бюро директора. Однако планы не воплотились, и Хаус ам Хорн остался единственным зданием школы, построенном в Веймаре. Через несколько лет после выставки из-за проблем с финансированием и по политическим причинам Баухаус переезжает в Дессау. Идеи, опробованные в 1923-м году, будут использованы для домов мастеров и жилого поселка Дессау-Тертен. В 1924 году веймарский модельный дом продали юристу, а с 1938 года он перешел в руки нацистов и чуть было не был снесен. Планам по реконструкции всего района и строительству политической школы помешала война. После нее дом принадлежал городу и был жилым. Неизвестно, как бы сложилась история дальше, если бы в 1971 году туда не въехал Бернд Гронвальд со своей семьей. Он преподавал архитектуру в веймарском вузе-предшественнике современного Университета Баухауса. Он интересовался историей школы, общался с бывшими выпускниками и преподавателями, в том числе с Георгом Мухе. К 50-летию веймарской выставки Гронвальд запустил исследовательский проект по истории Баухауза. Позже он инициировал первый коллоквиум в ГДР, посвященный школе, и занимался реабилитацией ее имиджа и наследия. Параллельно он изучал и реставрировал дом. Именно Гронвальд устроил в собственной гостиной первую выставку-прототип музейной экспозиции, которую за 27 лет посмотрело около 40 тысяч человек. С тех пор дом полностью стал музеем, получит статус памятника ЮНЕСКО и пережил две реставрации, в 1998 и в 2017 годах. Таким образом, процесс «второго открытия» Баухауса начался именно из его «сердца», первого здания.

Как устроен первый дом, построенный студентами Баухауса
© Strelka Magazine