Дизайнер Игорь Куркин: «Многие не знают, что занимаются предметным дизайном»

О будущем предметного дизайна, эксклюзиве в Швейцарии и как развить философию бренда – в интервью с предметным дизайнером Игорем Куркиным Дизайнер Игорь Куркин: «Многие не знают, что занимаются предметным дизайном» Valeria Vorobieva С 28 по 29 сентября в Москве пройдет II всероссийская конференция по предметному дизайну. Мы пообщались с одним из спикеров мероприятия Игорем Куркиным о будущем предметного дизайна, советах молодым специалистам и о том, как заключить эксклюзивный контракт с мировыми брендами. WW. Игорь, как вы считаете, почему стоит проводить подобные конференции в России? Сейчас в нашей стране только зарождается класс предметных дизайнеров. Многие считают, что это модно, и поэтому пытаются что-то сделать в этом направлении. Некоторые не отдают себе отчета в том, что занимаются предметным дизайном и не предлагают его как отдельную грань своей работы (прежде всего, декораторы и дизайнеры интерьеров). Для меня конференция – это возможность поделиться опытом, посмотреть к каким результатам пришли наши коллеги. Для индустрии в нашей стране это очень положительный опыт. Во-первых, чтобы было меньше посредственных работ, которые считают предметным дизайном. Во-вторых, чтобы предметный дизайн не был вторичным, а в третьих – для того, чтобы понимать, в каком направлении этот рынок развивается. WW. Кому стоит посетить конференцию? Это мероприятие для профессионалов – для тех, кто уже что-то делает или хочет делать. За последние несколько лет произошел массовый скачок, взрыв интереса к предметному дизайну, и сейчас важно объяснить нашим коллегам и людям, которые хотят войти в эту сферу, что это прежде всего не способ заработка (хотя и это тоже), а в первую очередь реализация себя, возможность показать свой потенциал. WW. Тема вашей первой лекции: «Достижения и амбиции, провалы и разочарования». Что удалось сделать лично вам за этот год? Я горжусь, что мои предметы, которые я делал совместно с моими партнерами, были презентованы в России. Они оказались на слуху, попали в ведущие российские издания (электронные и бумажные). И главное достижение – это выход на международный рынок, когда мои коллекционные предметы Hawking эксклюзивно стали представлять в галерее Цюриха. WW. Как вы относитесь к своим провалам и неудачам? Я очень склонен к самокопанию. Раньше я от этого сильно страдал, сейчас отношусь к разочарованиям проще и стараюсь решать проблемы по мере поступления и не прогнозировать провалы и успехи заранее. Это похоже на написание музыки: какой-то хит может выстрелить, а что-то не выстрелит никогда. Стараюсь не зацикливаться. Для меня, как для автора, предметы – это все мои дети, я их выносил, родил, а дальнейшая их судьба, как их оценивает рынок – это уже проблема рынка. Я же стараюсь придерживаться буддистской философии, когда ты родил ребенка – это твоя заслуга, а как проживет жизнь этот ребенок – это его заслуга. WW. Какие ошибки дизайнеры совершают в начале пути ? Ошибка всего одна. Это вторичный дизайн. Отсутствует философия проекта, многие делают предметы, основываясь на принципах украшательства, не более того. Или пытаются просто скопировать чужую идею и повторить на своем уровне. Я считаю, что для начала нужно понять, для чего ты это делаешь. Важно создавать то, чего еще не было до тебя. Дизайнер Игорь Куркин: «Многие не знают, что занимаются предметным дизайном» Valeria Vorobieva WW. В чем разница между российским рынком предметного дизайна и зарубежным? Рынок российский и зарубежный сильно рознятся. В России приходится искать производителя. Огромное количество людей, которые делают хороший дизайн, не могут найти пути его реализации, либо вынуждены вкладывать свои деньги. В Европе, наоборот, весь рынок построен на поиске талантливых дизайнеров. Потому что их рынок будет развиваться только в том случае, если каждый раз будет выдавать новые продукты, а для этого нужны новые имена. Например, в Европе очень ценят украинских дизайнеров. Они делают совершенно прекрасные объекты и предметы. Причем из-за сложной экономической ситуации они вынуждены искать очень простые и дешевые материалы. Получается, они делают коллекционные предметы по цене промышленных образцов. Многие зарубежные компании готовы принимать такие дизайны к производству, потому что это не дорого и при этом креативно. Еще стоит учитывать, в какой нише ты работаешь. Есть дизайн массовый, тот который выпускается промышленно, большими сериями и крупными компаниями. А есть нишевые виды дизайна, в том числе коллекционный дизайн: штучные изделия, которые граничат с искусством. Для человека, работающего в массовом производстве, нужно быть хорошим бизнесменом: потому что он загнан в достаточно тяжелые условия технологических возможностей, бюджета. Тот, кто работает в нише коллекционного дизайна, такими рамками не ограничен. WW. Как вы думаете, нужно ли предметным дизайнерам из России искать свой путь развития? Определенно нужно искать свой путь. У российских дизайнеров в этом плане двоякая ситуация. Есть и минусы – это касается уровня насмотренности из-за долгого железного занавеса. Но и плюсы – нам не надо проходить те стадии развития предметного дизайна, которые были у европейских коллег по цеху. Наша задача – посмотреть, что было сделано до нас, переосмыслить и предложить свой уникальный продукт. У нынешнего поколения есть отличный шанс не начинать все с самого начала, а взять старт уже с хорошего фундамента. Дизайнер Игорь Куркин: «Многие не знают, что занимаются предметным дизайном» Valeria Vorobieva WW. Что нужно сделать дизайнеру, чтобы громко заявить о себе на мировой арене? Чтобы заявить о себе громко, нужно сделать что-то интересное. Посмотрите на дизайнера Диму Логинова. В свое время он придумал светильник с предельно простой формой, очень легкий в исполнении, который все захотели купить. Вообще, реализацию проекта очень легко оценить с финансовой точки зрения; то насколько ты талантлив, хорошо видно по тому, сколько ты зарабатываешь. Понять, успешен ли твой продукт, хорошо ли ты работаешь, очень просто –отправить свои визуализации и чертежи производителям, которые гипотетически заинтересованы в этом продукте. «То насколько ты талантлив, хорошо видно по тому, сколько ты зарабатываешь» Что касается коллекционного дизайна, то сейчас уже появляется премиальный класс заказчиков, готовых платить за нестандартные проекты. Приведу в пример дизайнера с мировым именем – ныне покойную Заху Хадид, которая работала над лофтом для Владислава Доронина в Жуковке. Этот дом наполнен абсолютно коллекционными предметами, сделанными в единичном экземпляре специально для этого проекта. В частности, знаменитый камин, свисающий с потолка, не опирающийся на пол. Заха Хадид сделала то, что до нее не делал вообще никто: камин белого цвета. Больше двух лет она тестировала эмаль, чтобы та не желтела со временем. В итоге получился уникальный продукт. WW. Что будет востребовано в области предметного дизайна в будущем? Здесь существует два главных тренда – это экология и usability (от англ. удобство в использовании). Но при этом это не отменяется и оригинальности дизайна предмета. WW. Зачем создавать индивидуальные предметы интерьера? Создание таких объектов – это доказательство их воплощения в реальность. Одно дело предложить хороший макет, другое дело показать готовый предмет: как он выглядит, как он работает, как у него вес, как он ощущается в пространстве. И это уже совершенно другой подход. Дизайнер Игорь Куркин: «Многие не знают, что занимаются предметным дизайном» Valeria Vorobieva WW. Ваш светильник Hawking сейчас эксклюзивно представлен в Цюрихе. Расскажите, как пришла идея его создания? Все началось с сотрудничества с Екатериной Аксеновой, владелицей студии художественной латуни ARTVIVO. Первоначальной идеей было показать возможности студии и материала, с которым они работает, при этом Екатерина дала мне полную свободу действий. Когда я продумывал философию будущих предметов, то сразу понял, что мы создадим арт-объекты, обязательно наделенных функцией. Так появились серия предметов допотолочных и настенных светильников, а так же коллекционные вещи – настольные светильники серии Hawking. Работа была достаточно сложная, заняла почти полтора года от концепта до реализации. В процессе нам пришлось придумать свою технологию изготовления предметов: задача была отливать сразу целиковые изделия. Но в итоге все получилось. WW. А как светильник оказался в галерее в Швейцарии? С этим тоже связана история. Я приехал в Швейцарию по партнерской программе от другой компании и в рамках экскурсии меня с другими дизайнерами отвели в одну из лучших галерей Цюриха Exceptis. В это время как раз печатался мой каталог светильников. Пока другие члены группы осматривали галерею, я сидел и просматривал фотографии светильников на телефоне. Одна из менеджеров галереи, проходя мимо, случайно увидела их и, узнав что это, попросила скинуть каталог ей на почту. А вечером, когда я уже улетал, мне пришло письмо от галереи. Владелец заинтересовался светильником и был готов эксклюзивно представить его в Швейцарии. Вот так я стал первым в России дизайнером, чьи предметы попали в одну из лучших галерей Швейцарии. Теперь, если кому-то захочется приобрести светильник Hawking, нужно буде связаться непосредственно с ними. Фото: из личного архива Игоря Куркина Больше интересных историй читайте в рубрике интервью Перейти Вам также будет интересно: II всероссийская конференция по предметному дизайну в Москве Интерьерные тренды 2019: советы дизайнера Светланы Павловой We should all be designists: 10 дизайнерок, изменивших мир

Дизайнер Игорь Куркин: «Многие не знают, что занимаются предметным дизайном»
© Westwing