«Строят или застраивают?»: как общество потребления изменило облик городов

Многие приезжают в Санкт-Петербург полюбоваться на прекрасную архитектуру классицизма или модерна. Но даже стройный архитектурный пейзаж Питера перебивается неказистыми, странноватыми зданиями-стекляшками. От чего зависят архитектурные стили и почему при современных технологиях и опыте появляются такие довольно спорные архитектурные сооружения? Разобраться в этом вопросе помог историк архитектуры Алексей Клименко.

«Строят или застраивают?»: как общество потребления изменило облик городов
© Слово и Дело

По мнению эксперта, со временем меняется характер заказчиков и общества, ведь архитектура – это своего рода зеркало, которое отражает характер эпохи.

«Что такое Питер? Это облик империи, и главное в Питере это имперский масштаб. Когда меня спрашивают о разнице между Питером и Москвой, я отвечаю очень просто. В Санкт-Петербурге всегда ходили в сюртуках, до самого подбородка застёгнутых на все крючки, на все пуговицы. А Москва это место, где жили и отдыхали, где рядом с домом непременно был сад. Исторически, Москва это город, где можно себя чувствовать гораздо свободнее. Так было до советской эпохи»,  рассказывает историк архитектуры.

Источник фото: unsplash.com

В связи с этим невольно задумываешься, почему в России так много колонн – совершенно несвойственных нашей культуре? Колонны – это тоже реакция на общественную потребность почувствовать причастность к большой стране, величественной империи.

«Почетный караул, встречающий высокого чиновника у трапа самолета, тоже стоит как колонны. Так этот высокий чин начинает чувствовать себя главой замечательно организованного пространства. Свободы нет есть только четко организованная система, которая охраняет этого человека. Одним словом, имперское начало», - рассказывает эксперт.

Архитектура отражает потребность общества, она отражает обстоятельства времени и места. Питерская архитектура, где все улицы расчерчены на четкие линии и плавные развороты, а все здания ориентированы на вертикали, тоже говорит о строгости и величии. А Москва долгое время была провинциальным городом – местом для отдыха, но, тем не менее, дворянских.

Источник фото: unsplash.com

«Вы обращали внимание на характер парадных лестниц? Балясины маленькие колонны, которые поддерживают перила, тоже напоминают об этом величии. И страны, и человека, который владеет доходным домом. Попадая в парадную с такой лестницей, человек будто попадает в пространство почетного караула, и чувствует себя причастным к империи к организованному и четкому порядку».

Такие проявления «империализма» свойственны не только царской эпохе, но и советской. Сталинский ампир перенял многие черты классицизма с его величественностью и строгостью, но при этом с роскошью. Тогда архитекторам было важно, чтобы житель дома чувствовал себя важным, достойным жить в красоте. Архитекторы старались декорировать свои дома символами достижений народного хозяйства: пучками пшеницы, изображениями фруктов и цветов. Опять-таки – архитектура стала идеологическим символом и ответом на потребности общества.

Источник фото: unsplash.com

Сегодня запрос общества и заказчиков другой. Красота и эстетика сегодня находятся на втором месте. С ростом урбанизации человеку важнее просто иметь крышу над головой, а компаниям-застройщикам важнее продать как можно больше квартир. Именно поэтому сейчас не строят, а застраивают города, не заботясь об эстетике.

«Последние колонны у нас в архитектуре это колонны библиотеки имени Ленина в Москве, строй вертикальных, очень жестких колонн, организующих пространство», - объясняет эксперт.

Алексей Клименко рассказывает, что сегодня обывателю многое в архитектуре кажется сомнительным, спорным. Но на самом деле, это связано со степенью подготовки того, кто оценивает.

«Вспомните, как Хрущев был на выставке в Манеже в 1962 году. Он, абсолютно неподготовленный в культурном смысле человек, сильно раскритиковал работы художников. И это была совершенно сознательная провокация. Думается, что ему показали эти работы для того, чтобы он сорвался и стал кричать. Он просто не понял того искусства в силу своей неподготовленности».

Источник фото: unsplash.com

Такая участь ложится на многих современных архитекторов XX века, которых считали неучами, слишком смелыми и непонятными. Прошло время, и люди смогли оценить гениальность таких архитекторов, как Алвар Аато, Ле Корбюзье, Норман Фостер и Жан Нувель. Они по-новому использовали материалы, по-новому играли с формой и композицией. Их новаторство люди смогли оценить лишь через десятилетия.

«Бойтесь резких определений. Гораздо важнее подумать, почему так сложилось. Ведь это запрос времени. Я могу назвать невероятное количество шедевров архитектуры, созданными моими друзьями-архитекторами. Дело в том, что архитектура это сложная материя, это форма организации пространства. Для того чтобы понимать сегодняшнюю архитектуру с новыми материалами, нужно быть очень подготовленным человеком, иначе очень легко попасть впросак»,- считает эксперт.

Чем более утилитарными становятся цели и потребности общества, тем менее величественной становится архитектура. Это касается всего: от жилых зданий до храмов. В современной России строится очень много религиозных сооружений, но выглядят они скромно, а порой и странно.

Источник фото: unsplash.com

«Сегодня много вранья, подделки. А архитектура это слишком сложная материя. Многие современные здания фальшивки, а там, где ложь, величия быть не может. Искусство чуждо вранью, ведь это особая форма познания мира, осознания действительности. Архитектура подобна высшей математике. Ей нужно долго учиться и очень многое знать, перед там, как оценивать или самим браться за нее», - рассказывает эксперт.

Архитектура - это особая, сложная форма творчества и осмысления. Часто недобросовестные заказчики или неграмотные «архитекторы» берутся за довольно смелые проекты, не задумываясь, что они принесут обществу. А многое, что сейчас нам кажется спорным, может приобрести свой шарм и своих последователей тогда, когда пройдет проверку временем.