Светлое будущее. Закрепится ли кемеровский «Диоватт» на посткоронавирусном рынке
Нестандартные светильники Российский рынок светотехнической продукции в последние два года переживает спад. По данным Росстата, в январе – августе 2020 года отечественные производители выпустили почти 15 млн светильников, а за аналогичный период минувшего года – 15,7 млн штук. По мнению экспертов, причины такого снижения кроются в коронавирусных ограничениях на работу предприятий, сокращении промышленных и муниципальных заказов. Влияют на состояние рынка и агрессивные действий китайских производителей, которые снижают цены и демпингуют. Объем импорта светильников в Россию в последнее время вырос на 40 %, где на долю КНР приходится 92 %. При этом отечественное производство стагнирует, отмечает руководитель аналитического департамента инвестиционной компании AMarkets Артем Деев. По мнению коммерческого директора компании «ДиоВатт» Захара Кочетова, конкурировать с ценой офисных светильников, выпускаемых КНР, бесполезно. При этом китайские светильники зачастую не могут похвастаться высоким качеством и долговечностью. Основное направление деятельности компании «ДиоВатт» – производство промышленных и уличных светильников, а также поиск нестандартных решений по освещению различных объектов. В этом сегменте рынка цена товара не является ключевой – побеждает тот, кто использует комплексный индивидуальный подход к клиенту, то есть понимает его потребности и может предложить лучшее решение проблемы. «Мы смогли найти решение по освещению сталелитейного производства на заводе «Кузнецкие ферросплавы». Заказчик уже отчаялся найти альтернативу своим ламповым светильникам. Все образцы выходили из строя, не проработав и трех месяцев из-за высокой температуры под потолком. Она легко переваливала за отметку 107 градусов. Для завода мы разработали уникальный термостойкий светильник. Прибор проработал на предприятии больше полугода. Обладая мощностью всего 150 Вт, он демонстрирует лучшую освещенность, чем 1000-ваттные светильники в этом же цеху», – рассказал в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» Захар Кочетов. Предприятие планирует тестировать термостойкий светильник на данном производстве около года и затем, возможно, выйдет с ним на зарубежный рынок. В целом, по мнению экспертов, у такого проекта есть будущее. Отечественные образцы светильников, несмотря на то, что некоторые комплектующие приходится поставлять из-за рубежа, зачастую превосходят по качеству европейскую и американскую продукцию. Из подземелья к свету С 2014 года КСЦ «Электроточприбор» выпускает уличные и промышленные светильники под торговой маркой «ДиоВатт». Кемеровские инженеры разработали образцы консольных светильников серии ДВУ мощностью 50 – 300 Вт, затем компания наладила производство приборов мощностью до 900 Вт со вторичной оптикой, которые позволяют формировать световой поток необходимой силы и нужной КСС. Особенность светильников «ДиоВатта» – использование блоков питания отечественных производителей. Такие источники делают продукцию качественной и выдерживающей скачки напряжения в российских электрических линиях. Продукция «ДиоВатта» хорошо продается на российском рынке. Например, все уличное освещение кузбасского города Мыски – это светильники, произведенные кемеровским заводом. Всего в рамках энергосервисного контракта в городе установили около 4,5 тысяч фонарей. «Хорошее качественное освещение для города очень важно. Одно дело, когда вышел из строя лампочка в офисе. Электрик пошел да поменял ее. Если выходит из строя уличный светильник, то тут последствия могут быть более серьезными. К примеру, если произойдет какая-нибудь дорожная авария из-за отсутствия освещения, то могут пострадать люди. Эксплуатирующая сторона не имеет права рисковать качеством при организации уличного освещения», – рассказал Захар Кочетов. Пять лет пользуется продукцией завода и Юрга. Многие улицы города оснащены светильниками ДВУ. Также предприятие оборудовало светильниками несколько населенных пунктов Хакасии и Красноярского края. Компания поставляет продукцию не только в близлежащие регионы: светильники компании «ДиоВатт» нашли своего покупателя от Владивостока до Смоленска. При этом площадка для производства светильников на кемеровском заводе небольшая, на ней установлено всё необходимое оборудование. В среднем предприятие может выпускать в месяц 8-10 тыс. светильников. При необходимости это количество может быть существенно увеличено: у компании есть на это все необходимые резервы. Прибыльный бизнес без госзкупок БазаSeldon.Basis высоко оценивает уровень благонадежности компании и ее индекс финансовой устойчивости. К сильным сторонам предприятия относятся своевременная сдача налоговой отчетности, участие в госзакупках, наличие в обороте собственного капитала и финансирование за его счет долгосрочных инвестиций. Также объем кредитов предприятия незначительно превышает объем собственных средств, поэтому компания может расплатиться с краткосрочными обязательствами за неделю. Чистая прибыль предприятия составляет менее 10 % стоимости ее имущества. Реестр Минпромторга Сейчас завод «ДиоВатт» проходит процедуру включения в реестр отечественной светотехнической продукции, который составил Минпромторг в рамках постановлений правительства РФ о стимулировании внутреннего производства и импортозамещения радиоэлектрической продукции. Это позволит предприятию участвовать в энергосервисных контрактах, заказчики которых используют только ту продукцию, которая указана в списке федерального ведомства. «Уже есть примеры конкурсов, когда инвестор заходил со светильниками, которые не находились в данном списке. Данный факт служил поводом для отмены всего энергосервисного контракта. Включение в реестр отечественной светотехнической продукции – довольно долгая процедура. Сначала мы подаем заявку в торгово-промышленную палату, готовим необходимую документацию, потом специалист из ТПП проверяет соответствие продукции данной документации, а также всю указанную информацию. Затем палата отправляет в Минпромторг предложение включить нашу продукцию в список российской. Ведомство рассматривает и вносит. В общем, много бумажной работы. Надеемся, к концу года мы будем в этом списке», – рассказал Захар Кочетов. Коронакризисный шок По мнению экспертов, рынку светильников в России потребуется время на восстановление после пандемии. По мнению Артема Деева, сейчас производители светильников находятся в тяжелой ситуации: «Растет стоимость составляющих импортного производства, а девальвация рубля в целом негативно отражается на стоимости продукции (она дорожает). Можно сказать, что в результате пандемии, роста дефицита региональных бюджетов и снижения прибыли предприятий производителям световой продукции понадобится время для восстановления спроса». Впрочем, коммерческий директор «ДиоВатта» Захар Кочетов не столь пессимистичен в своих прогнозах: «Да, был эффект шока в марте-апреле, когда некоторые заказчики перенесли, отложили закупки. Тогда же упали и объемы производства, но сейчас все возвращается на круги своя. По моему мнению, люди устали от напряжения и неопределенности. Мы общаемся с нашими дилерами в разных регионах, и у всех все по-разному. Несмотря на то, что есть и такие компании, которые, с их слов, почувствовали на себе все ужасы пандемии и ее последствий, большинство все же с позитивом смотрят в будущее». В данный момент сотрудники завода «ДиоВатт» участвуют в разработке решений по освещению для двух масштабных проектов, которые как раз стартовали летом. С оптимизмом смотрит в светлое будущее этого сегмента рынка и ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов: «Перспективы у данного рынка, несомненно, есть. Связаны они с тем, что любой кризис не вечен, в том числе и этот. Модернизация и ремонт промышленных объектов, различной недвижимости, строительство продолжат. Значит, будут менять и осветительное оборудование, поэтому его нужно будет выпускать. Ещё одним фактором поддержки данного сегмента может стать изменение экологического законодательства, оно потребует менять осветительные приборы на более дружелюбные к окружающей среде, не вредящие жизни и здоровью граждан, безопасные при последующей утилизации. Не стоит забывать и о реализуемой в стране политике энергосбережения, стремлении потребителей сократить расходы на оплату электроэнергии. Все это поддержит спрос на различные виды светильников». Промышленный эксперт Леонид Хазанов отмечает, что, несмотря на ущерб от коронавируса для отрасли, производство светильников имеет высокий потенциал восстановительного роста. «К сожалению, российская светотехническая отрасль понесла серьезные потери из-за пандемии коронавируса, так как из-за вводившихся карантинных ограничений работы по ремонту и модернизации освещения были остановлены. Сейчас они идут полным ходом в ряде городов страны. Перспективы же для развития уличного освещения и в России и в Кемеровской области огромны, учитывая, в каком состоянии находятся сети и какова степень их износа. Также на повестке дня стоит замена светильников на новые энергосберегающие на основе светодиодов – подобные есть далеко не везде. Поэтому, несмотря на трудности в экономике и пандемию коронавируса, проекты по улучшению освещения городов будут осуществляться и впредь. И здесь у «ДиоВатта» есть отличные возможности для усиления своих позиций», – отметил он. Фото: ФедералПресс / Елена Майорова, Елена Мицих, Елена Сычева; завод «ДиоВатт».