«Строят или застраивают?»: как общество потребления изменило облик городов

Многие приезжают в Санкт-Петербург полюбоваться на прекрасную архитектуру классицизма или модерна. Но даже стройный архитектурный пейзаж Питера перебивается неказистыми, странноватыми зданиями-стекляшками. От чего зависят архитектурные стили и почему при современных технологиях и опыте появляются такие довольно спорные архитектурные сооружения? Разобраться в этом вопросе помог историк архитектуры Алексей Клименко.

«Строят или застраивают?»: как общество потребления изменило облик городов
© Слово и Дело

По мнению эксперта, со временем меняется характер заказчиков и общества, ведь архитектура – это своего рода зеркало, которое отражает характер эпохи.

«Что такое Питер? Это облик империи, и главное в Питере – это имперский масштаб. Когда меня спрашивают о разнице между Питером и Москвой, я отвечаю очень просто. В Санкт-Петербурге всегда ходили в сюртуках, до самого подбородка застёгнутых на все крючки, на все пуговицы. А Москва – это место, где жили и отдыхали, где рядом с домом непременно был сад. Исторически, Москва — это город, где можно себя чувствовать гораздо свободнее. Так было до советской эпохи», — рассказывает историк архитектуры.

Источник фото: unsplash.com

В связи с этим невольно задумываешься, почему в России так много колонн – совершенно несвойственных нашей культуре? Колонны – это тоже реакция на общественную потребность почувствовать причастность к большой стране, величественной империи.

«Почетный караул, встречающий высокого чиновника у трапа самолета, тоже стоит как колонны. Так этот высокий чин начинает чувствовать себя главой замечательно организованного пространства. Свободы нет – есть только четко организованная система, которая охраняет этого человека. Одним словом, имперское начало», - рассказывает эксперт.

Архитектура отражает потребность общества, она отражает обстоятельства времени и места. Питерская архитектура, где все улицы расчерчены на четкие линии и плавные развороты, а все здания ориентированы на вертикали, тоже говорит о строгости и величии. А Москва долгое время была провинциальным городом – местом для отдыха, но, тем не менее, дворянских.

Источник фото: unsplash.com

«Вы обращали внимание на характер парадных лестниц? Балясины – маленькие колонны, которые поддерживают перила, тоже напоминают об этом величии. И страны, и человека, который владеет доходным домом. Попадая в парадную с такой лестницей, человек будто попадает в пространство почетного караула, и чувствует себя причастным к империи – к организованному и четкому порядку».

Такие проявления «империализма» свойственны не только царской эпохе, но и советской. Сталинский ампир перенял многие черты классицизма с его величественностью и строгостью, но при этом с роскошью. Тогда архитекторам было важно, чтобы житель дома чувствовал себя важным, достойным жить в красоте. Архитекторы старались декорировать свои дома символами достижений народного хозяйства: пучками пшеницы, изображениями фруктов и цветов. Опять-таки – архитектура стала идеологическим символом и ответом на потребности общества.

Источник фото: unsplash.com

Сегодня запрос общества и заказчиков другой. Красота и эстетика сегодня находятся на втором месте. С ростом урбанизации человеку важнее просто иметь крышу над головой, а компаниям-застройщикам важнее продать как можно больше квартир. Именно поэтому сейчас не строят, а застраивают города, не заботясь об эстетике.

«Последние колонны у нас в архитектуре – это колонны библиотеки имени Ленина в Москве, строй вертикальных, очень жестких колонн, организующих пространство», - объясняет эксперт.

Алексей Клименко рассказывает, что сегодня обывателю многое в архитектуре кажется сомнительным, спорным. Но на самом деле, это связано со степенью подготовки того, кто оценивает.

«Вспомните, как Хрущев был на выставке в Манеже в 1962 году. Он, абсолютно неподготовленный в культурном смысле человек, сильно раскритиковал работы художников. И это была совершенно сознательная провокация. Думается, что ему показали эти работы для того, чтобы он сорвался и стал кричать. Он просто не понял того искусства в силу своей неподготовленности».

Источник фото: unsplash.com

Такая участь ложится на многих современных архитекторов XX века, которых считали неучами, слишком смелыми и непонятными. Прошло время, и люди смогли оценить гениальность таких архитекторов, как Алвар Аато, Ле Корбюзье, Норман Фостер и Жан Нувель. Они по-новому использовали материалы, по-новому играли с формой и композицией. Их новаторство люди смогли оценить лишь через десятилетия.

«Бойтесь резких определений. Гораздо важнее подумать, почему так сложилось. Ведь это запрос времени. Я могу назвать невероятное количество шедевров архитектуры, созданными моими друзьями-архитекторами. Дело в том, что архитектура – это сложная материя, это форма организации пространства. Для того чтобы понимать сегодняшнюю архитектуру с новыми материалами, нужно быть очень подготовленным человеком, иначе очень легко попасть впросак»,- считает эксперт.

Чем более утилитарными становятся цели и потребности общества, тем менее величественной становится архитектура. Это касается всего: от жилых зданий до храмов. В современной России строится очень много религиозных сооружений, но выглядят они скромно, а порой и странно.

Источник фото: unsplash.com

«Сегодня много вранья, подделки. А архитектура – это слишком сложная материя. Многие современные здания – фальшивки, а там, где ложь, величия быть не может. Искусство чуждо вранью, ведь это особая форма познания мира, осознания действительности. Архитектура подобна высшей математике. Ей нужно долго учиться и очень многое знать, перед там, как оценивать или самим браться за нее», - рассказывает эксперт.

Архитектура - это особая, сложная форма творчества и осмысления. Часто недобросовестные заказчики или неграмотные «архитекторы» берутся за довольно смелые проекты, не задумываясь, что они принесут обществу. А многое, что сейчас нам кажется спорным, может приобрести свой шарм и своих последователей тогда, когда пройдет проверку временем.