Звездный путь: самоцветы для кремлевских символов запекали в хлебе

Были ликвидированы символы царизма, которые венчали шпили аж с XVII века. В наше время наметилась новая тенденция - некоторые политические силы и общественные организации требуют восстановить историческую справедливость и вернуть орлов на их законное место.

Звездный путь: самоцветы для кремлевских символов запекали в хлебе
© Экспресс газета

Сторонники возвращения «пернатых» утверждают, что нужно убрать из центра Москвы «масонский символ». Но таковым звезду считали далеко не все. В разных культурах она означала военную доблесть, оберег, пять ран Иисуса Христа и пять ежедневных молитв мусульманина. Чтили ее Пифагор и Леонардо да Винчи. Для старшего поколения кремлевские звезды - символ победы над фашизмом.

В 2015 году во время реконструкции Спасской башни пошли слухи о возможной замене звезды на орла. Фракция КПРФ даже обращалась к руководству Госдумы с требованием разобраться, но их успокоил комендант Кремля Сергей Хлебников:

- Когда с башни снимут леса, вы увидите не двуглавого орла, а звезду: отмытую, начищенную, сияющую.

Будут ли светить нам звезды над Кремлем через 15 лет, в годовщину своего столетнего юбилея? Время покажет.

Потускневший блеск Изначально звезды изготовили из нержавеющей стали, обложенной двухмиллиметровыми листами красной позолоченной меди. На лицевой стороне каждой звезды крепился серп с молотом, сделанный из посеребренной бронзы. У каждой имелся свой рисунок. Например, звезду Спасской башни украсили лучи от центра к вершинам, звезду Троицкой башни - колосья. На Боровицкой башне узор звезды повторял ее контур. Добычей самоцветов для украшения символов занимались алтайские, калининградские и уральские мастера. Среди них был знаменитый Данила Зверев из Екатеринбурга, который считается прообразом Данилы-мастера из «Малахитовой шкатулки» Павла Бажова. Было огранено 800 крупных камней, а всего понадобилось около 7 тыс. - топазы, горный хрусталь, аметисты и александрит. Топазы по старинной технологии запекались в ржаном хлебе. Благодаря этому они становились более яркими. Каждая из звезд была до 3,75 м в ширину, а весила от 900 до 1400 кг - Звезды по своей конструкции рассчитаны на века! - писала советская пресса. Однако через год с небольшим из-за влажности и перепада температур «нержавеющая» сталь начала ржаветь, а самоцветы перестали блестеть даже в свете мощных прожекторов.

Негасимый свет В сентябре 1937-го самоцветные звезды уступили место изделиям из рубинового стекла. Они зажглись 2 ноября. Автор идеи - академик Федор Федоровский. Стекло было сварено на заводе в Константиновке на Донбассе по новой технологии. Раньше для достижения нужного цвета в сплав добавляли золото. Стекловар Николай Курочкин придумал вместо него использовать селен - получилось и дешевле, и цвет глубже. Размах лучей разный - на Водовзводной башне он составляет 3 м, на Боровицкой - 3,2 м, на Троицкой - 3,5 м, на Спасской и Никольской - 3,75 м. В основании установлены подшипники, чтобы звезды могли вращаться как флюгеры. Только флюгер указывает, куда дует ветер, а звезда благодаря ромбообразному поперечному сечению всегда встает в лоб против ветра.

Изначально звезды имели двойное остекление: внутреннее - из молочного стекла и наружное - из рубинового. Это позволило им оставаться красными, а не черными, даже при ярком солнечном свете. После войны к этим слоям добавился третий - хрустальный. Чтобы избежать перегрева и повреждения, через звезды пропускается около 600 куб. м воздуха в час. Отключение электричества не грозит, энергоснабжение производится автономно. В 2015 году на Спасской башне огромную лампу накаливания мощностью 5000 Вт образца 1940-х сменили на современную металлогалогенную, поменяли устаревшие светильники и на других шпилях. По мнению наблюдателей, свет стал ярче.

Позолотили

После реставрации 1945 - 1946 годов во всех лучах появились смотровые люки. Обрамляющие медные детали внешней поверхности позолотили с двух сторон, а толщина покрытия увеличилась до 50 микрон. Золотa для огранки было использовано 30 кг.

Исключения из правил Звезды гасили лишь дважды - во время Великой Отечественной войны, когда их замаскировали брезентом. Но во время бомбардировок некоторые были повреждены. Они вернулись на башни в марте 1946 года. Второй раз - в 1999 году, когда

Никита Михалков

снимал фильм «Сибирский цирюльник». Потребовалось личное распоряжение Бориса Ельцина.