В гостях у Roomble: Наталья Шевченко и её летучие рыбы

Сегодня о Наталье Шевченко знает каждый в дизайн-среде, причём не только в России, но и в Европе. Двадцать лет в интерьерном дизайне, невероятные эмоциональные проекты по всей стране и новый оглушительный успех на поприще предметного дизайна превратили её в одну из самых обсуждаемых звёзд российского интерьерного сообщества. Мы встретились с Натальей, и она с удовольствием поделилась с нами своими знаниями, историями из жизни и мнением о предметном дизайне. Про вдохновение — Я сибирячка, и у меня особая связь с природой. Меня вдохновляет флора и фауна, которую редко можно встретить. Однажды я побывала на Шантарских островах в Охотском море. Это заповедное место, где туристический сезон длится всего месяц в году. Там стаями плавают косатки, водятся краснокнижные птицы, а один из островов полностью состоит из полудрагоценных камней. Природа невероятная! На нашем пути была бухта Врангеля. Она примечательна тем, что раз в году один сезон там проводит стая китов. Они греются вдали от ледяного течения, поют и пускают фонтаны. Я подошла поближе, и вдруг один кит резко выпрыгнул из воды, взлетел и снова вошёл в воду. И я поняла: нет ничего невозможного в этом мире, даже рыба может летать! В тот период я как раз увлекалась народным русским и японским творчеством, гравюрами, создала интерьер в восточном стиле и разработала свою русскую коллекцию. И не знала, что за моим творчеством уже внимательно следили в Европе. Про Flying Fish Я просто гуляла по выставке в Милане, как вдруг ко мне подошёл познакомиться сам Джорджо Моретти, директор фабрики L’Antica Deruta. Он сказал, что уже давно интересуется мной и моей работой, и предложил сделать совместную коллекцию. Времени на подготовку эскизов у меня было мало, поэтому я просто взяла карандаши у дочки, села и нарисовала 14 разных коллекций. В итоге мы с Джорджо решили пока сделать две коллекции: одна из них — это Flying Fish, а вторая — пока сюрприз для аудитории. «Летучая рыба» сразу стала очень популярной, и на будущей выставке Salone del Mobile.Milano Moscow мы представим её в расширенной версии, с новыми цветами и новыми предметами. В коллекцию уже входят светильники, лампы, керамика, консоли, мебель, декор L’Antica Deruta, раковины ArtCeram, радиаторы с гравировкой Broner, декоративные покрытия Decorazza. Я поняла, что моя «рыба» — это зонтичный бренд, запатентовала его и теперь могу выпустить под ним что угодно. Так появилась коллекция шёлковых платков, а теперь и коллекция интерьерных тканей, которая тоже будет представлена на выставке. Сейчас я совместно с компанией Little Green разрабатываю свою палитру красок, которая будет идеально сочетаться с предметами Flying Fish. Ожидается коллаборация ещё с двумя известными брендами, но это тоже пока секрет! Про интерьерный и предметный дизайн Между этими процессами много общего, но есть и различия. Интерьер начинается с архитектуры и эргономики, и когда проектируешь предмет, первым делом рождается его архитектура. Важен не размер, а общая эргономика, форма, объём внутри и снаружи. А вот дальше пути создания интерьера и предмета расходятся. Кажется, что придумать пару вазочек или раковину и нарисовать их несложно. На самом деле самое малое время, которое требуется на создание коллекции, это год. Есть бренды, которые один диван или ковёр разрабатывают по семь лет и более. Потому что у интерьера — один заказчик, а у предмета — тысячи. К тому же многое зависит от самой компании, особенностей её работы, стиля, планов. Про предметный дизайн в России Российские производители пока с осторожностью вкладываются в российских дизайнеров. Некоторым дешевле и проще сделать копии западных брендов, потому что раскрутка нового имени — это дорого и сложно. Дело не только в рекламе и производстве. Новый предмет — это прохождение цветопроб, подбор материалов, фактур, тесты, прототипы. Это занимает много сил, времени и средств. Есть ещё одна проблема. Многие до сих пор уверены, что наши дизайнеры хуже иностранных и хорошо сделать просто не могут. Это не так! Сейчас у нас множество талантливых людей, дизайнеров, художников, только продвигаться им приходится самостоятельно, то есть медленно. Но на моём примере можно увидеть, что нашими дизайнерами интересуются западные фабрики, а значит, будущее у российского дизайна появилось. И скоро молодых талантливых художников начнут воспринимать всерьёз и на родине. Про начинающих дизайнеров Допустим, вы придумали концепцию, создали свой уникальный предмет мебели или декора. На поиск бренда, который будет вас выпускать, уходит много времени. Не думайте, что вам хватит одной судьбоносной встречи с представителем бренда, — это исключительный случай. Вам придётся долго разбираться в кухне самой компании, искать тех, кто вами заинтересуется, доказывать и рассказывать, обращать на себя внимание. И в итоге может оказаться, что у компании всё уже распланировано на десять лет вперёд, а на вас просто нет времени. Придётся начинать всю работу заново с другим брендом. Получается, чтобы выпустить одну вещь, нужно перебрать десяток фабрик. Вы готовы выслушивать бесконечные отказы, тратить время на поиск вместо плодотворной работы, зарабатывания денег? Тогда начинайте прямо сейчас. Есть и другой путь. Нужно много публиковаться во всевозможных журналах, участвовать в конкурсах, показывать свои работы на выставках, посещать тематические мероприятия. Демонстрировать свои достижения, быть на виду у компаний, в том числе иностранных. И тогда в один прекрасный день вам, может быть, повезёт! Про любимый проект По образованию я архитектор. И всё-таки моя основная деятельность — это проектирование зданий и интерьеров. Есть у меня и лучший, на мой взгляд, и любимый проект. Это дом в Новосибирске площадью 2 500 метров, работу над которым я начала с нуля несколько лет назад и уже почти закончила. Для владельца дома я проектировала квартиру, бизнес-центры, производственные помещения, поэтому мы с ним понимаем друг друга с полуслова. Он дал мне полную свободу и позволил делать всё, что я хочу. Я могу бесконечно говорить о каждой комнате, но одно из самых интересных помещений, которым я очень горжусь, — это бассейн. Всё в нём сделано в духе старого английского цирка, и на стене появилось мозаичное панно с изображением артистов цирка, животных, дрессировщиков, гимнастов. Сначала художник Марина Глебова сделала под моим руководством эскиз, а затем каждый элемент, каждый штрих вручную подбирался из мозаики. Про уникальность Я никогда не начинаю работу с вопросов о стиле и любимых цветах заказчиков. Я спрашиваю, что они любят делать, куда ездят отдыхать, как проводят время. Не люблю ярлыки «классика», «современность», «лофт», потому что каждому нужен свой интерьер, и мебель нужно подбирать под человека, а не под стиль. При создании интерьера нет разных этапов: сначала стены, потом мебель, потом декор. Есть одна идея, концепция, где все элементы связаны. Интерьер — это законченный объект, как организм человека. Если убрать что-то одно — он развалится. Но самое важное — не просто мебель выбрать, а выстроить эргономику, чтобы конкретным людям было удобно у себя дома. Поэтому я не могу допустить, чтобы хоть один предмет в интерьере через несколько лет сломался или устарел. Я выбираю материалы не потому, что они в моде, а потому, что они подходят под общий образ интерьера. Тренды появляются благодаря грамотному пиару определённых компаний, но пиар проходит, даже компании закрываются, а интерьер останется. Про цвет Я не люблю бежевые интерьеры, они мне кажутся приторными. У меня есть правило: в каждом интерьере должно быть два основных цвета плюс акценты. Но если вдруг требуется третий цвет, я всегда ввожу серый. Это самый нейтральный оттенок, который не спорит с другими и не забирает внимание на себя. Не белый, не чёрный, не бежевый, а именно серый. Ещё я люблю, чтобы разные комнаты были в разных тонах, а не вся квартира в одном. Конечно, не надо делать одну комнату жёлтой, а другую красной, но оттенки должны меняться: где-то тёплые, где-то холодные. Если вся квартира выполнена в одном цвете, он будет угнетать, а яркие арт-объекты на едином фоне создают ощущение музейной галереи. У каждого цвета есть своё влияние на психику, даже разные оттенки одного цвета действуют по-своему. Поэтому цвета в интерьере нужны разные, чтобы переключаться между ними, чувствовать разницу в настроении разных комнат. Все оттенки должны быть объединены одной идеей, как-то связаны между собой. Про свет Можно поставить в интерьер дорогую мебель и декор, но если свет организован неправильно, получится просто болото из оттенков и предметов. Интерьер — это та же сцена в театре, и свету в нём нужна грамотная режиссура. Света должно быть много, и он бывает разных типов: основной, локальный, акцентный, декоративный. Важно учитывать возможность регулирования цвета, температуры, насыщенности света, использовать разные светильники, а не только самые простые — люстры. Люстра, кстати, вообще может быть в первую очередь акцентным декором, а не главным источником света. И не нужно всегда вешать её посреди комнаты, можно над конкретной зоной, например над журнальным столиком в углу. А в спальнях я вообще не использую люстры, они там только нависают над кроватью и нарушают гармонию. В спальне не нужен яркий свет, только функциональный, чтобы подготовиться ко сну. Читайте также: От ресторана к архитектурному бюро — интервью с создателями I Like Design В гостях у Roomble: Тимур Башкаев — главный архитектор МЦК и один из создателей «Зарядья» В гостях у Roomble: Андреа Бораньо — об экологии, климате и материале Alcantara

В гостях у Roomble: Наталья Шевченко и её летучие рыбы
© Roomble.com