Да будет цвет! Зачем городу нужны пестрые здания
Цвет играет в архитектуре огромную роль. Он создает характер пространства, помогает разграничить его на зоны, усилить или уменьшить значение отдельных элементов. И, конечно, цвет – это эмоции…
Вплоть до начала нашего века фасады зданий не были разноцветными. Сначала они имели цвет того материала, из которого были сделаны, или же цвет выполнял роль важных символов: не случайно ведь в оформлении родовых замков использовались оттенки фамильных гербов, а при строительстве культовых сооружений – цвета неба и солнца. Бывали и исключения, когда творческий замысел архитектора выходил за эти рамки: благодаря этому сегодня мы можем любоваться божественно прекрасными фасадами Санта Марии дель Фиоре и других тосканских соборов.
Когда появились четкие признаки архитектурных стилей, цвет фасадов стал отвечать требованиям канонов: так, классические здания чаще всего - желтые с белыми колоннами, а те, что построены в стиле барокко – голубые, зеленые или же одного из «романтических» оттенков: розового, кремового, ванильного. Но в 1906 году в Барселоне появился дом, на фасаде которого будто расцвели райские кущи – столько там было прекрасных оттенков. Его строительство стало началом новой эры в истории архитектуры.
Речь идет о доме Бальо архитектора Антонио Гауди. Для облицовки фасада он использовал керамическую мозаику всевозможных оттенков: от белого - до голубого, от зеленого - до фиолетового. Ее цвет постепенно меняется, а на дымовых и вентиляционных трубах буквально взрывается разнообразием оттенков. Кусочки мозаики переливаются на солнце, как чешуя – то есть, автор использовал игру не только цвета, но и света. Вместе с волнистыми линиями фасада и балконами в виде раковин этот «эффект» чешуи заставляет вспомнить о некоем морском чудовище.
У Гауди появились, было, последователи, но тут наступила эпоха модернистской архитектуры – а в ней с цветом обращались строго. Прошло несколько десятилетий, и в 1952 году знаменитый архитектор-революционер Ле Корбюзье построил в Марселе на бульваре Мишле бетонный семнадцатиэтажный дом. Он так и назывался - Марсельская жилая единица. В доме обустроено 337 квартир 23 видов – для холостяков, пар и больших семей. Чтобы подчеркнуть индивидуальность каждого жителя, боковые стенки балконов были выкрашены в разные цвета. В дальнейшем Ле Корьюзье неоднократно использовал этот ход. Например, фасад знаменитого павильона в Цюрихе, который архитектор спроектировал для своей покровительницы, коллекционера искусства Хайди Вебер, представляет собой прямоугольные панели черного, белого, красного, желтого и зеленого цветов.
В 1977 году архитекторы Ренцо Пиано и Ричард Роджерс построили в Париже стеклянное здание, в котором открылся Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду. Вся «инфраструктура» была вынесена за стены здания и выкрашена каждая в свой цвет. Вентиляционные трубы – в синий, водопроводные – в зеленый, электропроводка – в желтый, а эскалаторы и лифты – в красный: в итоге цвет стал полноценным элементом архитектурного языка.
В современной архитектуре цвет используется очень часто. Интересный пример - работа французского архитектора Эммануэля Моро: создавая проект для японского банка Sugamo Shinkin Bank, автор придумал строение, напоминающее детскую игрушку. Здание банка состоит из двенадцати кубов, стены которых выкрашены в яркие корпоративные цвета. Зачем серьезному заведению такой легкомысленный дизайн, спросите вы. Все просто: «счастливые» «детские» цвета несут месседж, который выражен в слогане банка - «Нам нравится обслуживать счастливых людей».
Фото: pinterest.com, paris-life.info, iapn.ru, barcelonalove.es, delovoy-kvartal.ru, dezeen.com